Горе от ума?

Мир на всей Земле так же, как и мир отдельного
человека, зависит от состояния человеческого ума
Окончание.
Начало в №7/2010

Когда святого Тукарама спросили о том, как можно контролировать ум, который, словно обезьяна, гоняется за чувственными удовольствиями, он ответил:
«Пусть обезьяна бежит, вы же оставайтесь спокойно там, где находитесь, не позволяйте телу убегать вместе с обезьяной-умом. Скажите ему: «Я не отдам тебе тело в услужение». Тогда ум остановится и его можно будет усмирить. Подобно тому, как существуют методы для сноса старых домов, существуют и методы для разрушения сложных построений ума.

Можно посоветовать уму, который так быстро растекается в разных направлениях: «О, ум, не затягивай меня в потоки мирских соблазнов, не толкай на путь чувственных желаний, не мешай моему духовному росту. Лучше уведи меня к Господу. Пожалуйста, устремись в этом направлении».
Чем же нужно занимать ум? Своевременным планированием, рассмотрением ситуации для того, чтобы принять решение, какое действие совершить. Сначала идет здравый смысл, а затем уже духовный. Так что к каждому действию сначала нужно применить закон здравого смысла.
Чтобы разрушить стены нашего ума, нужно разобрать их по кирпичику. Каждый кирпич в этой стене — наши верования, понятия, убеждения и желания. Если мы думаем о чьем-то несовершенстве, мы сами становимся несовершенными. Кто-то несчастлив, мы садимся рядом и тоже становимся несчастными, нам грустно. А если кто-то радостен и мы находимся рядом, мы становимся радостны, улыбаемся. Быть счастливым или радостным — это своего рода тренировка ума.
Что от нас дальше всего? Ответ такой: ушедшее время, т.е. прошлое, это самое далекое место, в которое ум любит нас возвращать. Почему? Если мы хотим денег, мы можем их заработать. Если мы хотим занимать определенную должность, то, приложив усилия, мы можем этого добиться. Родственников мы тоже можем обрести. Они появятся сами собой, как только у нас будут деньги и должность. Об этом нам не нужно беспокоиться. В жизни мы можем получить все, что хотим. Но ушедшее время, прошлые дни нам уже не вернуть! До тех пор, пока деятелен ум, пока он стремится увести нас в воспоминания, окунуть в прошлое, человек не в состоянии избавиться от порождаемого им бесконечного потока мыслей. Он, конечно, волен думать обо всем, что ему угодно, но это является признаком свободы мысли, а не свободы человека.
Решение вопроса «болезни души» в том, чтобы принять прошлое как прошлое и жить в настоящем. Я ЕСМЬ СЕЙЧАС. Все будущее зависит от СЕЙЧАС. Всегда от СЕЙЧАС. Важны мысли и действия в настоящем, а не в прошлом. Прошлое существует, и его нельзя изменить — оно создало нас такими, какие мы есть сегодня. С этой точки зрения, мы создаем свое будущее точно таким, каковы наши мысли и действия сегодня. Вот почему так важно жить в настоящем, сознавая, что в это самое мгновение, как и в любое другое мгновение, мы создаем свое собственное будущее.
Злые мысли, плохие действия, зависть — все это создает негатив и ведет к новым проблемам в будущем. Одна плохая мысль более могущественна и вредна, чем сотня хороших. Это все равно что влить каплю яда в стакан чистой воды. Надо наблюдать за теми мыслями, которые рождаются в уме, и никогда не забывать, что мы являемся создателями своей собственной судьбы; ум — только инструмент Бога, а Бог — свидетель всей игры. Люди на другой стороне океана могут улавливать наши мысли Любви. Мы можем посылать мысли Любви туда, где есть несчастья, трудности, нашим родным и близким, вместо того чтобы порождать страх и беспокойство. Любящие, исцеляющие мысли могут излечивать людей в отдаленных местах. Наши мысли и мысли других людей наполняют Вселенную, каждая мысль известна Богу и занесена в анналы вечности.
Ум — не материя, ум — энергия. Нужно сохранять направленность наших мыслей на просветленность. Какая бы ни возникла мысль, ум становится тем же. Если мы думаем о каком-то человеке, тогда наш ум развивает те же качества. Если мы думаем о святом, ум начинает принимать тот же покой, ту же тишину. Все эти качества возникают внутри.
Не важно, что происходит вокруг нас, а важно то, как мы на это реагируем. Не окружающая нас обстановка имеет решающее значение в управлении чувствами и эмоциями, а мы сами, чистота наших побуждений, искренность поставленной цели, устремленность и решимость не отступать на духовном пути. И это гораздо важнее, чем жизненные обстоятельства, которые совершенно не существенны в этом отношении. Чем труднее обстоятельства, чем невыносимее окружение, тем сильнее становится человек, преодолевающий эти обстоятельства. Поэтому надо приветствовать все внешние тяготы и тревоги. Надо следовать чистоте преданности Богу даже в таких условиях. Когда мы будем жить согласно священным писаниям, мы увидим, что условия и обстоятельства покорятся нам и принесут плоды. Они станут подвластны нам, а мы станем их хозяевами.
Когда нас что-то раздражает или мы начинаем гневаться на кого-то, то самое лучшее, что мы можем сделать, это сказать, как сказал в свое время Иисус Христос: «Прости им, Господи, не ведают, что творят по невежеству, освети их разум Светом Твоей Божественной Любви». Это дарует покой, а не разжигает месть, вражду и невежество.

Добро и зло вносят одинаковую лепту в формирование характера, но во многих случаях горе оказывается более эффективным учителем, чем счастье. Когда повсюду свирепствуют бури невзгод и кажется, что мы больше никогда не увидим света, когда надежда и мужество почти покинули нас, тогда, в разгар сильнейших душевных потрясений, вдруг вспыхивает свет внутри нас, и загасить его потом не смогут никакие ураганы.
Легкая ли рябь, большая ли волна, всколыхнувшие ум, затихнув, никогда не исчезают бесследно. Любой наш поступок, любое движение тела, любая мысль, промелькнувшая в уме, остаются запечатленными навсегда и становятся частью его. И даже если их влияние не очевидно, то есть когда кажется, что не осталось от них и следа, в действительности в глубинах подсознания они делают свою работу. То, что мы из себя представляем в любое мгновение нашей жизни, есть совокупность всех впечатлений и мыслей нашего ума. Если преобладают позитивные впечатления и мысли, характер человека облагораживается, если нет — личность деградирует. Если человек постоянно думает о плохом, сквернословит, творит зло своими действиями, ум его переполняется отрицательными впечатлениями и сам порождает злобные мысли. Это гибельно для него. В дальнейшем негативное мышление человека заставляет его видеть зло даже там, где его нет. Он уподобляется машине, управляемой своими собственными отрицательными мыслями, в то время как человек сознательно должен контролировать свои мысли.
Аналогично, если человек думает о хорошем, делает добро, любит мир и людей, ум его наполняется положительными впечатлениями и, в свою очередь, побуждает делать еще больше добра, причем иногда даже вопреки собственным настроениям. Если человек много работает для всеобщего блага, видит в людях только их лучшие стороны, ум его, следовательно, заполнен позитивными впечатлениями и мыслями, у него возникает устойчивая потребность в добре и справедливости. У такого человека, даже если вдруг и появится желание сделать что-либо зловредное, его ум, являющийся совокупностью позитивных мыслей, не позволит так поступить. Действия такого человека будут определяться положительными стрем-лениями, и благородство его характера со временем лишь укрепляется.
Прежде всего надо перестать задавать все вопросы, кроме одного: «Кто я? Это мое тело, мой ум, мой интеллект. Но чей это «мой»? Кто объявляет себя владельцем того, что называет «своим»? «Мое» указывает на принадлежность. Это «мое» и есть жизнь. Пока в теле есть эта жизнь, существует связь между «моим» и интеллектом: «мое» тело, «мой» дом, «моя» земля. Но в тот момент, когда жизнь покидает тело, нет ничего «моего» или чувства собственности. Жизнь — это Бог. «Кто есть я?» Ответ дал Иисус Христос, сказав: «Я и Господь едины».

Кто-то может сказать: «Я стремлюсь контролировать ум, но он суетится, как бешеная собака. Как же мне достичь своей цели?» Здесь кроется заблуждение. Ум неуловим, но он привязан к чувствам. Поэтому, надо контролировать чувства, не давать им втянуть нас в вещественный мир. Этим способом ум можно сделать инструментом просветления, а не заблуждения.
Как быть без мыслей? Как устранить мысли? Это возможно. Нужно повернуть и обратить свой ум на Бога. Сейчас ум обращен на мир. Что нужно в современной ситуации? Нужно направить ум от озабоченности внешним миром вовнутрь или перенаправить его на Бога. Когда ум обратится на Бога, он успокоится.
Существуют следующие способы очищения ума:
1. Повторение Имени Бога. Сосредоточение на Образе Бога.
Вот вы сидите здесь и вдруг обнаруживаете, что думаете о перебранке, в которую давеча вступили с одним человеком: «Какой он все-таки мерзкий! Все, больше с ним дела не имею». Как только вы поймаете ум на такой мысли, сразу же замените ее именем Бога, например, Иисусовой молитвой: «Господи Иисусе Христе, помилуй нас». В каждой религии есть своя молитва, но Бог один и откликается всем. Так имя встает на место той мысли, которая принесла бы страдания. Заменяйте именем Бога все такие мысли, что нарушают мир и покой в сердце и вовлекают вас во всякого рода трудности.
2. Воспевание Славы Господа.
Если собираются несколько человек и совместно поют хвалу Богу, то каждому из них будет даровано знание природы Бога. Когда мы воспеваем Славу Богу, то наш ум концентрируется на Его форме, язык произносит Его имя, а сердце наполняется Любовью к Нему.
3. Чтение Священных Писаний.
Если человек не научился быть человеком, зачем изучать что-то другое? Воистину, надо познать Божественность, пребывающую в сердце. Самоисследование — это лучшее, что есть в Священных Писаниях. Как течение реки управляется ее берегами и потоки воды направляются к морю, так и Священные Писания управляют чувствами, умом и интеллектом и помогают человеку достичь моря и раствориться в Боге.
4. Размышление о Господе и Его историях.
Когда мы встречаемся лицом к лицу с Богом и начинаем размышлять над Его именем и Славой, форма Бога входит в нас. Когда разнонаправленный ум, устремляющийся во всех направлениях, погружен в размышление о Господе, достигается тот же эффект, что и при прохождении солнечных лучей через увеличительное стекло: рассеянные лучи приобретают силу пламени, способного сжечь и поглотить. Так же и волны разума и чувства ума обретают однонаправленность, проходя через собирающую линзу Духа: они проявляются в виде Божественного великолепия, способного испепелить зло и осветить радость.
5. Повторение молитвы.
Благодаря неустанной и день и ночь произносимой молитве многие русские монахи стали святыми. Они молились не только о спасении себя, но, прежде всего, о спасении страны, всех людей во всем мире. И их молитвы помогали вынести тяжесть бремени войн, несчастий, катастроф, обрушивающихся на людей. Вспомним Серафима Саровского, Серафима Вырицкого, Иоанна Кронштадтского.
С помощью молитвы человек может не только подчинить свой ум, но и полностью освободиться от него. Сначала о Боге слышат, затем думают о Нем, затем Его чувствуют и, наконец, Его непосредственно испытывают. Мыслеобраз переходит в форму чувства, и та превращается в реальный опыт.

То, как проявляет себя ум, можно сравнить с театром одного актера, в котором один актер — Ум — принимает разные обличия и исполняет разные роли в зависимости от различных жизненных ситуаций.
Жизнь — это игра, в которой Бог одновременно является режиссером, актером и зрителем. Это игра Высшего Я со своими менее осознанными частями, начиная от царства минералов до высокоразвитых существ. В этой Великой Игре мы все являемся фрагментами, «подыгрывающими друг другу в получении опыта». Игрок, видящий всю картину в целом, — Бог — перемещает фрагменты таким образом, чтобы получилась потрясающе красивая мозаика. Это очень напоминает детскую игру в паззлы, только в космических масштабах, с бесконечным количеством оттенков мыслей, чувств, поступков и судеб одушевленных «фрагментов». В этой грандиозной игре Игрок, процесс игры и «игровой материал» являются Одним без второго, вечно познающим и сотворяющим Самого Себя. Этот великий процесс происходит на различных «игровых площадках» — уровнях сознания или планах бытия, которые представлены в человеке пятью оболочками. Игрок создает жизненные ситуации и проживает их, повышая уровень игры по мере роста нашего сознания. Наше Высшее Я постоянно посылает нам темы для размышления и проживания, когда мы к этому готовы. Особенно быстро мы учимся на тех из них, которые трудно назвать приятными. Хорошее и плохое находится в уме, не во внешнем мире. Поэтому надо исправить сначала свое восприятие. Ум окрашивает события в белый или черный цвет, навешивая ярлыки «хорошо» и «плохо». Критериями оценки являются живущие в уме верования, убеждения, привычки, представления. Ум возводит стены, ограничивающие наше непосредственное восприятие действительности. Он подобен темным очкам, через которые мы смотрим на мир. Наши представления и убеждения окрашивают весь мир в свой цвет. Поэтому мы должны разрушить стены ума и начать воспринимать действительность такой, какая она есть. Именно ум раскрашивает мир. Если ум чист, то мир благодатен; если нечист — мир изобилует опасностями.
Актеры, которые играют пьесу на сцене, не получают такой радости и удовольствия от игры, как зрители. Чтобы получить максимальную радость от игры жизни, необходимо относиться к ней подобно зрителю, несмотря на то, что нам приходится в ней участвовать. И к такому состоянию зрителя или наблюдателя нужно приучить свой ум.
В чем причина всех наших неудач в современном мире? В том, что в человеке преобладает еще животная природа. Пока человек отождествляет себя с телом, умом и чувствами, он не может обрести счастье. Счастье — это единство с Богом.
Человек изменится, когда изменится его ум. Только преображение ума приведет к раскрытию божественной природы. Преображение ума — важнейший источник человеческого преображения. Преображение человека повлечет за собой преображение нации — залог всемирного преображения.

По материалам учения
Сатья Саи Бабы подготовили
Галина и Нина Саины
г. Керчь
burakovagalina@mail.ru

Добавить комментарий