Во что верят ведьмы

Живя в начале XXI века, наши современники часто испытывают сильное разочарование в традиционных религиозных конфессиях. Не находя в нем душевного успокоения, иные люди обращают свои взоры к ведьмовскому наследию, близкому языческим верованиям:
Популярность восточных учений и философских систем, занимавших умы в течение долгих десятилетий, идет на убыль, освобождая дорогу для исконных европейских, скандинавских и славянских языческих верований. Одним из них является Уикка…

В сущности, Уикка — это религия неоязыческого ведьмовства, берущая свое начало в кельтских верованиях, средневековых колдовских традициях (другое название Уикки — Ремесло или Старая Религия). После долгого периода забвения и упадка она переживает в наши дни подлинный ренессанс. Прежде всего из-за своих весьма вольных, удобных для выполнения правил и обрядов. Являясь организованной религией со своим сводом ритуалов и заповедей, Уикка на редкость демократична и проста, чем и объясняется ее поистине фантастическая популярность в современном мире.
Основной постулат Уикки гласит: «Не принося никому вреда, делай то, что желаешь!» Этим принципом ненасилия, добра и любви пронизана вся уикканская мораль. «Современные язычники поклоняются, как их далекие предки, созидательным силам природы, персонифицированным в образах Великой Богини и Рогатого Бога», — трактует ситуацию эзотерический «Альманах неведомого» доктора К. Шукера.
Картина мира в соответствии с представлениями Уикки полна красок и радости. Уикканцы верят в реинкарнацию и карму. В их представлении каждый человек несет ответственность за свои дела и не существует никакого предопределения и злого рока. Смерть для уикканца — это возможность встречи с Богиней и Богом, с друзьями и близкими, умершими раньше. Существование души между двумя инкарнациями — время приобретении опыта, мудрости и осознания прежних ошибок. Как видим, никаких геенн огненных и пекельных мук. Не в этом ли заключается еще одна причина многочисленных переходов христиан в Уикку?
Являясь одной из древнейших религиозных традиций на Земле, Уикка не обладает такими обязательными атрибутами современных религий, как почитание святых, сложная система иерархии священнослужителей и т.д. Интересно и то, что представители разных течений Уикки никогда не обвиняют друг друга в ереси.
Еще совсем недавно Уикка была тайной религией, передававшейся от матери к дочери и от отца к сыну. Именно эти скрытность и осторожность помогли современным язычникам пережить времена гонений со стороны церкви. Уикканцы традиционно объединялись в общины — ковены, которые насчитывали по 12 человек. Каждый ковен имел свои, передаваемые из поколения в поколение, традиции и обычаи, часто не имеющие ничего общего с традициями других ковенов.
Огромную, если не решающую, роль в Уикке играют магия и всевозможные ритуальные церемонии. Их цели могут быть самыми различными: обращение к божествам и духам с просьбой о помощи, достижения благополучия, решения индивидуальных и коллективных проблем.
Например, во времена Второй мировой войны английские ведьмы приложили все усилия, чтобы воспрепятствовать переправе войск вермахта через Ла-Манш. «Как знать, — пишет эзотерический журнал «Earnest life» (Великобритания), — может быть, их усилия помогли в том, что, несмотря на большое численное превосходство нацистов, они так и не вторглись в Англию, ограничившись воздушными ударами? Другой пример: во время войны во Вьетнаме американские неоязычники регулярно проводили ритуалы с целью повлиять на ход событий и остановить кровопролитие. Несмотря на то, что война затянулась на десятилетие, ритуалы уикканцев явно не пропали даром!»
Все магические знания и секреты ведьма или колдун заносит в Книгу теней — один из важнейших предметов Уикки. Эта книга обычно представляет собой рукописный фолиант, который многие течения Уикки считают сокровенной тайной; Книга после смерти ее хозяина либо передается по наследству, либо тайно сохраняется в ковене.
Разумеется, нельзя обойти вниманием столь важный и древний атрибут ведьм, как… метла. Она используется в Уикке как оберег и как средство передвижения ведьмы по ночному небу. Собственно, последний образ давно уже стал культурным стереотипом. «Зачастую изображения летящих ведьм неверны, — комментирует «Earnest life». — Они не летают на метле, держа вверх «голову с прутьями», а не наоборот. Еще в Средние века известный демонолог Боден установил, что ведьмы летают не в своем физическом теле, а натеревшись особой мазью и заснув, — в теле сновидений (то есть в астральном образе)».

Почти все ритуалы уикканцы совершают на встречах всего ковена во время празднеств, количество которых в году составляет 21. Тринадцать из этих праздников посвящены Великой Богине и отмечаются ежемесячно во время полнолуний. (Луна всегда связывалась с матриархальными культурами.) Они называются зобатами. Восемь других празднеств связаны с культом Солнца и Рогатого Бога и называются шабашами. Их даты совпадают с датами всех знаменательных христианских празднеств, так как еще в Средние века отцы церкви сознательно приспособили календарь религиозных торжеств к народным традициям, прежде всего для вытеснения уикканских верований и обрядов христианскими.
Каждый праздник делится на три части. Во время первой язычники обращаются с молитвами и просьбами к богам, во время второй осуществляют различные церемонии менее значимой магии (лечение, привлечение благополучия и удачи и т.п.) Третья часть праздника целиком посвящается отдыху, пирам, веселью. Основные напитки уикканцев — сок или белое вино, любимые блюда — каши с фруктами.
Первый значимый праздник уикканского года — Йуль. Он празднуется в день зимнего солнцестояния (21-22 декабря) и соответствует христианскому Рождеству. Это день воскресения, рождения для новой жизни Рогатого Бога, отождествляемого с Солнцем. Само празднование ничем не отличается от современных Рождества и Нового года — те же украшенные елки, венки из сосновых веток. Следующий шабаш — в начале февраля, называется Имбольк и соответствует христианскому Сретению. Это день очищения, посвященный Богине, которая помогла воскреснуть Богу.
Иостр, соответствующий Пасхе, празднуется во время весеннего равноденствия (20 марта) и посвящен пробуждению земли.
В ночь с 30 апреля на 1 мая празднуется Бельгейн, называемый в христианстве Вальпургиевой ночью. Это время возмужания Бога, когда он соединяется с Богиней, чтобы все в природе могло размножаться и плодоносить. День летнего солнцестояния (20-е числа июня) — Мидсамма — посвящен Солнцу, достигшему своей созидательной мощи. Этот день соответствует Иванову дню. Всю ночь напролет горят костры, символизирующие живительную силу Солнца и Света. 1 августа празднуется Пахнесед — начало сбора урожая. Во время осеннего равноденствия (20-е числа сентября) празднуется день окончания сбора урожая — Хавестайд.
Состарившийся Рогатый Бог готовится покинуть этот мир. И, наконец, в день его смерти — 31 октября — уикканцы празднуют последний в году шабаш, называемый Самхэйн (в христианстве — День Всех Святых). Это время воспоминаний об усопших, а также лучший момент для общения с потусторонним миром при помощи особых ритуалов. Вся жизнь в природе замирает до следующего Йуля:
Все больше людей на Западе, прежде всего в Великобритании и США, обращают сегодня свои взоры к Уикке. Так древнее верование обретает новую, современную жизнь.
Александр Евтеев
эзотерик, исследователь
религиозных профессий
г. Киев

Добавить комментарий