Сакральная сила танца

На заре цивилизации танец являлся способом общения человека с миром, в том числе с невидимыми планами.
Ритуальные танцы помогали охотникам почувствовать дух животных, танец использовали для лечения больных, провожания мертвых, празднований, взаимодействия с природными стихиями (танец Дождя, танец Ветра). Сила танца за-ключалась в том, что человек умел сонастроить пульсацию своего тела с ритмами окружающего мира, природы, Вселенной.

Первые танцы возникли до музыки и сопровождались ритмом ударных инструментов. Танец имел своей целью соединение человека с могущественными космическими энергиями, расположение к себе духов природы.
Групповые танцы, в которых несколько человек или целое племя сливалось в едином ритме, высвобождали огромное количество энергии. Во многих культурах существовали танцы, построенные по принципу круга, танцы в круге, держась за руки или плечи друг друга. Такие танцы вызывают чувство единения и родства.
Танец дарит удивительное ощущение, можно сказать, мистическое состояние, которое наступает через некоторое время после начала его исполнения, когда человек может войти в особое состояние, в котором границы реальности становятся прозрачными, восприятие расширяется. Это связано, с одной стороны, с высвобождением энергии и изменением биохимии тела в результате ритмичных танцевальных движений, а с другой стороны… «Танец как часть религиозного культа мог обеспечивать вхождение в особое психическое состояние, отличное от обыденного, в котором возможны различного рода мистические контакты с миром духовных энергий. Танцевальные культы делают попытку прорыва к высшей духовности, возвращению духовной интуиции, ощущению полноты бытия» (Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. СПб., 2001).
Танец способен переводить человека в другую плоскость бытия.
В древних культурах танец имел ритуальный характер и в тех случаях, когда он являлся частью религиозного культа и когда служил средством общения (бытовые танцы и танцы празднеств)или был магическим танцем-заклинанием и т.д.
Танец мог быть некрасивым, угловатым, резким и т.д. Но эти определения неприменимы к танцу в его глубинном понимании. Танец — сама жизнь, сама ее правда. То, что непонятно для современного разума, имеет свою скрытую внутреннюю таинственную логику. Рациональное мышление в данном случае бессильно, это область интуитивного познания, открывающаяся через переживание этой реальности.
Интересно, что многие народы исполняли свои танцы в особых случаях: война, голод или какое-либо другое бедствия. Это придавало им силы, помогало преодолеть трудности.
Большое распространение имели женские обрядовые танцы. Чаще всего они были связаны с культом плодородия. Вера в магию женского танца была очень велика, поэтому существовали, наравне с мужскими, военными и охотничьими, и женские ритуальные танцы, составлявшие часть общего ритуального действа. Эти танцы стремились обеспечить богатый урожай, победу в войне, удачу на охоте, уберечь от засухи. В женском танце соединились магия движения с магией женского тела.
В Древнем Египте мифы, связанные с культом Осириса, отражались в многочисленных мистериях, во время которых в танцевально-драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа. Танец исполняли женщины-жрицы. В Египте существовала специальная школа, которая готовила жриц-танцовщиц, вся жизнь которых проходила в танце. Это были первые профессиональные исполнители.
Уже в Древнем Египте и Древней Греции появились различные направления танцевального искусства. Кроме ритуальных танцев, существовали бытовые, танцы праздников, а также спортивные танцы, имевшие целью формирование силы и ловкости.
В наши дни танец стал формой искусства, а человек — зрителем, получающим эстетическое удовольствие от созерцания исполнения танца профессионалами.
К счастью, современному человеку стали доступны древние танцевальные традиции и новаторские методы, где танец выступает как способ самовыражения, раскрепощения и исцеления. Здесь танец — не только пластика и движение, но и расширение представлений о возможностях своего тела и его выразительности как средстве коммуникации. Танец способен создавать баланс внутреннего и внешнего, раскрывать творческий потенциал.
Тело человека создано для движения, которое так же естественно и необходимо для жизни, как и дыхание. Движение дает нам энергию, уравновешивает, исцеляет, пробуждает. Движение и танец способны порождать психическую энергию, необходимую для обретения силы, духовного совершенствования, для жизни. Танец соединяет наши физические возможности и энергию с духовными устремлениями и помогает нам сохранить контакт с высшими жизненными силами. Танец способствует взаимодействию полушарий головного мозга, соединяя интуитивное и рациональное. Жесты, позы и движения способны передать невыразимое. Они задействуют оба полушария мозга и являются прямым и мощным средством связи с космическими силами, которые действуют вокруг и внутри нас.
Энергия не возникает в процессе танца, но он пробуждает и активизирует ее, это происходит не столько от нашего умения танцевать, сколько в результате нашего непосредственного участия. Не важно, насколько красив танец, как он выглядит со стороны, важно, что человек чувствует, переживает, транслирует во время танца.
Для меня танец является мостом, соединяющим тело и душу, территорией, где невидимое становится видимым.
О. Гончарова
танц-терапевт, г. Симферополь
тел. 098-591-58-98

Добавить комментарий