Размышления врача о путях сохранения человека

Механизмы адаптации человека в быстроменяющихся условиях жизни на Земле
Продолжаем публикацию материалов по теме «круглого стола», который недавно прошел в редакции «ТД». Сегодня предлагаем вашему вниманию доклад кандидата мед. наук, доцента, врача высшей категории В.И. Злобиной (г. Симферополь).


Мои оптимистические мысли о возможности сохранения жизни опираются на высказывания корифеев нашей науки. В частности, И.И. Мечников писал:
«В эволюции человека преобладает сильное развитие мозга и умственных способностей. Вот почему человек потерял множество органов и функций, служивших его более или менее отдаленным предкам».
Фундаментальные исследования академика Н.П. Бехтеревой по физиологии мозга подтверждают, что в процессе эволюции возник сложнейший орган — мозг человека, обладающий, с одной стороны, удивительной, сохранившейся на протяжении тысячелетий избыточностью, и, с другой стороны, известной анатомической предуготовленностью некоторых его зон, полифункциональностью, огромным количеством связей при физиологической утрате множества из них в процессе развития.
Хорошо известно, как важна постоянная деятельность органа и его элементов для сохранения его возможностей и как легко наступает утрата этих возможностей без тренировки у отдельного индивидуума. Однако для того, чтобы мозг не утратил своих первоначальных возможностей, но и мог развивать их в онтогенезе, в самом мозгу должен существовать какой-то механизм; механизм, исключительно важный для индивидуального развития и сохранения возможностей мозга индивидуума для обучения.
По данным исследований Н.П. Бехтеревой и ряда других исследователей известно, что в мозгу (и не только человека) есть механизм, обеспечивающий избыточные возможности при встрече с каждой новизной.
Когда обстановка оказывается новой, когда есть хоть какие-нибудь основания для того, чтобы удивиться, то мозг в этих случаях как бы проигрывает массу готовностей к новой ситуации. В это время активизируется огромное количество нервных элементов, включается масса связей между различными зонами мозга. Весьма вероятно, что такая реакция на новизну и является чем-то вроде естественной тренировки мозга, механизмом, который обеспечивает избыточную готовность к каждой, даже маленькой, новизне данной минуты, сохраняет возможности индивидуума к обучению на протяжении большей части жизни. А может, сохраняет в прошедшие долгие века и видовые возможности мозга человека? В книге Л.П. Гримака (1978) экспериментально подтверждено предположение о возможности работы мозга по разным шкалам времени.
Вопрос о надежности работы мозга важен не только для теоретической науки. Он важен для кибернетики, для медицины, педагогики и понимания процесса адаптации к быстро меняющимся условиям — экологии, техническому прогрессу, миграционным процессам, общественным и социальным изменениям.

Для перехода в эпоху Ноосферы потребуется не столько время, сколько колоссальные усилия по реконструкции, перестройке нравственности, духовного мира человека, которому необходимо расширить свою экологическую нишу и утвердить Принцип ценности каждой индивидуальности.
В основе новой цивилизации должно стоять, во-первых, представление об общей планетарной общности.
Вторым краеугольным камнем в фундаменте планетарной цивилизации будущего должно быть представление о единстве человека и природы, их гармонии. Но это может быть только при условии, что человек изменит и отношение и к самому себе.
А что поможет гармонизации? Что не позволит разрушаться человеку и миру, в котором он живет? Третьим компонентом гармонии в человеческом обществе должна стать женщина. И здесь мне хочется привести, на мой взгляд, убедительные слова Алексея Клизовского из книги «Основы миропонимания Новой эпохи», гл. 9 «Призыв к женщинам всего мира»:
«Принцип развития жизни и совершенствование человечества заключается в любовном единении и равновесии мужчины и женщины, в дополнении одного другим и гармоничном сотрудничестве этих двух разделенных половин человеческой сущности, которые лишь в единении составляют одно».
Если отсутствует одно из этих условий, происходит нарушение великого закона равновесия Начал. Мужчина сильнее физически, женщина — духовно, мужчина более развит интеллектуально, женщина — интуитивно. И лишь когда они друг друга дополняют тем, чем силен один и слаб другой, они правильно выполняют свое назначение в мироздании.
Недаром в древних еврейских писаниях женщина называлась Айша, что значит — Душа. Именно женщина есть душа человека, душа народа. Какова женщина — душа народа, таков народ.
Но если бы женщине предоставлена была возможность свободно проявить лучшие качества своей души: сердечность, отзывчивость, мягкость, стремление к правде и справедливости, любовь, сострадание и миролюбие, производить свое влияние не только на окружающую ее среду, но влиять на законодательство, на дипломатию и политику, то человечество не дошло бы до такого состояния, в котором сейчас находится».
Четвертая основа гармонии человечества — любовь, душевное отношение ко всему окружающему миру и, прежде всего, к детям.
Во избежание голословности вышесказанного хочу привести уникальную философию народа Китая, сплотившую страну со всеми ее многочисленными обитателями. Во времена правления династии Хань (200-220 г. до н.э.) сформировались основные философские доктрины: конфуцианство, даосизм и культ предков, обогащенные впоследствии пришедшим из Индии буддизмом. Идеи Конфуция оказывали на китайскую культуру воздействие в течение более 2-х тысячелетий. Это, фактически, религия, главный принцип которой — призыв к законности, системе и порядку. Во главе угла стояли этические, моральные принципы «цзюнь-цзы» благородного человека, который следует принципам высокой морали, поэтому достоин быть правителем. Кроме того, огромная роль отводилась гуманности («жень»), родителям и братской любви. Конфуций считал, что, только воскресив обычаи и культуру предков, можно добиться порядка в обществе. А идти к этому надо великим путем Дао. Путь, метод, высший принцип, краеугольный камень даосизма состоит в том, что человек — часть природы и должен жить, соблюдая ее законы, уважая, восхищаясь и преклоняясь перед ней.
Суть философского воззрения, взращенного на взаимопонимании и уважении, можно свести к следующему; в природе все просто, едино и гармонично. Человек есть часть этой природы, огромного макрокосмоса, и его микрокосмос должен развиться по тем же законам, что и вся Вселенная. Человек Востока всегда стремится жить в гармонии с Небом и Землей.
Достичь этой гармонии можно только при условии, что каждому возрасту могут быть предложены тезисы, помогающие определиться, осмыслить жизненный процесс. Необходимы понимание того, что эволюция человека не завершена, увеличивается роль разума как предвестника нового, сознательно активного ее этапа, признание несовершенства, промежуточности, кризисного характера природы человека в современных условиях и возможностей ее совершенствования.
«Человек стал человеком только потому, что увидел красоту вечерней зари, глубину лазурного неба, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, увидел и изумленный пошел по земле, создавая новую красоту. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и пение кузнечика, журчание ручейка, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи,- услышал, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни» (Ю.В. Линник).
Слушает — и ничего не делает. И, вероятно, потому, что не ощущает гармонии с жизнью, с Мирозданием, с самим собой. Это, к сожалению, главное. Красота — есть психологическое ощущение гармонии и целесообразности и, соответственно, постоянный спутник здоровья.
Сегодня человечество вступило в фазу трагедии — разрушения понятия ценности личности, ценности каждого «я», и отсюда — ценности жизни. Истоки этой трагедии лежат в семье и школе.
Истина в том, что на первый план выдвигаются здоровье и жизнь как особенная ценность, в которой полностью раскрывается человек и его духовный мир. В результате поисков ученых начали вырисовываться и оформляться контуры новой науки, лежащей на стыке медицины и педагогики, философии и психологии, этики и эстетики. Эта наука — валеология, оформившаяся как научное направление в последнее десятилетие прошлого столетия.
Есть все основания тревожиться за здоровье, жизнь и духовное состояние общества. Печальна статистика рождения детей с отклонением в нервной системе в первый год жизни. Если в СССР в 70-80-е годы это был каждый 4-й ребенок, то сегодня на Украине констатируется отклонение в нервной системе при рождении у 60-80% детей.
Мозг ребенка очень мобилен. И при всей тяжести поражения на первом году жизни 45% выздоравливают, 16% выходят в инвалидность не способные к обучению и освоению какой-либо профессией. Около 40% — частичная инвалидность.

В чем же на сегодняшний день я вижу пути улучшения здоровья и сохранения человека? Прежде всего — строгий контроль медицины и высокая ответственность и пересмотр количества и качества прививок. Недопустимым является передача профилактических прививок в частные учреждения. Что имеет место на Украине. В 80-е годы профилактических прививок было меньше и ставился вопрос об отмене некоторых из них — оспы, например. Ныне их масса, к тому же комбинированных (дифтерия, столбняк, коклюш, корь, гепатит, полиомиелит, разные штаммы гриппа). Грубейшая ошибка в здравоохранении государства — отделение Фармакологического комитета от Министерства здравоохранения и превращение его в торгующую организацию, фактически неподконтрольную тому, кто оценивает качество и эффективность лекарств. Но самое главное — создать эффективную защиту детей от безграмотного применения химических средств, а направить на тренировку природных резервов организма. Этот путь возможен только с введением валеологии с 1-го класса в школьную программу на государственном уровне.
В России по валеологии с 1995-го года работает большая группа ученых в Санкт-Петербурге. В группе городов России имеются экспериментальные школы. Наработан и опубликован серьезный методический материал. Готовятся в соответствующих вузах соответствующие кадры валеологов.
Принцип оздоровления подрастающего поколения — в соединении знаний Запада и Востока. Принцип Запада — «Познай себя». Принцип Востока — «Сотвори себя».

Усматриваю при серьезной работе в этом направлении и еще один положительный резонанс. Сегодня главный источник просвещения — школа. Исходящие от нее серьезные знания по валеологии обязательно коснутся родителей. Не останется в стороне и старшее поколение. Поэтому необходимо подготовить и врачей-валеологов и психологов, чтобы они работали в содружестве с педагогами, т.к. должны быть подготовлены тесты оздоровления для любого возраста. Ведь часто ныне взрослый человек, особенно в пожилом возрасте, полон тревог, страха, ожидания катастрофы со своим здоровьем, с толстой амбулаторной картой диагнозов и обследований, с мешком лекарств и полным неверием в свой организм.
Так вот, среди этой группы людей, тревожных, ранимых, с неустойчивой вегетативной нервной системой, большой процент тех, кто перенес перинатальную паталогию, т.е. рожденный с отклонением нервной системы. Легкие повреждения во внутриутробном периоде, при рождении или на первом году жизни часто оставляют следы на всю жизнь, как правило, в нарушенной адаптации к меняющимся условиям жизни.
Вот это все необходимо знать валеологам всех уровней, врачам, особенно педиатрам, ведущим детей до самого ответственного возраста — 15-ти лет. Поскольку таких детей — немалый процент в каждом классе, а для них характерно преобладание механической памяти и, как правило, запаздывание абстрактного мышления нередко до 5-6-го класса, их нельзя относить (что часто делают педагоги) к умственно отсталым. Позже они с интересом устремляются в творческую работу, но при обязательной помощи вначале, а как доказала Н.П. Бехтерева, поступление новой информации дает великий стимул мозгу, а отсутствие тренировок — отмирание неработающего звена клеток.
Так и в пожилом возрасте — если человек постоянно совершенствовал себя в выбранной профессии, то его профессиональные, закрепленные способности сохраняются очень долго и поступление новой информации дает новый стимул. Есть данные Института человека (США), что если специалист совершенствует свою программу через 10-15 лет (как-то обновляет ее), то его физическое состояние и творческие профессиональные способности продлеваются на этот срок.
С получением новых данных по исследованию в области ДНК (исследования профессора П.П. Гаряева), следует запретить УЗИ в акушерстве. Цену отрицательного воздействия рентгеновского излучения мы познали полностью, можно сказать, через 100 лет после его открытия. Использование всякого рода облучения (ионизирующего, ультразвукового, электромагнитного, лазерного и пр.) для обследования и лечения, т.е. воздействие на живую природу, особенно детского организма, должно быть подвержено глубокому анализу, а не служить методом материального обогащения.
Подготовила
Лариса Басюк
тел. 050-150-64-10

Добавить комментарий