Ключ Золотого Треугольника

Окончание.
Начало в №№8-10/2010

Шелковый путь
Уже к концу 11 в. до н.э. самыми богатыми и крупными перекрестками торговых путей Таврики становятся в западной части полуострова греческие города Херсонес, Керкинитида (Евпатория), в восточной части — Феодосия, Пантикапей. Узловым центром являлся Неаполь Скифский. Через эти торговые центры шли караваны не только из Восточной Азии, Индии и Китая, а также с Севера и северо-востока, с Урала, Сибири, Средней Азии. При этом важную роль играла феодосийская гавань, расположенная в мелководном широком заливе. Также караванщиков для дальнейших перевозок их товаров привлекала гавань Пантикапея с ее вместительным и хорошо защищенным рейдом, а также пресноводные источники в городе и окрестностях. Поэтому уже в глубокой древности эти торговые города становятся перевалочными пунктами Шелкового пути.

Не столь удобными были южные и юго-западные берега. Две наиболее привлекательные для стоянки бухты у южной оконечности полуострова — без сомнения, это Херсонес и самая крупная рыбопромышленная станция Керкинитида.
Население Таврики восточным купцам за их товары могло предложить не только зерно, но и рыбу. В те времена, по словам Страбона, «в сети шли осетры величиной почти равные дельфинам, водился и тунец. Добывались огромные массы мелкой рыбы — султанки, тарани, бычка, а также камбалы и сельди». Рыбный промысел был нацелен на экспорт — об этом свидетельствуют огромные комплексы рыбозасолочных ванн практически во всех приморских городах того времени.
Если внешняя торговля начала развиваться во II в. до н.э., то внутренняя, как минимум, на двести лет раньше, это V-IV вв. до н.э. Меновая торговля между племенами киммерийцев, тавров, позже — скифов с греческими полисами существовала задолго до основания Шелкового пути. С возникновением скифского города Неаполя (греч. «новый город», скифское название неизвестно), расположенного в предгорьях Таврики на реке Салгир, он сразу становится связующим звеном степи и греческих городов-государств. Археологи находят в Неаполе привозную керамику и другие изделия, что указывает на существование постоянных торговых связей Скифии с греческими государствами. Торговые пути с Неаполя проходили по землям тавров, которые, в свою очередь, приобщались к межплеменным торговым отношениям.
В Средние века появились новые трассы, на которых, как грибы, вырастали аланские, готские, греческие, а позже — татарские и армянские селения. Конечными пунктами Шелкового пути в Крыму остались Херсон (Херсонес), Кафа (Феодосия), Солдая (Сугдея, Судак), Боспор — Керчь (Пантикапей). Западная ветка Пути проходила через торговые центры: город Святого Григория (Чуфут-Кале), дальше — через узловую станцию Дорос (Мангуп), на северо-запад в Козлев (Евпатория) и на юг, в порт Каламиту, а также Херсон.
Восточная ветка Шелкового пути тянулась по реке Индол с севера на юг. В Сальской долине переформировывались караваны, одни отправлялись на юг, в Солдаю, другие следовали на восток, в Кафу, и дальше — в Боспорское царство (Хазарский каганат, русское Тмутараканское княжество, все эти государства в разные времена существовали на Керченском полуострове).
Таким образом, со II века до н.э. и первые века нашей эры Таврика начала покрываться сетью дорог Великого Шелкового пути. Длинные караваны верблюдов и повозок с товарами, связанные сыромятными ремнями, вереницы невольников прибывали в Сальскую долину с бранью и криками, медленно размещались по постоялым дворам. Днем и ночью рев верблюдов и ржание лошадей наполняли долину. Из Индии везли пряности, дорогие ткани, оружие, украшения, изысканные, любимые таврскими женщинами ожерелья из раковин моллюска Куари.
Река Мокрый Индол, обогнув Меловую скалу (Бор-Кая), протекает мимо Сальской долины по Кишлавской котловине (по Кузнецову А.Я., топоним Кишлав с тюрк. — зимовка скота, т.е., возможно, зимние пастбища или загоны). Кишлавская котловина расположена в юго-восточном Крыму, в межгорье Главной и Второй грядой Крымских гор. Ее размеры невелики (10×5 км), котловину орошает река Индол и два ее правых притока — речки Курт (нем. «волчья») и Салынка.
Север котловины замыкает скалистый массив горы Бор-Кая, а с востока — протяженные отроги г. Агармыш.
Удобных проходов в котловину, через которые в средневековье были проложены дороги для гужевого транспорта, существовало пять. С северо-запада и запада дороги шли через ущелье реки Индол. С юга, из долины реки Суук-Су и побережья, попадали в котловину через перевалы Главной гряды. С востока — из Солхата (Старый Крым) горный проход вел через долину и селение Шах-Мурза, а с северо-востока дорога проходила, минуя селение Османчик и селения, стоявшие на равнине под г. Агармыш.
С 30-х годов IX века усиливается политическое и экономическое влияние Руси. Северный сосед, заинтересованный в товарообороте и торговых связях с Готией — городами Дорос, Феодосией и Сугдеей (русский вариант Сурож). В Суроже существовала фактория русских купцов, занимавшая целый квартал. По старому караванному пути русские везли в основном меха, пшеницу, железо, оружие, пеньку, лен, ремесленные изделия. Вывозили церковную утварь, ткани, соль.
В X веке на Керченском полуострове возникает русское княжество Тмутараканское с центром — город Корчев. В Суроже, Сурхаче (Старый Крым), Феодосии основываются торговые фактории русских купцов, в этот период принимавших деятельное участие в транзитной торговле Руси с Крымом.
Венецианцы появились в Крыму в начале XII века, после IV крестового похода. В 1204 году они захватили Сугдею, переименовали ее в Солдаю. Неудивительно, что именно Солдая была избрана Венецией в качестве опоры для экономической экспансии в Крыму. Наряду со Сурхачем и Феодосией она была самым богатым городом полуострова, входила в Золотой треугольник Шелкового пути, ключом к треугольнику была Сальская долина, в которой останавливались и переформировывались караваны, шедшие на юг, в Солдаю и восток: Сурхач, Феодосию, Тмутаракань.
Вслед за Венецией в Крым стала слать своих торговых и политических агентов Генуя. Первое документальное известие о генуэзской колонии в Кафе относится к 1282 году.
После падения в 1291 году последнего оплота крестоносцев — города Акры, торговые пути переместились к берегам Черного моря. Кафа становится центром генуэзских владений в Крыму, через нее увеличивается товарооборот восточного шелка, пряностей, фарфора. Очутившись на торгово-морском перепутье, Крым стал играть важную роль в мировой торговле, заняв, естественно, центральное положение в экономической жизни Черного моря.
Сюда приходили караваны купеческих парусников и галер из Египта, Западной Европы, Передней Азии. Здесь оканчивались, с другой стороны, тысячекилометровые сухопутные дороги из земель Золотой Орды.
Шелковый путь просуществовал до 1475 года. После высадки на полуостров турецкой армии ни один караван не вошел на территорию Крыма.

Загадки грушевского храма
На улице Садовой сохранилась значительно перестроенная в конце XVIII-ХIХ вв. церковь. Здание церкви прямоугольное. Алтарная часть выступает из общего объема. Внутреннее пространство алтарной части, судя по технике кладки стен и составу раствора, принадлежит к разным историческим периодам. Северный придел перекрыт сферическим куполом, выполненным из бутового камня. Нижний ярус северного придела значительно опущен от уровня пола центральной апсиды и перекрыт плоскими плитами, что дает основание утверждать, что эта часть здания была построена намного раньше и когда-то была самостоятельным строением.
Неопровержимым доказательством, что алтарный северный придел — это более древнее самостоятельное строение, является сводчатый потолок в виде сферы, который держится на четырех закладных камнях. В храме нарушены пропорции, центральное окно не находится в центре алтаря, а сдвинуто к южному приделу.
Все вышеизложенное дает основание утверждать, что грушевский храм Знамение Божьей Матери неоднократно перестраивался и имеет долгую историю.
После удачного похода в 551 году готского князя Сандила, правителя государства Дори, против кочевников-кутургуров жизнь в двух княжествах Таврики — Готии и Алании стабилизировалась. Наступили относительно спокойные годы. Из Константинополя в Дорос приехали служители церкви с целью миссионерской работы в северной провинции империи, а также большое количество инженеров-фортификаторов и зодчих для возведения культовых зданий. После строительства в Доросе Базилики Юстиниана и реконструкции оборонных сооружений столицы зодчие были направлены на важные пограничные объекты княжества.
Так в 560 году началось строительство крепости на Меловой скале, в тот же год было заложено четыре закладных камня в фундамент церкви в Сальской долине.
Место для строительства храма долго искать не пришлось: жива была еще в памяти народной часовенка первых христиан, и передавалось от деда к внуку предание о покровительнице долины, скорбящей на руинах домашнего храма Равноапостольной Марии Магдалины. Храм строился на месте часовенки первых христиан, о чем свидетельствует полуразрушенная пещера I-II вв. н.э. и церковная утварь той же эпохи, находившаяся под алтарной частью и найденная рабочими в период реконструкции храма в 2004 году.
Храм Равноапостольной Марии Магдалины построен согласно канонам византийского храмового зодчества и предписанию папы Сикста. Византийские храмы той эпохи были небольшими. Строились, в большинстве случаев, возле природных водоемов, в случае отсутствия реки или озера возводились фонтаны. На расстоянии 80 м от храма по сей день функционирует фонтан «Три трубы».
По сообщению Г. Спасского (одного из доброхотных исследователей Крыма, члена Одесского общества истории и древностей), путешествовавшего в 1852-1856 гг. по Крыму, «на вершине Агармыша и у его подножья стояли две полуразвалившиеся греческие церкви VI-VII вв».
О греческих церквях раннего средневековья свидетельствуют и другие авторы. Все эти церкви, в том числе и Сальская (грушевская), принадлежали к «юстиниановской» эпохе и строились, в большинстве случаев, в крупных селениях, а часовенки в честь самого почитаемого на полуострове Святого великомученика Георгия Победоносца возводились на перекрестках прогонных дорог к яйлам.
Первые переселенцы на территории Сальской долины появились в XI-ХIII вв., это были армяне. Массовое переселение армян в Салы, согласно договоренности с генуэзцами, происходило с 1330 по 1345 годы. В эти годы армяне бежали из города Ани, захваченного турками-сельджуками.
В с. Салы к 1345 году армяне стали доминировать. Маленький византийский храм не отвечал запросам армян-григорианцев и, по-видимому, не вмещал возросшую общину. Армянин Саркис Агасян в 1375 году пожертвовал на строительство 400 динаров (золотая монета весом 4,2 г). Храм перестраивали на протяжении 35 лет, первое упоминание об окончании строительства встречается в источниках под датой 1410 года. Тогда храм был освящен в честь Равноапостольной Нины — просветительницы Иверии и Преподобного Григория — просветителя Армении. Именно в тот год армянская колония приняла на жительство 45 семей понтийских греков. Точных данных о армяно-григорианском храме нет, известно только, что он несколько раз подвергался разрушениям от турок в 1478 г. и в 1641 г. О последнем нападении есть сведения в «Книге путешествий» турецкого автора Эвлия Челеби о Крыме (1666-1667 гг.), турецкого путешественника, принимавшего участие с войсками Крымского ханства в завоевательных походах.
В октябре 2004 года при проведении внутри храма строительных работ в основании юго-восточного пилона был найден фрагмент хачкара. На фрагменте сохранилась выполненная в рельефе часть нижней ветви основного креста, с орнаментом.
Е.А. Айбабина писала: «Хачкары являются наиболее распространенной деталью и отличительной чертой декоративного оформления средневековых армянских храмов. Встречаются хачкары в виде небольших крестов — наверший стел и колонн, а также в виде резных крестов на каменных плитах, вмурованных в культовые строения».
По сути хачкары — это памятные знаки в честь выдающихся событий в истории армянского народа. Стелы с хачкарами возводили в честь побед на поле брани, строительства храмов, дорог и т.д.
В школьном музее хранится хачкар, выполненный на мраморной плите с надписью и датой:
«В году 932 (1483) Святое Знамение Христа в добрый (Барекандан?) праздник от Авака и его сыновей».
По-видимому, речь идет о крупных пожертвованиях в пользу храма во время большого праздника.
16 июня 1778 года представители крымских христиан подписали постановление о добровольном переселении в Россию. На принятие этого решения повлияли обещания выделить в пределах Российской империи на каждую ревизскую душу (то есть на каждого члена семьи мужского пола) по 30 десятин земли, что значительно превышало размеры владений самых богатых семей греков, армян и т.д. в Крыму.
Армянские переселенцы 1778 г. из селения Салы в количестве 224 «душ обоего пола» на Дону в 20 км от города Новый Нахичевань основали село Мец Сала.
В «Списке населенных мест Российской империи, Таврической губернии 1865 года» значится под №1681 «Салы (Суук-Салы), село, казенное, русское, при ручье Салы».
В архивной справке №77 от 04.04.1994 г. значится: «По выходе армян, в Салы переселены были отставные солдаты из великорусских губерний: они-то и были родоначальниками нынешних Салынских жителей.
Церковь каменная с такой же оградой построена в 1792 году из армянского храма и освящена в честь Знаменской иконы Божьей Матери, а в 1864 году расширена пристройкой двух боковых приделов».
Согласно «Справочной книжки о приходах и храмах Таврической Епархии» (Симферополь, 1886 г.), «приход Салынский прежде состоял из многих разбросанных на огромном пространстве, деревень, но потом, по мере образования новых приходов, он постепенно сокращался и ныне состоит из селения Салы и 5 деревень на расстоянии 1-20 верст от церкви: Каргалыка, Менгермени, Шах-Мурзы, Эльбузлы и Эссен-эки. В Менгермени и Эссен-эки малороссы из Полтавской губернии, а в остальных — крестьяне, мещане и отставные солдаты из разных губерний. Прихожан 899+885=1784. Дух. 1+4».
Водные источники.
Агармыш — это горный массив, подобный застывшей губке колоссальных размеров, вбирающей воду разного происхождения: талую, ливневую, конденсатную. Отсюда питаются укрытые лесом многочисленные родники, не иссякающие и в изнурительную жару. Отметив высокую водоносность Агармыша, древние жители долин в свои селения у его подножья от природных водосборных галерей проложили гончарные водопроводные трубы.
Н.В. Рухлов в 1915 году, описывая водные источники в окрестностях села Салы, отметил: «Правый берег реки, около села Салы, носит название «Фонтальная гора»… Со склонов Фонтальной горы обнажаются выходы родниковых вод: так при селе Салы находится один водоразборный бассейн, построенный еще в старину греками в «юстиниановскую эпоху».
В 300 метрах к востоку от церкви, на окраине села расположены 3 действующих родника. Предположительно, в этом районе и находился упомянутый Н.В. Рухловым водоразборный бассейн.
Уже в VI-VII веках от бассейна вода по керамическим трубам подавалась в построенный в 80 м к югу от церкви сельский фонтан «Три трубы».
Исследователь А.М. Байбуртский относит строительство церкви и фонтана к армянскому периоду заселения этой территории XIV-XV вв., при этом не исключает многоразовую перестройку этих объектов. Судя по надписи на фасаде, фонтан последний раз перестраивался в 1890 году.
Село Салы — Грушевка возникло в глубокой древности, прошло все этапы исторического развития, как и Крымский полуостров. Находясь на перекрестке торговых дорог, сыграло отведенную ему историческую роль в политическом и экономическом развитии края. И сейчас в этом селе живут добрые, трудолюбивые люди.

Альвина Шеховцева
г. Старый Крым
Тел. 068-499-71-79

Добавить комментарий