Руна Света под Севастополем

Давно и с глубоким интересом отслеживаю статьи и публикации в вашей уважаемой газете, в особенности то, что касается археологических открытий и находок на нашем полуострове.

В данной статье речь пойдет об интереснейшей археологической находке на территории Севастополя, относящейся к периоду средневековья, а именно — к XI-XIV столетиям.
В августе этого года в нашей местной газете «Слава Севастополя» была опубликована статья Михаила Баканова «Храм c корабликом», послужившая толчком к написанию данного материала.
Как пишет автор статьи, в 1993-1994 годах при участии студентов, а также преподавателей Свято-Тихоновского православного института совместно с Херсонесским музеем-заповедником (рук. Т.Ю. Яшаева) были проведены археологические раскопки самого западного в Крыму пещерного монастыря в Сарандинакиной балке на окраине Севастополя. При проведении археологических работ были исследованы сам храм, трапезная, притвор храма, а также пещерные помещения, являвшиеся частью общего комплекса келий, расположенных по обеим сторонам храма.
На первом этапе работ было установлено, что пещерная часть монастыря относится к последнему периоду его существования, к XIV-XV векам. Более ранние периоды не были изучены из-за обвалившегося свода.
В последние сезоны раскопок 1994 и 1995 годов было установлено, что в Сарандинакиной балке был расположен поблизости от Фиолента скит пещерного типа, существовавший предположительно с XI по XIV-XV вв.
Ныне этот монастырь включен в описание православных святынь Крыма и негласно получил название «Храм с корабликом» — по найденному на его стенах изображению парусного судна с полным парусным вооружением.
Однако стоит перейти к самому главному археологическому и сакральному памятнику древности, относящемуся к средневековому периоду, — руне, найденной среди христианских символов и крестов на южной стене храма. Отмечается, прежде всего, верх, низ, восток и запад, внутри которых и расположен сам рунический символ, как правильнее бы стоило его именовать.
После исследований этого рунического символа удалось установить, что он непосредственно мог быть связан с идеологией христианства раннесредневекового периода. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, нужно ненадолго углубиться в историю.
Нам известно, что в течение первых веков христианства изображение креста, а тем более распятия, не использовалось. Именно по этой причине роль распятия исполняли скрытые кресты, или так называемые монограммы Иисуса Христа. Этот символ состоит из двух частей, которые означали «Х» (в позднем значении — Андреевский крест), начальная буква имени Христос и вертикальная черта, обозначающая первую букву имени «Иисус» — «I». И вот здесь-то, на мой взгляд, начинается самое интересное: этот раннесредневековый христианский символ несложно сопоставить по конструкции, а самое главное, по значению с руническим символом «Алу» (см. рис.), о котором пойдет речь ниже.
В настоящее время известно, что этот рунический символ, несущий в себе, в сумме, значения света, обновления, воплощения и жизни, принадлежит к так называемым Новым рунам, как показывает история и, самое главное — археология, известным уже в XI-XIV столетиях на территории Крымского полуострова.
Любителям рун, а тем более тем, кто интересуется ими серьезно, интересно было бы узнать, что «Алу» — это составной рунический символ. Его основные составные руны — Ансуз , Лагуз и Уруз — принадлежат к так называемым Старшим рунам, хорошо известным в Скандинавии уже В III-VIII вв. н.э. Значение, которое они вместе представляют, прекрасно вкладывается в рамки христианской доктрины. Ансуз — означает верховное божество — Одина, вершителя справедливости и помощника правому. Это «божественная руна», обозначающая божественную силу в действии. Лагуз — это вода, во всех ее аспектах, а мы помним по Библии (Новый завет), что Христос ходил по воде «аки по суху». Главное ее значение — это равновесие и закон единства противоположностей. И, наконец, руна Уруз воплощает собой энергию неограниченного творческого потенциала.
Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что ранние христиане имели веские причины широко использовать руну «Алу» при строительстве и оформлении скитов и храмов. В нашем же случае рунический символ, заключенный в два венка и круг между ними, скорее всего, может символизировать триединство естества Бога — Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой дух. Внешний, особо приметный, круг вполне согласуется с широко известным солярным символом бесконечности Творца и вселенской сферы — Абсолютом.
Прорезанная же вблизи алтаря эта руна, или рунический символ, имеет, по-видимому, центральное и объединяющее значение, подобно тому, как похожие символы, имеющие в своей основе свастику как символ Солнца, широко и по сей день используется в православных орнаментах. Более того, они часто встречаются на полу храмов, строго под основанием креста на главном куполе.
Могу также вполне согласиться с автором статьи, когда он утверждает, что расположение рунического символа «Алу» на южной стене храма между верхом и низом, востоком и западом — являет собой основы вселенских законов. Снизу — духовная свобода в рамках этих законов, сверху — процесс обновления, приходящий с востока на запад, обеспечивающий движение с юга на север. А ведь именно по этому закону христиане осеняют себя крестным знамением, почитая его незыблемым и непреложным, а значит — Святым.
Здесь, говоря о сакральном, духовном и историческом значении рунического символа «Алу», нельзя не упомянуть об одной из первых, если не первой находке рунных знаков на Крымском полуострове, в восточной его части на г. Опук. И об этом несколько лет назад писала «Тайная Доктрина». Напомню, о чем шла речь: силами Южнобоспорской экспедиции Крымского филиала Института археологии НАН Украины (рук. В.К. Голенко) на месте развалин древней крепости была обнаружена стела из местного камня с руническими знаками. На лицевой стороне стелы изображен равносторонний крест в круге как солярный символ или, правильнее сказать, один из солярных символов. Кстати, по общей конструкции он несколько напоминает символ из Сарандинакиной балки, а ниже — руническая надпись из четырех рун Старшего Футарка (датировано не позднее IV в н.э. или ранее).
Все это может говорить в пользу того факта, что члены раннехристианских общин были хорошо знакомы с тайной рунических знаков и символов и применяли их в символике храмов, и это не было такой уж редкостью.
Заканчивая эту статью, не могу не сказать о том, что в настоящее время «Храм с корабликом» находится в критическом положении, на его месте находится один из гаражных кооперативов, а сами остатки комплекса келий активно захламляются и забрасываются бытовым мусором, свозимым со всего района города.
Описание рунического символа «Алу» также взято из более ранних фотографий (М. Баканов), сейчас стены храма сильно закопчены. Со времени раскопок, проведенных Т.Ю. Яшаевой 13-14 лет назад, здесь не ступала ни нога реставратора, ни, тем более, археолога. А ведь буквально на наших глазах погибает и уходит в забвение ценнейший исторический и сакральный памятник средневековья — одна из точек энергетического и духовного равновесия в нашем общем доме — полуострове Крым.

А. Козлов
историк-краевед, г. Севастополь

Добавить комментарий