Храм Мира

Продолжение.
Начало в №№23, 24/2009,
1, 2/2010

Легенда о Храме Мира
Меру как природный объект состоял из двух гор: собственно Меру и Химават, называемый горным хребтом. Обе горы являли собой одно целое, единый горный массив, пока грандиозные землетрясения не разделили Меру и Химават. Между ними образовалась внушительная трещина, со временем превратившаяся в ущелье, по дну которого течет река. Конечно, вы узнали р-н Чатырдага и Демерджи и разделающую их речку Ангару.

Весь горный массив страны Меру Веды называют Кайласом, Авеста — Харайти, или Высокой Харой, с главной горой Харой Березайте. «Хара» и «гора», впрочем, — тавтология, поэтому грамотнее сказать просто — Высокая Гора, или Гора Березайте.
У шумеров Меру носит очаровательный эпитет — «лазурный», а также Гора Изобилия, он же — Экур священный. В славянских преданиях и древних книгах Кайлас и Меру имеют обощающее название — Белые Горы, Святые Горы. Слава Богу, хоть славяне правильно называют цвет Крымских гор!
Надо сказать, что переселившиеся на Индостан арии (II-I тыс. до н.э.) нарекли новые горы в честь исторического горного массива, оставшегося на родине их богов, это — Кайлас, Хималаи. Название «Меру» и «Раса» сохранились только в священных текстах, а также в видоизмененных крымских топонимах г. Демерджи и р. Салгир.
В одной древней легенде, записанной в Индии мадам Блаватской, рассказывается о том, как возник Храм Мира. Его после Потопа построили на вершине горы Меру, на ее утесе, похожем на голову великана. Утес назывался Джьйотишкой, что значит — Лунный.
У шумеров этот утес с эпитетом «Могучий», а также Храм Лазурный, стоящий на нем, были посвящены Энлилю — богу Луны.
Оба эпоса одинаково описывают красоту утеса и храма: лазурные, украшенные самоцветами, блистающие. В «сверкающих эпитетах» скрывается традиция прославления огня, которому приносили жертву. Огонь имеется в виду подземный или лунный. Находился он во владении бога сокровищ Куберы. Отзвуком жертвоприношений огнепоклонников стала местная легенда о горе-Кузнеце. Злой колдун требовал от имени своего жестокого бога в жертву девушек. На Демерджи постоянно пылали жертвенные огни, что произвело на свет Божий легенду об огнедышащей горе Фуне. Этой легенде немало удивлялись геологи, поскольку Демерджи не был вулканом, по крайней мере в историческое время. Можно было предположить, что речь идет о неких культовых обрядах. Сделал это только один человек, художник-эзотерик К.Ф. Богаевский. На его полотнах запечатлены длинные дымные хвосты жертвенников на плато Крымских гор.
Вернемся к индийской легенде. Дальше в ней рассказывается, как люди, заселившие послепотопный мир, заблудились в Храме Меру — таким он был огромным. Одним концом упирался в правую бесконечность другим — в левую. Что-то Богу-создателю не понравилось в поведении тех людей, то ли их бестолковость и наивность, то ли свободолюбие, но он, хорошенько потрусив горы, разрушил Храм, засыпал подножие Меру камнями…
Дальше будьте внимательны, поскольку пойдет рассказ о возникновении знаменитой Долины Привидений.
Камни, по воле бога, превратились в идолов. Красные обозначали мужских особей, белые и серые — женских. Каменный пантеон состоял, как говорит легенда, из превосходных качеств. А люди становились злее, порочнее, перестали чтить Учителей, предавали и убивали друг друга, разбавляли арийскую кровь неарийской, и тогда на землю Меру сошла Карма (Возмездие). Идолы превратились в орудие наказания.
Лазурный Храм в сказаниях шумеров тоже рассыпался у подножия Могучего утеса, превращаясь в демонических сущностей. Благодаря шумерам можно вычислить время гибели Храма Лазурного (Храма Мира) и образование Долины Привидений — конец IV тыс. до н.э., когда потомки мудреца Утнапиштима уходили в Переднюю Азию, спасаясь от землетрясений и наводнения, охвативших Северное Причерноморье, Крым и Кавказ.
Итак, легенда в изложении Е.П. Блаватской удивительно точно описывает подножие Демерджи, засыпанное камнями, что представляет собой изваяния правдоподобных скульптур божеств, животных, чудищ, словом, идолов. Также легенда правильно называет географическое расположение Демерджи, употребляя гиперболизмы «правая и левая бесконечность». Как вы уже знаете, это стороны света — юг и север. Демерджи так и расположен, причем утес Джьйотишка (ныне Екатерин-гора) обращен к югу.
Повторимся еще раз: место величия, «средоточие всех сторон света», (согласно шумерам), Храм Мира (согласно индийской легенде), утес Джьйотигака (согласно Ведам) — это Екатерин-гора, или Сфинкс Демерджи. В Авесте это место называлось Золотой Горой.
У шумеров Киур (он же Ку Экур, Ур), с одной стороны, необъятный, как сам Меру, с другой стороны, он воплощен в необычном по красоте Могучем утесе, на макушке которого, как нам сообщают все древнеарийские предания, стоял Храм. Шумеры называли его сотворением своих богов.
Уточним для ясности: какие это шумеры жили в древнем Крыму?
Археологически их культура установлена в прошлом веке на юге Украины, где существовала до 3 тыс. до н.э. Главный сакральный объект культуры сумеров (так называют укр. шумеров) — всемирно известная Каменная Могила под Мелитополем.
Мы полагаем, что после Всемирного потопа Крым какое-то время входил в зону влияния сумерской культуры и первый Храм Мира был построен ими. Современники даже не знают настоящего имени этого народа, поскольку «сумеру» (или шумер) — отнюдь не этническое название, а сакральное. Как, впрочем, неизвестно самоназвание атлантов.
На наш взгляд, за которым стоит свое исследование, сумеры и атланты — один народ, точнее, сумеры — этнические наследники погибшей Атлантиды, сыны племени тиреннов (они же — тореты, тирсы, тиревцы-тиверцы, ретии). Тиреннами звали себя этруски, надо понимать, наследники малоазиатских шумеров, а вернее, их жреческих кланов. Не затрагивая дольше данные совсем другой темы, скажем только, что знаменитый древнеарийский род кауравов, давший ветви народов в Индии, в Грузии и на Украине, своими корнями уходит в цивилизацию тиреннов (т.е. атлантов).
В Крыму сохраняется довольно много топонимов шумерских корней, перешедших в санскрит. К сожалению, сам язык сумеров в Малоазиатском Шумере испорчен неарийскими языками и таким образом записывался их эпос. А если учесть, что он переводился на другие языки — хурритский, хеттский, ассирийский, самый поздний из которых — современный английский. Сразу ли поймешь первоначальный смысл? Например, имя героя эпоса — Гильгамеш. Как оно произносилось сумерами? «Гильга» — это гилка (ветка укр.), галька (камень). «Меш» — это «мышь», а также «змея» — «муш». Сочетание «Гамеш» уже означает «камыш, т.е. тростник. А «Гиль» — это «кил», или «ил» — илистое отложение на дне озера или моря. Вот сколько значений в одном имени, и поди ж знай, что подразумевали сумеры, произнося его!
Назовем несколько топонимов сумерских корней. Перво-наперво — Аджимушкай — «страна змей», Симеиз — «Семибожное), Кикенеиз — «Лебединое».
Восстанавливая топонимику страны Меру, учтем сумерские в ней корни.

Шатер — гора или?..

Сам Меру, в древнеиндийском эпосе «дваждырожденный», состоял из хребта Сумеру и Юкагира. Сейчас это г.г. Демерджи и Сев. Демерджи, а название «Юкагира» осталось в форме «Юки-тепе», так называют гору, которую обегает р. Бурульча.
Названная горная система являлась частью Кайласа. «Кайлас» осталось в наименовании плато «яйла» (джайлава), в названиях типа Калас, Ка(й)ле. Само плато Кайласа унаследовало авестийское «Харайти», в совр. произношении — Караби.
Возвращаясь к теме о Вознесенной стране, дополним ее такими сведениями. Как центр религиозно-культового комплекса Меру делили на Мир живых и Мир предков, на верх и низ (Ирий — Вирий). Это хорошо видно по словоформе «Суверна, Суверу», где «Су» (шум.) — «сверх, святость», а «веру» — это «под верхом». Ведийское «Сумеру» (Суверу) вполне можно прочитать как «верхняя страна».
Суверна, один из сакральных синонимов страны Меру, трактуется «Золотая», «Прекрасноцветная».
Плато Демерджи, где находится Могучий утес (Екатерин-гора), имеет четырехугольную форму. Такой же формы плато Чатырдага. Он так же, как и Демерджи, расположен по линии «юг-север» (в длину — 10 км, в ширину — 4 км). Такая географическая особенность древних Меру и Химават, или Высокой Хары, отражена в мировоззрении ариев. Мы уже говорили, что родину свою они представляли в виде четырехугольника, где есть священная точка, через которую проходит мировая ось. Можете не сомневаться, эта точка — Екатерин-гора, по сути дела, — главный Сфинкс Земли, или ее Сила МЕ.
Есть еще одно объяснение мировоззренческому мышлению ариев, называвших эту сакральную точку именем Шивы, которая превратилась в «север».
Если смотреть на Чатырдаг с моря или со стороны леса (т.е. от Симферополя), кажется, что Шатер-гора повернута перпендикулярно Демерджи, по линии «восток-запад». Эта диковиная схема природы позволила ариям обыгрывать взаимозаменяемость сторон света: север-юг, восток-запад. Как-будто вокруг точки МЕ вращается Химават, становясь то по линии «север-юг», то по линии «восток-запад». Однако же! Чтобы прийти к такому выводу, требовалось видеть Чатырдаг сверху! Разве это не лишнее доказательство, что у создателей Вед были летательные аппараты?
Итак, познакомимся поближе с древним Химаватом, или Хшатрасукой на Высокой Кангхе (Харе), согласно Авесте.
Рудимента «Химават» в топонимике Чатырдага нет. Но если это название означает «лежбище зимы» (как и Гималаи), то для Чатырдага подходит в самый раз.
«С Чатыр-Дагом шутки плохи, и особенно зимой, — говорится в краеведческой литературе, — Густые туманы с видимостью не дальше 2-х метров, обильные снегопады, сильные ветры с морозами — обычные явления на нижнем и верхнем плато…» Добавим только, что тысячи лет назад климат на Чатырдаге был еще суровее, как, впрочем, на всей Высокой Харе, достойный климата на берегах Белого моря. Море Русское зимой в аккурат замерзало, превращаясь в «Молочное».
Насчет плато на Чатырдаге уточним. В XIX веке принято было считать их не два, а три. Причем четырехугольная схема приравнивалась по форме к правому следу великана, где пальцы-утесы обращены к северу. По этому поводу есть легенда, согласно которой Брахма (в позднем эпосе — Вишну) в стране Меру оставил один из своих следов. Будем считать, что плато Чатырдага — это форма следа бога Брахмы.
Интересно само название «Чатырдаг». Его авестийская параллель — Хшатрасука. «Шатро» очень похоже на «шатер» и одинаково с «чатра» («чатыр»). Но, более того, оно сохранилось в названии священного леса — «Чайтратха».
Языковеды, в принципе, связывают «Чатырдаг» с арийским «Чатрадса» (сорок) и с русским «Шатер-гора», где «шатер» подразумевает крышу (дах). «Сорок сороков» на Чатырдаге вполне объяснимы, там встречаются ветры всех сторон света, поют, образно говоря, на разные лады, и грозно, и подобно колоколам древних хоромен или комор.
Но мы предлагаем свою расшифровку «Чатырдага». Это ведическое «Чайтратха». Чатра-Тах дословно означает «четыре угла». Такая трактовка отражает взгляды древних на географию родины богов. Это и есть средоточие 4-х сторон света, дыхание 4-х ветров и многое другое, философичное, культовое, эзотерическое.
Так что Шатер-гора — это четырехугольник, Чатра-Тах.

Тамара и Виктор Плак
с. Абрикосовка Кировского р-на

(Окончание следует)

Добавить комментарий