Вся жизнь — Йога

Мудрость Востока, практическая философия древних религий, стезя духовного творчества, инструмент совершенствования физического здоровья — вот далеко неполный перечень популярнейшего сегодня понятия «йога».

Да, пожалуй, нет более масштабного и не менее противоречивого направления в истории человечества, чем Йога. А ее потрясающее многообразие, сила воздействия и глубина преображения, вызывает восхищение и желание наследования у миллионов людей, открывших для себя ее духовный мир.
Шествуя уверенным эволюционным шагом, Йога помогает найти каждому человеку собственное зерно истины, произрастающее в подготовленной почве духовного устремления.

Происхождение Йоги
Происхождение Йоги достаточно древнее, а ее корни произрастают в почве еще более архаичной. Санскрит, повествует нам об истоках Йоги, тянущихся за десятки тысяч лет от нашей эры, которая, тем не менее, не утратила, а скорее приобрела свою актуальность в нынешний сложный период жизни. И хотя наиболее ранней считается школа философии, основанная Патанджали, Йога-сутру, которую он составил, относят к более отдаленному периоду и мудрецу Яджнавалкии, автору истинной доктрины Йоги, передаваемой устно.
Системно Йога развивалась в среде индийских монахов или аскетов, которые наблюдали ее влияние через мантры (молитвы), размышления, дыхательные упражнения. Для них Йога была инструментом, позволяющим осуществлять глубинный контроль над всеми внутренними процессами и познавать мир духа через самоотождествление.

Определение и суть Йоги
Слово «йога» произошло от санскритского корня «йодж», или «йудж», имеющего много смысловых значений: «соединение», «единение», «связь», «гармония», «обуздание», «союз», которые можно представить следующим образом:
— Йога — это единение цели и средств духовного совершенствования и освобождения человека от оков материальности в преобразовании его автоматической и полуавтоматической природы.
— Йога — это союз интеллекта и интуиции, углубление знания в сверхзнание, ментального в сверхментальное, разума в сверхразум.
— Йога — это открытие мира души в себе и дальнейшее растворение и соединение с ним с одной единственной целью — слиться с Первоисточником всего, напиться ЕГО соком, раствориться в ЕГО лучах, наполниться всецело ЕГО любовью.
— Йога — это искусство обуздания чувств и рассудочной ментальной природы.
— Йога — это гармоничное восприятие действительности: не эмоциональное или ментальное, а через фокус души, предполагающее новое рождение и сознательную и самонаправляемую эволюцию.
— Йога — это практическая психология, преодолевающая иллюзорные границы личности для индивидуального разворачивания души. В соприкосновении с более высоким и устойчивым сердечным вмещением и откликом на призывы Духа с его божественной реализацией, Йога преобразует телесную природу в ее троичном единении.
— Йога — это выход на новый обертон времени за пределы Природы и границы собственного невежества.
— Йога — это увлекательнейшее путешествие от простого к сложному и, наоборот, с поиском себя в йогическом делании и нахождении своего места в цепи причинно-следственных связей.
— Йога — это мантра, которая словно колокол, звучит в сердцах, трансформируя все то, что мешает духовному росту.
-l Йога — это наука самораспознавания, делающая жизнь осмысленным шагом совершенствования через сосредоточение и медитацию с терпением и верой.
Сущность Йоги можно определить как контакт индивидуального человеческого сознания с Божественным в различных точках соприкосновения, что, в свою очередь, определяет школу или направление Йоги, которой мы отдаем предпочтение.
Прислушавшись к собственному внутреннему голосу, мы можем раскрыть те грани души, которые привнесут в жизнь не только свежий ветер обновления, но и сознательное понимание своего жизненного искания и предназначения.

Эпохи Йоги
В разные эпохи Йога служила людям средством, позволяющим раскрыть их истинную суть.
В древней Лемурии наиболее эффективным инструментом духовного развития была Хатха-Йога, благодаря которой человек обучался искусству умелого и сознательного контроля над своими органами, системами и частями тела. С помощью физических и психических средств достигалась гармония двух противоположных начал: энергии солнца (ХА) и луны (ТХА), раскрывающих человеку свой глубокий символизм и тайну единства.
В дни Атлантиды две Йоги обеспечивали прогресс и самосовершенствование: Лайя-Йога и Бхакти-Йога.
Благодаря Лайя-Йоге, или Йоге Растворения, собственное сознание йогина сливалось с трансцендентным, и производилась сонастройка всех центров тела — чакр с их последующим эволюционным развитием или раскрытием лепестков — психологических качеств.
Этимологически «растворение», согласно древним славяно-арийским источникам мысли, представленным в Ведах, а затем переданных в санскрите, Ра — есть источник, свет, Солнце; рас — род страны асов (людей); створ — проход, вход, тончайший просвет; творение — способность человека быть со-творцом с Богом.
Таким образом, растворение есть не что иное, как тончайший творческий акт соединения человека с Богом, сознательное и сосредоточенное совместное действие в заданном направлении.
Позже Лайя-Йога объединилась с Бхакти-Йогой, развивающей эмоциональную природу человека, побуждая его к поиску Бога.
Для одних бхакти путь к Всевышнему открывался через преданное служение или поклонение, для других — прославление или памятование, третьи растворялись в Боге подобно Рамакришне, всецело и без остатка.
В эпоху Кали-Юги, завершение которой мы наблюдаем сейчас, маяком в море хаоса и неверия служит Агни-Йога, позволяя уставшему и заблудшему страннику найти дорогу домой (к Вечному Духу) через огненное устремление, волевое решение и преданное служение Добру, Красоте, Истине.
Осознанный выбор
Свободный выбор, как всегда, никто не отменял. Поэтому вы можете предпочесть то, что для вас наиболее желаемо и созвучно.
Калейдоскоп школ Йоги на сегодняшний день не может не впечатлять. Существует множество современных течений и направлений Йоги, но они так или иначе берут свое начало в истоках древних школ мысли.
Для любителей традиционных направлений можно порекомендовать «Царскую науку души» — Раджа-Йогу, особенно если вы заряжены на преобразование вашей интеллектуальной природы ума, ограниченной рациональностью и рассудочностью, для достижения новых рубежей самосовершенствования.
Для тех, кто предпочитает заниматься научными изысканиями в различных областях жизни, вполне успешно можно практиковать Джняна-Йогу, или Йогу Знаний, благодаря развитому интеллекту, силе воли, руководствуясь при этом неэгоистичными мотивами и светлыми побуждениями.
Если физическое тело и здоровье для вас — главные инструменты совершенствования, то вам вполне подойдет Хатха-Йога и ее асаны.
Если вы эмоциональны и Бог для вас — источник духовной любви, то Бхакти-Йога может быть именно тем подспорьем, позволяющим вашей душе раскрыться подобно цветку розы через открытие сердечной чакры.
Также вы можете культивировать в повседневной жизни Карма-Йогу, или Йогу Труда, занимаясь любимым делом, отдавая всю энергию божественному устремлению и посвящая его плоды тому же высшему источнику.
Вы можете также обратить свое внимание на такие направления йоги, как Айда-Йогу «Четвертого пути» Гурджиева-Успенского и Живую Этику, или Агни-Йогу, предложенную Еленой и Николаем Рерихами. Несмотря на их различие, суфийский мистицизм Гурджиева прекрасно дополняется твердостью и огненностью этических речений Рерихов, окуная искателя в чарующий мир Беспредельности и Общинности.
Если вы философски настроенный искатель, то весьма впечатляющим открытием для вас может быть Интегральная, или Супраментальная, Йога Ш. Ауробиндо Гхоша — выдающегося мыслителя и продолжателя древних Вед.
Ваш выбор может быть остановлен на Тантра-Йоге, если ваше развитие направлено на осознание единства через познание и соединение мужской и женских энергий.
Но ни одно из направлений Йоги нельзя успешно практиковать, если нет осознания необходимости пробуждения Высшего «Я» для более глубокого духовного раскрытия.
А если вы все еще думаете быть или не быть Йоге в вашей жизни, ответьте искренно себе на два вопроса:
— необходимо ли пройти путь от умственного ограничения к всевозрастающему знанию и миропониманию?
— надобно ли жить осознанно, расширяя собственный свет интуитивных проблесков до света озаренного, высшего ума?
Для истинного искателя света мудрости дилеммы быть не должно, ибо любой кирпичик в фундаменте собственного духостроительства важен и необходим так же, как необходимо разнообразие цветов на садовом участке, или в палитре мозаичного узора.

Трудности пути
Жизненные уроки, трудности, испытания для каждого индивидуума, будь то йогин или обычный человек, почти всегда ограничены временными рамками.
Йог, всматриваясь в глазницы времени, видит вечность, презирая майю (иллюзию), ее доминирование и управление внешней жизнью. Он приносит на алтарь духа в виде жертвы свою личность.
Обычный человек, находясь в сети времени, называемой судьбой, безмолвно подчиняется ее участи до той поры, пока дух не ударит в призывный колокол и не развернет человека лицом к его душе, уже готовой молвить…
Тогда его личность начинает хаотично искать пути выхода из сложившейся безвыходной или сложной ситуации, оставаясь все так же глухой к собственной душе — знающей и спокойно ожидающей высшей точки накаливания.
Тут и приходит на помощь Йога, и не столько как система знаний, а как наука жизни, позволяющая найти действительно значимые и судьбоносные решения.
Однако пути Йоги также трудны и тернисты, обвиты колючками и шипами, изобилуют подводными камнями и острыми горными выступами, как и в обычной жизни, но, тем не менее, эти пути всегда зрячи, когда осознанны.
Стезя Йоги отнюдь не для праздных и прожигающих свою жизнь людей, а для тех, кто ответственен и кто выбирает истинную жизнь, не сновидческую и полудремотную, а жизнь пробужденного дневного сознания.
Таким образом, Йога раздвигает границы возможного и трансцендентного, выходя за пространственно временные пределы и выводя человека на новый эволюционный виток его развития.

Стадии Йоги
Существует ключевая триада: познание, воля и действие, являющаяся основой для продвижения по путисобственного изменения и расширения способности восприятия.
В Йоге это прохождение пяти последовательных стадий — концентрации, медитации, созерцания, просветления и вдохновения.
Эти 5 стадий — не что иное, как путь к союзу с Духом и прямому знанию Божественности.
Суть концентрации состоит в предельной внимательности и неотвлекаемости, а цель — в фокусе мысленного потока путем фиксации или удержания внимания на объекте медитации. А это наиболее сложный элемент любого медитативного процесса, ибо хаотичные мысли и порождения эмоционального ума, куски желаний, обрывки эмоций и другие помехи в виде невозможности расслабить и успокоить рассудочный ум делают медитацию практически бесполезным занятием. И здесь возникает необходимость в подготовительных действиях по очищению ума с соответствующим обузданием чувств.
Концентрация осуществляется либо на образе или предмете, или его отсутствии — на пустоте.
За концентрацией следует стадия, называемая полнотой внимания, при которой ум наблюдает сам себя, а затем оба процесса присутствуют в целостной совокупности.
Все подготовительные медитативные моменты так или иначе видят путь достижения к слиянию медитирующего с объектом медитации в дхиане (растворении или полном поглощении). Растворение, называемое также лайя, характерно как для материальных, так и бесформенных состояний.
Дхианы — необходимое условие для того, чтобы сделать свой ум послушным и легкоуправляемым для возможности проникновения на новый план медитативного сознания.
Дхианы как стадии созерцания отождествляют познающего (медитирующего) с тем, что скрыто внутри него и идентично душе в познаваемой форме. Иными словами созерцание — это освещение светом души того, что требуется познать или исследовать, прежде всего, интроспективно.
Следующим шагом в искусстве йогического делания есть шаг, ведущий к Просветлению, состоянию, свободному от видоизменений ума, скрывающего Свет. Происходит долгожданная встреча со своим истинным «Я», становящимся всем и ничем одновременно.
Это и есть самадхи — конечная цель медитации, хотя и в данном процессе есть свои градации и уровни.
Но просветление также имеет свои аспекты приложения: просветление восприятия, ясность сознания, вспышки прозрения, просветление интеллекта, которые происходят постепенно, стадия за стадией в результате долгих и упорных усилий йогина.
Поэтому очень важно, чтобы практикующий Йогу человек осознал, что постоянная настойчивость в сочетании с терпеливой стойкостью приводит к маленьким, каждодневным достижениям, что намного важнее и ценнее эмоционально-темпераментных личностных стремлений и усердий на данной ниве.
Все эти результаты отражаются в сознании медитирующего, расширяя границы его теоретического знания, приводя к знанию различающему, а затем и «свету интуиции», «видению» и «дару Божьему».
На высших витках духовного пути по мере приобретения опыта жизнепроявления уже как души с помощью медитации развиваются высшие аспекты чувств: яснослышание, ясновидение, целительство, активное служение, всеведение.
Таким образом, искусно практикуемая медитация — это результат направленности вовнутрь — интроекция и развитие способности абстрагировать сознание от формы и субстанции и центрировать его внутри себя.
В такой медитации также нет доступа желанию, эмоциям и рассудочному уму, которые при достаточной натренированности перестают быть помехой для практикующего йогу человека.
Медитативное путешествие от обычного сознания к «трансцедентному», затем — «космическому», «божественному», что в конечном итоге приводит к единству, — не только лишь избранный путь йоги. Ибо все известные духовные школы со светлой направленностью, а не «окраской», ставят перед собой ту же цель и задачу и следуют теми же путями.
Цель всех направлений, предполагающих использование медитации, — трансформация сознания медитирующего для нового уровня восприятия жизни через измененное состояние сознания, которое медленно входит во все аспекты жизни.
Медитация — не столько размышление в измененном состоянии ума и сознания, сколько отсутствие умственной деятельности, состояние «не-ума», состояние чистого сознания без содержания, осознание того, что «я — не есть ум», полное растворение ума в своем объекте.
Медитация — это последовательное исследование своей неискаженной природы без навязчивых поползновений ума, хаоса мыслей и фальши рассудка.
Медитация — это также свободный прорыв к истинному разуму и любви во всех невероятных и неожидаемых проявлениях и формах через сопричастие и сотворчество.

Рекомендации для начинающих
— Выбрав школу или направление йоги, которая вам по душе, важно заручиться поддержкой учителя или Гуру, который, кстати, может быть внутренним наставником, направляющим вас с планов души и Духа.
— Так как первичное знакомство с Йогой происходит либо на литературных страницах, либо на практических занятиях, вы сами вправе выбрать способ или метод обучения, подходящий именно для вас.
— Тренинговый способ обучения Йоги является альтернативным путем для тех, кто либо еще не определился окончательно в выборе направления, либо предпочитает самостоятельные занятия и хочет получить «инициацию» или посвящение в дальнейшее йогическое путешествие от тренера или мастера.
— Тренинги также позволят занимающимся в группах людям, определить степень своей подготовленности в интенсивном курсе и получить новую интересующую их информацию для духовного роста и совершенствования.
— Практикуйте Йогу без ожиданий, терпеливо исследуя ее благотворное влияние на всех процессах, так или иначе затрагивающих вашу природную суть.
— Будьте уверены, что любые ваши усилия на йогических терниях не пройдут для вас даром.
— Станет ли Йога частью вашей жизни или самой жизнью, зависит от ваших притязаний и предпочтений. Но она вряд ли оставит вас равнодушными.
— Покоряйте йогические вершины без страха и сомнений. Открывайте и постигайте глубины вашего микрокосма с осознанием собственной уникальности и значимости.
— Творите свою йогическую реальность радостно и с любовью.

Сергей Колеша
г. Киев
Тел. 097-02976-57
www.koleshi.com
Любые вопросы по школам, направлениям, методам Йоги или конкретным упражнениям вы можете задавать по адресу: skolesha@gmail.com

Добавить комментарий