Сказка для взрослых и игра для детей

Зачем дети играют?Чем манит их это занятие? Манит настолько, что они забывают обо всем на свете! Даже о еде!
Да только ли дети? Сколько раз вы наблюдали за играющими котятами или другими зверятами?

Психологи и биологи-этологи утверждают, что игра — это реализация врожденной программы нашего биологического компьютера по самообучению и саморазвитию. И что игра для ребенка — это симуляция грядущей реальности, а также отработка навыков и приемов реагирования на изменение среды. Важнейший механизм приспособления и выживания, подкрепленный инстинктивно.
Дети легко учатся в игре. Эту особенность давным-давно заприметили взрослые и успешно используют ее для обучения малышей и подростков.
Кто из нас не видел собаку, играющую со щенками? Так она учит их защищаться и охотиться. Мы, люди, — не исключение. Мы поступаем так же.
Активные игры развивают, в первую очередь, тело ребенка и навыки по его управлению. А как обстоит дело с умом, находчивостью, сообразительностью?
Конечно, детские забавы направлены и на это. Но в какой степени? И как это можно использовать для целенаправленного развития ментальности ребенка?
Пытался ли кто-нибудь сделать это абсолютно сознательно?
Если порыться в древних трактатах, то можно обнаружить очень любопытные вещи. Например, цитата: «Яо придумал Го для того, чтобы развить ум своего сына Дан Жу».
Речь идет об интеллектуальной игре Го и полулегендарном императоре Яо, который правил в Китае в XXIII веке до нашей эры!* Сколько воды утекло с той поры в Янцзы!
Не один император Яо числится среди авторов этого культурного феномена Востока! В разных удельных царствах Поднебесной империи трактаты писали и другие мудрецы, прославляя своих правителей, а те почитали за честь назваться отцом И-Го. Каждый кулик свое болотце хвалит!
Кто бы ни изобрел Го, для нас важнее понимание, что около пяти тысяч лет назад, на самой заре цивилизации, появившись как игра-методика для развития умственных способностей, И-Го не только не канула в Лету, но и распространилась по всему современному миру. И вот сегодня мы наблюдаем на экране телевизора, как президент США Барак Обама вручает китайскому лидеру Ху Дзинь Тао символический дар — драгоценный набор для И-Го. Знак уважения, понимания, мудрости и сотрудничества.
Много ли нам известно культурных феноменов такой древности?

Что же это такое — И-Го? Игра? Спорт? Боевое искусство стратегии? Искусство в чистом виде? Особая философия? Ментальная практика? Что нам, современным людям, досталось в наследство от наших предков? Еще одно развлечение или инструмент развития и самосовершенствования?
Пожалуй, на эту тему стоит рассказать одну историю:
Однажды три ученика поспорили о том, что такое Го. Один доказывал, что Го — это спорт, другой, что боевое искусство, а третий — ментальная практика. Не сумев договориться, они пришли к Мастеру Го за помощью. Вот что рассказал им Мастер, выслушав каждого:
«Однажды дети играли во дворе с солнечными зайчиками. Скоро их позвали к обеду, и они убежали, позабыв зеркальце. Первым его обнаружила свинья.
— Что это,- спросила она?
— Зеркало, — промурлыкал проходящий мимо кот. — В доме много таких.
— А что такое зеркало? — спросила корова из хлева. Ей было плохо видно.
— Зеркало — это драчливый петух, — сказал драчливый петух,- заглядывая в него.
— Нет. Зеркало — это старая лошадь, — сказала подошедшая старая лошадь.
— Не говорите ерунды, — возмутилась свинья. — Зеркало, как две капли воды, похоже на мою покойную тетю.
— Зеркало — это совершенно ужасная вещь, — подумала корова.
И только серый кот лукаво ухмылялся в усы. Уж он-то наверняка знал, что всякое зеркало — это на самом деле пушистый кот, до крайности похожий на него самого.
Да. Каждый видит свое частное и часто не видит целого. Таковы люди.
Но мир многогранен, и каждая грань интересна по-своему. Мы вот, к примеру, начали наш разговор с игры как способа развития детей. А это только одна из граней искусства И Го, этой древнейшей тайны Востока.
Насколько же успешно решает она эту задачу?
Вот что пишет об этом Ричард Бозулич, известный в мире Го публицист и автор множества книг, в статье «Го и интеллектуальное развитие детей»**:
«Ряд исследований, проведенных на Западе, показал, что игра в шахматы не только ускоряет раннее развитие интеллекта ребенка, но также улучшает социальное развитие и вносит вклад в общее положение ребенка среди сверстников. К сожалению, все эти исследования проводились в западных странах и не принимали во внимание игру Го, которая сильнее всех остальных воздействует на интеллект.
Каким образом игра повышает образованность ребенка?
Ряд японских психологов проводил широкие исследования детей, играющих в Го. Их исследования привели к уверенности в том, что врожденные способности лучше развиваются у тех из них, кто играет в Го. Согласно данным одного из исследований, проведенных университетом Чиба, стратегия Го имеет глобальный охват, т.е. действия в одной части поля влияют на все доску. В противоположность этому — образ мысли ребенка узок. Но когда ребенка учат играть в Го, он быстро развивает видение всей доски в целом и переносит это умение на повседневную жизнь. Исследователи также указывают, что чем раньше начать учить ребенка, тем лучшего результата можно достичь. Видимо, лучше всего начинать изучение игры с возраста 4-5 лет. В этом возрасте мозг развит только на 65-70% и влияние на процессы мышления оптимально. И, конечно же, детям нравится играть в Го, как и в другие игры».
Клинические исследования показали также, что при игре в Го, в отличие от большинства других видов интеллектуальной деятельности, активно задействованы не одно, а оба полушария головного мозга. Что это означает?
Дело в том, что каждое из них — не равноценно для человеческого интеллекта. Ученые утверждают, что наши логические и лингвистические способности управляются левым полушарием, а интуитивные сферы деятельности, связанные с музыкой и способностью распознавать сложные образы, контролируются правым полушарием мозга. При занятии, например, живописью более нагруженным оказывается правое полушарие, а математикой — левое.
Стоит ли удивляться, что крен при обучении ребенка в ту или иную сторону со временем приводит к перекосам, и порождает «физиков» и «лириков»?
В этом контексте И-Го представляется замечательным исключением, в котором естественным образом оба стиля мышления дополняют друг друга. Развиваются как логика и счетные способности, так и образное мышление и интуиция.
«Из проведенных исследований следует вывод, что дети, которые изучают Го, тренируют оба полушария своего мозга, что ведет к развитию как творческих, так и логических способностей», — подытоживает автор, и с ним трудно не согласиться тому, кто уже испробовал на себе магию Го.

За годы работы Крымской федерации Го через ее кружки и секции прошли сотни детей. Для многих из них «Вечная Игра» осталась увлечением на всю жизнь, помогая сохранять ясность ума и продолжая стимулировать творческое развитие личности, в том числе и на избранном профессиональном поприще. Такова особенность И-Го как инструмента развития. Совершая ошибки и получая опыты на ее доске, ребенок и взрослый получают уроки на всю жизнь и для всей жизни. И не только по времени, но и по сути. Ведь Го содержит мощный стратегический пласт. Недаром на Востоке И-Го считают боевым искусством. Еще в XI веке китайский поэт и мыслитель Чжан Ни говорил об этом в трактате «Канон Вейцы»***.
Но, быть может, древняя игра, придуманная чуть ли не в каменном веке, устарела и потеряла свою актуальность в наше время компьютерных технологий?
Увы. Несмотря на миллионы долларов, обещанных за победу в равной игре с мастером начального ранга, компьютер до сих пор не может управиться даже со средним любителем разрядником. И дело здесь совсем не в количестве и таланте программистов, а в сложности решаемой ими задачи. Так что судите сами.
«Игра Го совершенствует человека», — учил Конфуций. Не верите?
Спросите любого, практикующего И-Го, и он скажет: «Го изменила меня!»
Константин Возников,
почетный президент Крымской федерации Го (Вейчи)

* Жанг Хуа (Zhang Hua) Трактат «Bo Wu Zhi», написан примерно в 270-290 г. н.э
** http://gostart.ru/013.html
*** Вейци, или Вейчи, — китайское название И-Го

Контакты:
Школа Го И Вейчи «Стожар»,
тел: 050-200-66-87;
эл. почта: stozhar@i.ua
Сайты:
http://100jar.blogspot.com/
а также
http://100zhar.blogspot.com/
Крымская Федерация Го (Вейчи) http://crimea.weiqi.ru/

Добавить комментарий