Магия «Черного континента»

В 1987 году автору этого материала, проходившего офицерскую службу переводчиком по линии особых отделов КГБ в т.н. «Арабском центре» в городе Мары (Туркменистан), довелось побеседовать с капитаном из Анголы, который долгое время воевал в составе партизанского отряда. «Я ни разу не был даже ранен, — говорил мне Жоакин Жозе Марио. — У меня уникальный амулет». Он достал из-под рубашки какую-то мохнатую косточку на кожаном ремешке. «Этот амулет принадлежал еще моему деду. Его дал ему деревенский колдун, и ни у деда, ни у моего отца, ни у меня никогда в жизни не произошло ничего плохого. И дед, и отец дожили до 90 лет и умерли своей смертью. А я уцелел на жестокой войне…»

Слышать такие слова от коммунистического функционера мне, тогда 30-летнему майору-материалисту, было весьма странно. На мой недоуменный вопрос о том, всерьез ли он верит в амулет, Жоакин ответил: «Я понимаю твое удивление. У вас, у европейцев, все по-другому. У вас, если война, люди гибнут от пуль и снарядов. А у нас, в Африке, никакая пуля не попадет в тебя, если ее не направит злой дух. Мой амулет меня надежно защищает!»
Вообще для африканцев амулет — вещь крайне, чрезвычайно важная! Иногда это приводит к серьезным криминальным последствиям. Например, в Малави считается, что для эффективного амулета «мути» обязательно нужны внутренние человеческие органы. Я сам читал в «International Gerald Tribune», что за 1986-1987 гг. только в двух районах страны для изготовления «мути» были убиты не меньше дюжины одиноких старых деревенских жителей. Мотивы совершенных преступлений сомнению не подлежали: у всех жертв вырезаны определенные части тела. Чаще всего это гениталии, сердце, железы. Иногда преступники забирали зубы, волосы, сдирали кожу. Последней жертвой оказалась 80-летняя Ч. Этель: ее нашли в хижине еще живой, с вырванными языком и глазами, но пока переправляли в госпиталь, несчастная скончалась.
Год спустя на севере Эфиопии полиция арестовала двоих подозреваемых, которые признались позже в убийстве 17-летней девушки. Они вырвали у нее сердце, отрубили руки и ноги, чтобы изготовить «мути», призванный наловить им больше рыбы для свадьбы одного из преступников.
Настоящий колдун — высочайшая персона, суперидол в жизни африканцев. Еще Елена Блаватская в одной из своих глав книги «Тайная Доктрина» рассказывала об африканских заклинателях, способных с помощью магии вызвать дождь во время засухи. Сейчас в футбольных клубах ряда стран существует должность — колдун команды. Перед матчем они проводят свои обряды, и бывают случаи, когда проигравшая команда даже бъет своего колдуна, который не справился со своими магическими обязанностями. Да что там футбол! Многие главы государств не принимают решения, не посоветовавшись со своим придворным колдуном. Кстати сказать, в Центральной Африке (в некоторых странах) колдуном может стать любой одаренный человек, закончивший 7-летнюю школу колдунов. Он получает диплом народного колдуна, который приравнивается к диплому… о высшем медицинском образовании.
Что же касается лекарских талантов колдунов, то тут хочу привести историю об одном из основателей советской африканистики — Иване Потехине. В 1984 году, когда он вернулся из очередной длительной командировки в Африку, выяснилось, что он болен неизвестной советским врачам болезнью. Всемирно известный ученый был госпитализирован в «кремлевку», где написал просьбу в ЦК. Он просил разрешить ему выехать в Африку, где его болезнь сможет вылечить любой деревенский колдун. Партбоссы обиделись: как же так, наша передовая советская медицина будет посрамлена каким-то полуголым деревенским колдуном! — и в выезде ученому отказали. Через некоторое время Потехин скончался.

Но колдун может не только лечить, но и вредить. Вот такую невероятную историю рассказывает ученый и исследователь из Шотландии Лоренс Макгинс (альманах «Unexplained» («Непознанное»), который провел в Африке более 20 лет. Сэр Лоренс был посвящен во многие магические обряды коренных жителей, но овладел, несмотря на двадцатилетнее обучение, только маленькой частичкой всех знаний африканских колдунов и знахарей.
Он пишет следующее:
«Во время экспедиции в глубь материка один из сопровождавших меня аборигенов внезапно сбросил с себя ношу и опустился под баобабом. Я спросил его: «Мго, ты что, болен?» Он ответил мне, дрожа при этом: «Нет, не болеть, я — умирать!» И через 58 минут этот здоровяк был уже мертв! Я спросил остальных о случившемся и узнал, что 29-летний Мго нарушил священные правила рода, у которого мы ночевали, за что местный колдун его проклял.
Многие из моих соотечественников дома, с которыми я говорил на эту тему, ничего не слышали о подобном. Мне же было давно известно, что проклятие со своим колдовством и страшными, часто жестокими и кровавыми обычаями может коснуться как коренных жителей, так и европейцев. Африканскому колдуну известно много таких вещей, о которых просвещенный европеец не имеет ни малейшего понятия и никогда за всю свою жизнь не узнает».
В книге шпионских рецептов немецкой разведки БНД «Совершенно секретно: шницель для шпиона» содержится рецепт агента из Нигерии как избежать воздействия черной магии. Это некое (апробированное! — утверждает автор) месиво из овощей и рыбьих внутренностей, называемое донго-донго. А люди из племени мгаве из Центральной Африки умирают, если случайно раздавят паука номо. Лесной паук номо — священное животное, предок и покровитель этого племени. Случайно раздавив паука, абсолютно здоровый человек прощается с близкими, ложится в хижине и через пару часов умирает. Ученые объясняют это психологическим состоянием жертвы.
В конце апреля 2007 года в Замбии молодой африканец зарубил топором своих родителей. Этот злодейский поступок был совершен под воздействием местного знахаря, который убедил 22-летнего парня в том, что его родители на самом деле — колдуны, наводящие на него порчу. Как сообщил инспектор полиции, убийца явно находился в состоянии помрачения разума, когда убивал своих родителей на глазах оцепеневших от ужаса соседей. Молодой человек даже не понял, за что его арестовали, и все время порывался «избавить жителей поселка от нечистой силы».
Несколько традиционных вождей племен предложили президенту Намибии разработать соответствующее положение конституции, которое официально узаконило бы действия по выявлению и ликвидации колдунов. Глава государства серьезно отнесся к просьбе традиционных правителей и постарался их убедить, что не следует принимать данный закон, поскольку «это породит ненависть и отбросит страну назад».
Но бывают случаи не только трагические. В июле 2007 года комитет молодежных организаций России организовал агитационно-презентабельную поездку на теплоходе по реке Конго. В коллективе, задачей которого являлось вызвать у населения симпатии к России, были артисты разных жанров — певцы, музыканты, акробаты, художники. Был среди них и иллюзионист. Теплоход останавливался в прибрежных деревнях и городках, и артисты выступали перед жителями. Иллюзионист имел шумный успех. Особенно, когда вытаскивал из-за ушей шарики, которые прятал в специальном кармане пиджака. Однажды перед выступлением он на время повесил пиджак на дерево — было чересчур жарко ждать в нем своей очереди. И в те минуты (по закону подлости!) в карман с шариками заползла змея. Небольшая, размером с карандаш, но смертельно ядовитая. Во время представления фокусник случайно схватил ее вместо шарика и «вытащил» из-за уха. Змея его не укусила — видимо, была слишком удивлена. Фокусник тоже удивился, но не испугался и, подержав змейку на ладони, кинул к ногам зрителей. Толпа разбежалась: «Могучий белый иностранец вытащил из уха смертельно ядовитую змею, держал ее в руках, и она его не укусила!» Этот слух опередил теплоход, и потом бесхитростные темнокожие крестьяне просто боялись приходить на выступления артистов.
Даже обряд похорон колдуна всегда отличается от похорон обычного человека. В племени мандали (Тунис) тело умершего колдуна оставляют в саванне. И, как утверждают очевидцы, к такому телу не прикасаются ни гиены, ни стервятники.
И сегодняшний африканец живет в мире духов, магии и колдунов. Вере в них не мешают даже привнесенные извне религии — христианство и ислам. Нельзя сказать, что европейцы с этим не боролись. Я сам читал ксерокопию доклада португальского колониального чиновника в вышестоящие инстанции (оригинал хранится в Историческом архиве Мозамбика) «О вреде, причиняемом колдунами и знахарями». В докладе говорится о том, что «все туземцы верят в предрассудки, связанные с магией, и почитают колдунов даже те, кто называют себя христианами и ходят в церковь. Они не верят врачам и лечатся только у своих знахарей…» Доклад заканчивается предложением ретивого чиновника ввести против колдунов крупные штрафы, принудительные и каторжные работы и тюрьму для тех, кто будет упорствовать. Доклад был написан в 1922 году. Но ситуация не изменилась и по сей день.

Александр Евтеев
г. Киев, исследователь
африканских традиций и обычаев
Справка: автор прослужил в Арабском центре почти 3 года, а в краткосрочных командировках был в семи африканских странах.

Добавить комментарий