Вечно горящие светильники

В эпоху всеобщего разграбления древних усыпальниц Египта, Греции и Рима появились устойчивые слухи, что в гробницах, помимо всего прочего, находились чудесные лампы, которые горели со времени погребения и гасли, когда в захоронение врывались осквернители и расхитители гробниц…

«Подобных сведений было так много, — комментирует британский журнал «The Globe», — что ученые заинтересовались этим вопросом и нашли достаточно убедительные доказательства у античных и средневековых историков-хронистов относительно правдивости утверждения о том, что древние мастера умели изготавливать лампы, горящие без замены топлива и фитиля тысячелетиями. Также было сделано открытие, что эти лампы не чадили, не считая легчайшего облака дыма при их разбивании или тушении, что объясняло одну из загадок древнеегипетских пирамид: как мог живописец наносить фрески на недоступные для света участки стен, не испортив при этом копотью масляных ламп и факелов всю работу».
Свидетельства о вечно горящих лампах были собраны вместе, обобщены и проанализированы. Подобная лампа была обнаружена в гробнице дочери Цицерона — Туллиолы близ Аппиевой дороги во времена папы Павла III. Эта лампа горела в герметически закрытом помещении, то есть, вдобавок ко всему, еще и без доступа кислорода, 1600 лет освещая погруженное в прозрачный раствор, препятствующий разложению, тело юной девушки с восхитительными золотистыми волосами. Ворвавшийся в усыпальницу сквозняк загасил пламя лампы, зажечь которую вторично не удалось. Такого же качества лампы находили (хотя и редко) по всему миру в местах древнейших цивилизаций.
В 1401 году близ Рима была обнаружена вечно горящая лампа, стоящая в изголовье саркофага Полланга, сына Эвандра, которая горела, если считать датой ее зажжения день загорания, более 2000 лет! Подобная лампа имелась и в безымянной мраморной гробнице, найденной в 1500 году на о. Несида в Неаполитанском заливе.
Еще одна вечно горящая лампа имелась в Эдессе во времена правления императора Юстиниана (VI век). Она находилась в защищенной от стихий нише над городскими воротами и горела, судя по выбитой на ней дате зажжения, около 600 лет, пока не была растоптана вражескими солдатами.
Семь ламп были найдены и на территории Англии. Самая примечательная из них находилась в гробнице генерала ордена розенкрейцеров, которую при вторжении извне должен был разбить длинным копьем механический рыцарь.
Помимо стран Европы и Средиземноморья (вост. побережье), вечно горящие лампы были обнаружены в индейских и китайских храмах, а также в Центральной и Южной Америках. Увы! Ни одна из таких ламп не была представлена ученым в целом виде, а то, что попадало в их руки, совершенно не походило на осколки ламп в нормальном понимании этого слова. Трудности, однако, не остановили исследователей, стремившихся раскрыть невероятный секрет вечного топлива, а, наоборот, подстегнули их к экспериментам.
Самую простую гипотезу выдвинул ученый-иезуит Афанасий Кирхер. Вот что он пишет: «В Египте имеются богатые месторождения асфальта и нефти. Что делают хитроумные жрецы? Они подсоединяли тайными трубками участки источника нефти к одной или нескольким лампам с асбестовыми фитилями. Эти-то лампы и горели вечным пламенем. С точки зрения некоторых исследователей, это наиболее вероятное решение загадки сверхъестественного долготерпения этих ламп».
Всего о вечно горящих лампах было написано около… 200 работ! Возможность существования топлива, которое возобновлялось с такой же скоростью, что и сгорало, была предметом серьезных споров в научных кругах средневековья и позднего периода. Единственное, в чем сходились почти все по поводу вечно горящих ламп, было то, что фитили этих ламп непременно должны были быть сделаны из огнеупорного асбеста, который алхимики называли «шерстью» или «кожей саламандры». Все тот же Кирхер в течение двух лет пытался получить из этого несокрушимого материала масло, полагая, что оно тоже будет неразрушимым, но позже пришел к выводу, что его труды безрезультатны.
Со времен раннего средневековья сохранилась дюжина формул приготовления вечного топлива, но ни одна из них не принесла ожидаемых результатов.
Но лампы все же существовали! О них складывались легенды. В частности, весьма небезынтересны многочисленные восточные сказания о джиннах, обитающих именно в лампах, и западные предания о заключенных в бутыли духах и душах людей, которые всегда излучали вокруг себя свечение. Если принять во внимание все сопутствующие вечно горящим лампам характеристики, а само вечногорение, отсутствие копоти, невосприимчивость к отсутствию кислорода и странный вид этих изделий древности, то «приобщение» к секрету этих ламп легенд о духах и джиннах уже не будет казаться какой-то нелепостью. Более того, изучив верования древних народов, в частности, Египта, можно предположить, что исходящий от ламп свет не имет никакого отношения к огню или электричеству, а такая версия также высказывалась в начале ХХ столетия. Чтобы обосновать это предположение, стоит вспомнить о самом ритуальном погребении. Особенно это касается бальзамирования, ведь вечно горящие лампы находили только в тех местах, где сохранению тела покойного придавалось первостепенное значение.
Известно, что внутренние органы усопшего изымались из тела и помещались в специальные сосуды, установленные возле саркофага. Дальнейшее исследование этого вопроса станет еще интереснее, если принять во внимание, что во времена древних царств к известным сегодня внутренним органам причислялся еще один, скрывающийся за терминами «роза сердца», «жемчужина в цветке лотоса», «божественная искра» и другими; этот орган непосредственно «делал живое живым».
На понятии «бессмертная душа» держится практически любое утверждение о духе как доисторического времени, так и современной нам эпохи, будь то религия, оккультизм или эзотерика в своем глобальном объеме. Из всего этого можно сделать гипотетический вывод: в вечно горящих лампах вообще не было ни масла, ни нефти, ни фитиля — в них были заключены жизненные силы или души покойных, сияющие словно маленькие солнца и, естественно, не дающие ни гари, ни копоти, ибо они — частички самого Бога; само собой разумеется, что подобное сокровище необходимо было охранять, дабы оно не попало в руки врагов. Потому-то и были устроены всевозможные хитрые механизмы, разбивающие лампу при вторжении вандалов.
Конечно, такой достаточно вольный подход к теме вечно горящих ламп можно оспорить, приведя те же древние трактаты, согласно которым душа после смерти должна соединиться с Богом. Но это верно лишь в том случае, если не принимать во внимание бальзамирование или любое другое действие, оберегающее тело покойного от тления. Для чего это делалось? Ответ можно найти в «Египетской Книге Мертвых», в которой есть глава «О восхождении к Свету», зная текст которой, фараон в любое время мог выйти из своей гробницы и возвратиться потом назад, не опасаясь, что его не примут стражи потустороннего мира. Главный вывод, который можно почерпнуть из этого древнего писания египтян, это то, что фараону для выхода в материальный мир была необходима жизненная сила, которая и находилась подле мумии в стеклянном сосуде, принимаемом из-за свечения за лампу. «Так что, — свидетельствует «The Globe», — приобщение к делу «заточенных джиннов» сыграло некоторую роль в рассеивании мрака таинственности вокруг вечно горящих ламп. Хотя о полном «рассеивании» говорить пока рано, по крайней мере до тех пор, пока в тени незнания будет находиться другая тайна — непостижимый секрет бессмертия человеческой души».
Александр Евтеев
г. Киев