Введение в Тантру. Из неизданной рукописи <Единое поле взаимодействия>

Я верю, что Чудо непреходяще

Когда я беру ручку в руки и передо мной лежит чистый лист бумаги, и тишина в доме, то непременно что-то произойдет.

Эта книга — плод многих лет, дней, часов озарения. Когда мы внимательны к жизни, в какое-то мгновение мы можем увидеть Чудо. Мы думаем, что это происходит нечасто. На самом деле просто мы редко внимательны к жизни. Чудо есть всегда, его возможно увидеть, если захотеть. И это не детская сказка, а наука исследования и постижения. Если я заранее предопределяю некий результат, то само исследование станет подгонкой под этот результат. Это будет логическая фальсификация. Но если я просто внимательна, мой ум пуст и свободен от вариантов, тогда я могу увидеть то, что объективно.

Со мной это случилось десять лет назад. Я отвела дочь в детский сад и возвращалась домой. Не спеша, с чувством облегчения после напряженного утра с его сборами, завтраком и плетением косичек я наслаждалась передышкой между садиком и началом рабочего дня. Стояла весна. Проходя мимо каштана, я увидела, что его листья уже совсем распустились, а само дерево напоминало девушку, взявшую в руку платочек и готовую через минуту начать дивный танец.

В голове моей, занятой обходом большой весенней лужи, было тихо и пусто. Вдруг в ней что-то щелкнуло, и прозвучала фраза: <Единое поле взаимодействия>. <Нет, — подумала я, — сама я столь мудреное выражение не смогла бы придумать. Что бы это значило? На поэтический образ не похоже…>

И, тем не менее, придя домой, я записала эту фразу в дневник. Рука вычерчивала какие-то схемы, графики, маятники, спирали. Шла информация, которой я не понимала. Без понимания это не было интересно. Откуда же мне было знать, что в моей жизни начался этап осознанного проживания законов взаимодействия и общения. Я увидела, что душа человека имеет некоторую структуру, так же, как тело — анатомию и физиологию. Из этой <анатомии> складывается судьба и путь. В строении психики скрыты причины настоящих и будущих событий.

Может быть, ученым книга покажется лирической, а тем, кто любит художественный образ, — чересчур научной. И те, и другие будут правы, эта книга есть попытка синтеза. В самых передовых своих исследованиях психология смыкается с физикой, кибернетикой и философией.

Возможно, что традиция писать в измененном состоянии сознания уже достаточно укоренилась в нашей культуре после книг Даниила Андреева, Станислава Грофа и Сергея Лазарева. Моя трансперсональная сессия длилась около трех лет, и это были самые тяжкие и значительные годы. Уровни личности, подсознательные хроники, эссе приходили в разное время. Я намеренно опускаю личный эмоциональный фон переживаний, образные метафоры, дающие понимание логического строения Эго, так как описать <погружение> полностью не представляется возможным. Данную теорию можно было бы сравнить с индийской тантрической теорией о дуальной природе человека и выходе из дуальности.

Когда книга писалась, я не знала, о чем она будет. Так же, как пишется стихотворение: чем-то полнится душа, и просто нужно записать. Возможно, что это всплеск моего опыта прошлых жизней в Индии, о котором я в этой жизни мало что знаю.

Люди наделяют мистическими способностями, силами и разумом все, что непознано. Так древний человек относился к огню. Сейчас реакция горения изучена, но все равно остается опасной, если не соблюдать правила предосторожности. То же самое можно сказать об электричестве, ядерной энергии и нашем Бессознательном. Чем больше мы знаем, тем меньше боимся. Хотя мистическое обаяние огня потерять совсем было бы грустно…

Внутренний опыт может показаться очень интимным, но мы понимаем, что эти состояния скрыты и скрываемы многими людьми. Они есть внутри, они случаются, они сопровождают нас по жизни и ведут. Мистичность как качество присуща каждому человеку, но научной она становится, когда искусство, культура, свобода раскрытия индивидуального получают общественную поддержку. Рассказ о пережитом мистическом опыте — это не сам опыт. Нет изобразительных средств пока, чтобы рассказать переживаемое. Но он помогает нам увидеть смысл своего пребывания и утоньшить восприятие и общение со всем, что окружает.

Самость

Нас Гений выдохнул

на Землю одинокий…

Ю. Мориц

Душа рождается как совместное творчество всего Мироздания и, перевоплощаясь из жизни в жизнь, накапливает потенциал проведения тонких энергий духа в зримые материальные формы. Не признавая духовной своей природы, невозможно объяснить такое явление, как психика. Рано или поздно человек приходит к пониманию того, что Гений, который придумал, как будут желтеть и опадать листья, есть столь разумное начало, что не стоит так уж беспокоиться за развитие мира и человека. Но хочется стать ближе, хочется понять и принять в себя тот великий педагогический замысел, который есть <Я> и человеческая жизнь, не потерявшаяся в мириадах звезд и планет, знающих свой путь.

Жизнь начинается из чего-то общего, размытого, неопределенного… Если существует единство и постоянство Небытия, то сразу же возникает разнообразие и непостоянство Бытия. Целое, испытывая одиночество, дробится на части, сами по себе несовершенные даже в идеальном проявлении, для того чтобы вновь устремиться к целому и тем самым совершенствоваться. Отделившись от целого, часть в непроявленном подобна породившему её, но в своем проявлении сначала удаляется от прародителя, обнаруживая свою частность все больше и больше. При этом она получает возможность развивать свою отдельность, становясь все меньше, уже, глубже. Она оказывается зависима от множества других частей, позволяющих хотя бы приблизительно восстановить в проявлении непроявленную целостность. Сам момент отделения от целого уже определил черты и свойства, которые проявятся потом. Осколок стекла имеет свой образ, форму, но по своей сути он — стекло. Живой осколок несет в себе программу развития. Как из клетки вырастает ребенок, так из непроявленной части целого формируется индивидуальность. Сейчас мы поймали момент, когда из непроявленного целого родилось непроявленное отдельное.

САМОСТЬ — это зерно духа, в котором заложена программа развития индивида, семечко, содержащее в себе путь, приводящий к появлению яблока.

Из песни нельзя выбросить ни одного слова. Каждый шаг пути важен: растут корни, затем ствол, листья, цветы. Древо неделимо. Яблоко падает вниз, и все дальнейшие события фатально предопределены. Оно не груша, и не орех.

САМОСТЬ наследует от Абсолюта целостность единого образа. Возможно, что это единственное, что свяжет их потом, то, на что можно опереться. Относительно Абсолюта — она — часть, относительно самой себя — целое.

Потому что если ты — яблоня, то можешь этого не знать, но не можешь не быть ею. Проявления ещё нет, мы внутри семечка. Обнаженная Ева уже ест яблоко, сейчас она разгрызет зернышко, и дуальность случится. Мир расколется на добро и зло, на белое и черное, свет и тьму, мужское и женское. Нет, нет, это совсем не страшно, это физиология проявления.

САМОСТЬ уже состоит из двух частей. Она целостна в непроявленном, но в проявлении своей программы дуальна.

Рассматривая зерно внутри, мы видим зародыш мужского начала — точку Свидетеля. Это непроявленное чистое бытие вне причины и следствия, пространства и времени. Свидетель не принимает участия в Творении, не имеет формы, и он за пределами любых качеств. Это бесстрастное и пассивное чистое осознавание. Все остальное пространство Самости занимает активное различающее Сознание — женское начало, несущее в своей программе, как эндосперм зерна, потенцию будущего Творения. Эта часть обладает формой, цветом и отличительными свойствами.

Там, где непроявленое переходит в проявленное, изначальные свойства мужского и женского начал изменяются на противоположные: мужское начало становится активным, а женское — пассивным. В эзотерических источниках встречается обозначение этого явления термином <зеркало>.

Для того чтобы реализовать свою программу, Самость рождает из точки Свидетеля мужской принцип Сознание и женский принцип Бессознательное. Моя задача — описать данное явление максимально понятными терминами. Многие духовные и психологические школы описывали природу человека, попробуем сделать сравнительные аналогии, приближающие нас к современным научным понятиям.

У первобытных и древних народов, пока сильна бессознательная тенденция, а сознательная практически отсутствует, существует жесткая традиция, соблюдение правил, большое количество ритуалов. В древнейшие времена женские божества играли главную роль. Самые древние культы поклонялись женскому началу: Луне, Матери богов, Небесной царице, дарующей жизнь всему (Маат, Нут, Изида), т.?к. вся психика была бессознательна. Сознание, мужское начало, практически отсутствует. Постепенно у женских божеств появляется дополнение в виде супруга. Его значение растет (культ Солнца), и он, в конце концов, начинает играть главную роль, а Женское начало слабеет. Развитие этой тенденции в результате приводит к появлению единобожия в религии. В основании всех ведущих религий мы видим культ Сознания и самого основоположника религии — Просветленного, мессию, сына Бога, имеющего только сознательное проявление и знание, как бессознательное (грех) превратить в святость и праведность, в умение жить разумно.

Очевидно, что само повторение ритуалов и практик не приводило к полной осознанности. Поэтому духовная школа или религиозное направление могли развиваться, если возникала научная и философская база, знание более абстрактных, чем ритуалы, принципов и основ, а также большого количества вариантов проведения духа в осознанное психическое проявление. Техники осознанности и сейчас являются самым ценным сокровищем любого духовного направления.

После смерти Мастера школа передавалась тоже Мастеру. Мастер — это, очевидно, тот, кто осознает всю свою природу, его Сознание никогда не теряет контроль над Бессознательным. Если Мастера не было, то культ и ритуалы приводили к фанатизму и выхолащивались в бессознательные формы.

Но давайте из исторического экскурса снова вернемся к нашей схеме и дадим определения. Лила, игра жизни, может выразить себя в игре слов и понятий:

Абсолют — есть непроявленое небытие.

Самость — непроявленое бытие.

Сознание — проявленное бытие.

Бессознательное — проявленное небытие.

Сознание есть мужское начало, кинетическая энергия Вселенной, которая все время движется. Оно имеет свою особую природу и когда переживается индивидом, то становится самосознанием. Его количество и качество ограничено лишь возможностями Самости.

Бессознательное есть женское начало, потенциальная энергия Вселенной, имеющая пассивную природу, но способное создавать любые психические проявления и хранить в своей структуре информацию об индивидуальном опыте. Без участия Сознания не способно различать и отбирать этот опыт.

Сознание всегда находится там, куда его направляет Самость, чтобы воссоздать свой образ. Появление Сознания в любой части индивидуального пространства рождает ощущение бытийствования. Эта часть оживает и развивается. Входя в Бессознательное индивида, Сознание начинает <путешествовать>. Слияние Сознания с Бессознательным рождает психическое переживание в каждый момент времени. При этом Сознание отдает свое динамическое начало, а Подсознание рождает форму и качество единичного психического акта.

Похоже, именно в этот момент рождается изначальная половая дуальность, ибо от качественных и количественных составляющих, а также от формы взаимоотношений между мужским и женским, зависит соотношение гендерных признаков в каждом психическом акте.

Возможно, что тут меня причислят к последователям фрейдовской эротики, все объясняющим наличием либидо, но я всего лишь практикующий психолог, ещё не успевший примкнуть к определенному направлению в психологии. Просто я люблю индийскую философию, утверждающую духовное происхождение сексуальности. Есть предположение, что Зигмунд Фрейд неплохо знал иудаизм и каббалу, но в научном мире его времени в этом нельзя было признаться. Однако его интуитивная настойчивость, в общем то, и сейчас недоказуемая, его мужское начало, имевшее силу сказать о том, что сексуальная энергия есть основание жизни, позволяют теперь высказаться об этом и мне. И, несмотря на огромное уважение и признание заслуг основателя психоанализа, видение его индивидуальности сейчас позволяет понять, почему Бессознательное называется ОНО, а не ОНА.

Именно изучение сексуальности составляет интригу психоанализа и образует некий ореол таинственности, привлекающий к нему внимание людей, сформированных там же, где и сам психоанализ, — в изуродованной фиксациями Европе. Возможно, что даже для подобных несчастных одна и та же позиция за столько лет уже порядком поднадоела. К тому же, кроме того, что удается обнаружить фиксацию, более ничего с ней сделать не удается, так как врачи и больные обусловлены совершенно одинаково и, возможно, способны только мазохистски наблюдать, как вот уже более 100 лет вытесняется их сексуальность! Больному часто советуют изучить психоанализ для себя, чтобы вылечиться, и он скоро становится знатоком своей проблемы, вместо того чтобы переехать жить на Восток, завести гарем и забыть все теории о счастье. Да, если он хочет переживать изначальную сексуальность, а не читать и говорить об этом:

Почему-то считается, что психология существует только в Европе. Но почему же культура практического формирования психики определенного свойства не считается психологией? Мастера Востока говорят на другом языке, они не объясняют и ничего не доказывают, это другая философия. Но психику могут сформировать, есть методы и многовековой практический опыт. Многие восточные техники столь сильны, что, проработав данные психические каналы и открыв способности, европейский образованный человек останавливается перед проблемой реализации их в современном обществе.

Так как реализации нет, то приходится практику прекратить и заняться чем-то другим. Эту реализацию мы можем сделать сами с помощью синтеза западной теории и восточной практики, и она может стать общей культурной традицией.

Интересно, что в хасидизме женское начало считается пассивным, неразвивающимся и по своей природе уже божественным. Женщине по этой причине не предлагают духовный поиск. Мужское же начало считается грубым, жестоким и нуждается в активной проработке.

В христианстве женщине не оказано такого уважения. Здесь женское начало выглядит значительно сложнее.

Обратите внимание, Троица не содержит в себе женского начала (Подсознания). Христианство очень тонко трактует женскую природу. Вся она считается изначально греховной и только с помощью смирения, покаяния и принятия в себя божьей благодати (Сознания) приобретает качества Духа Святого. Как это можно перевести на научные понятия? В христианстве Сознание первично, и оно будет достаточно жестко обращаться с Подсознанием. При этом женское начало будет подавлено и родит переживания своих страданий. Религия призывает при этом к терпению, смирению и возводит страдание в ранг закономерности, к которой на данном пути нужно относиться как к норме. Дух Святой — это конечный образ женского начала, заложенный в САМОСТИ, к которому индивид придет, когда преобразует Бессознательное в индивидуальность. Достигая этой совершенной трансформации собственного Подсознания в узком, конкретном самовыражении, индивид испытывает как бы <дуновение Духа Святого>. А на современном светском языке — вдохновение, озарение, инсайт. Подобные состояния всегда есть результат огромного труда либо в этой жизни, либо в прошлых. Что же происходит на трансцендентном плане? Сознание, пройдя толщу бессознательного материала, выходит в Самость, создавая при этом свой индивидуальный канал, который позволяет зафиксировать подобные состояния, получать их всегда, так как в Подсознании сохранится форма и качество действий Сознания. Примерно так же, как это делает червячок в яблоке. Он медленно и верно торит свой путь.

Поэтому любая религия предлагает большое количество сознательных форм поведения и внутренней работы над рефлексией. В состоянии психики современного человека ещё так много страхов, комплексов, неумений, несдержанных реакций и т.?д., что религия, с её четкими рамками ада и рая, с понятными заповедями, с веками выверенной психотерапией ритуалов, является мощнейшей нравственно-педагогической системой. Верующий приучается быть внимательным к своей душе, работать с различными состояниями, меняя негативные проявления на позитивные, более сознательные.

Не всегда верующий испытывает благоговение перед предметами культа. Но фетишизм позволяет ему перенести манипуляцию предметами на более сложную манипуляцию психическими состояниями. Здесь функцию переноса выполняет сам ритуал. Многократное повторение перехода из одного состояния в другое с помощью определенных действий (молитв, мантр), всегда одинаковых, дающих нужный настрой, собирает Сознание на те или иные психические проявления и развивает их. Тонкая энергия Сознания начинает свободно протекать в наработанные личностные каналы, закрепляет успех перехода, создает <якорь>. Затем, испытывая любое негативное состояние, верующий начинает читать молитву и гармонизируется.

Здесь мы видим, как единичный психический акт с помощью многократного повторения усиливается и наполняется энергией настолько, что возникает не только психическое содержание, но и его индивидуальная форма — личностный канал. Примерно так же, как из клетки растет тело, в Бессознательном рождается индивидуальное Подсознание, информационное пространство с большим качеством жизни. Оно выражает себя как черта характера, привычка, способ самовыражения, метод творчества или действия. Так рождается Личность индивида и, будучи сверхсложным инструментом выражения духа, не успевает раскрыться <по образу и подобию> за одну жизнь, но накапливает в Подсознании опыт, способности, возможности, рождается снова и снова. Это происходит до тех пор, пока Сознание не обойдет своим вниманием все возможные формы, заложенные в Самости. Все Подсознание станет осознанно, и родится новый Просветленный, прославляющий своим существованием Любовь и Разум Творения. При этом его Самость теряет отдельное существование, сливается с Абсолютом и перестает быть навсегда. Но одновременно из чрева жизни рождаются новые зерна и семена духа, невиданные доселе осколки Единого Целого. Оно не способно умереть или родиться по сути, и потому стремится ворваться в бренность форм. Бесконечность завидует Ограниченности, и в этот момент рождает ЭГО.

Светлана Левантович
г. Симферополь

Тел. +7-978-838-15-18

mysticstudio.ru

Введение в Тантру. Из неизданной рукописи <Единое поле взаимодействия>: 3 комментария

    • Очень приятно это слышать. В ближайшее время я буду выкладывать новые номера газеты и так — вплоть до отставания на два номера (в этот четверг выходит №22). Так что, следите за обновлениями и Света Вам!

Добавить комментарий