Легенда о Мангупском Мальчике

Лет сорок назад в дождливый октябрьский день трое туристов поднялись на гору Мангуп. Разбили палатку, собрались отдыхать. Вдруг ветер донес детский плач. И не просто плач — отчаянные рыдания ребенка лет шести-семи. Один из путешественников бросился искать заблудившегося малютку. Да и пропал навсегда. Так гласит одна из бесчисленных крымских легенд о Мангупском Мальчике.

«Опять скрипит потертое седло…» Скрипит на спине симпатичного ослика, уходящего по неудобной тропе, спрятанной под сенью густого лиственного леса, к вершине горы по имени Мангуп. Кругом — следы какой-то давней, былой жизни: каменные трубы, чаны для воды, странной формы надгробия…
Мангуп-кале, или просто Мангуп, — средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма, возвышающийся над долинами на 250—300 метров и занимающий плато в 90 гектаров. В XII—XV веках он служил столицей христианского княжества Феодоро, где жили православные греки, крымские готы, татары, армяне, восточные славяне. Но в 1475 году Феодоро, не выдержав пятимесячной осады, было захвачено войсками паши Гедик-Ахмеда и превратилось в турецкую крепость. А все его население — около 15 тысяч человек — было истреблено.
Сохранившиеся крепостные сооружения тянутся в общей сложности на полтора километра, а всего длина оборонительного контура (со скалистыми обрывами до 70 метров) — чуть не семь километров. Вокруг имеется множество живительных родников.
Мангуп — самая загадочная, самая мистическая крымская гора. Поднимитесь на нее пешком или действительно на ослике — ведь рядом единственная в Крыму ослиная ферма. И наверху вас ждут руины царского дворца и некогда грозной цитадели. Лагерь археологов, над которым гордо развевается российский флаг. Стойбище «индейцев» с самыми настоящими вигвамами. Уютные поляны, обжитые любителями позагорать в чем мать родила. И даже то место рядом с остатками бункера, с которого 4 июля 1942 года будущий фельдмаршал Манштейн визуально — единственный случай в XX веке — руководил взятием Севастополя. Не зря Мангуп называют еще и «кругозором Крыма»: посмотришь на северо-восток — вырисовываются окраины Симферополя, на востоке поднимается громадина Чатырдага, на юго-западе хорошо видны бухты Севастополя и Балаклавы.
Но больше всего влекут туристов бесчисленные казематы и пещеры Мангупа. Их великое множество на горе, имеющей форму ладони с растопыренными пальцами-мысами.
Самый знаменитый — Тышкли-Бурун («дырявый мыс» — через окно-пещеру он просматривается насквозь) с пещерой Барабан-Коба. Держит ее столп. Ударь по нему — и в долго не смолкающем гуле услышится немало преданий и легенд. В том числе и самая старинная, о казаке и турке. Поверишь тут, если по ночам на верхнем плато внезапно слышится чей-то заливистый, оглушительный хохот!
Рассказывают, в XVI веке комендант мангупской крепости любил вызывать к себе русского казака, томившегося в одном из казематов. Ох и любил турок послушать рассказы пленника о разных походах-приключениях!
И вот как-то попросил узник турка ослабить его кандалы. Мол, открою тебе тайну казацких сокровищ, спрятанных на Мангупе. Послушался турок, и так начал рассказывать-завораживать пленник, что вмиг заснул властелин крепости. И снилось ему, что идет он таинственными подземельями Мангупа и вдруг в одном из дальних уголков видит — блеснуло что-то. Стал копать — точно, посыпались золотые монеты и драгоценные камни, но… Тут проснулся турок — а на полу лишь брошенные кандалы.
Но не стал он преследовать казака — поверил его рассказам. И с тех пор потерял покой и сон, излазил все скалы и пещеры древней твердыни. Но однажды, не рассчитав, сорвался в пропасть. С тех пор, говорят, и бродит по верхнему плато казак, вовсю хохоча над обманутым неприятелем.

Отважный принц или покорная жертва?
Так и Мангупского Мальчика здесь слышали не раз, особенно в ненастную погоду и зимой. Кто он: дух ли княжича, проклятого отцом за переход в ислам? Просто ребенок, чудом уцелевший во время кровавой резни декабря 1475 года?
Так вот, есть легенда о том, как давным-давно христианское княжество Феодоро на горе Мангуп решило построить мощное укрепление. Но сколько ни возводили строители стену, она раз за разом рушилась. И тогда в каменной кладке замуровали сына предводителя города. С тех пор вот уже сотни лет жители окрестных деревень видят мальчика в старинной одежде, окруженного сиянием. Губы его беззвучно шевелятся, словно он хочет о чем-то предупредить.
И ведь было о чем! Потому что вторая, самая известная легенда связана с трагедией 1475 года. Мальчишка действительно был последним мангупским принцем. Турецкие султаны обычно держали таких пленников в своем главном дворце Серале как заложников, насильно обращая в мусульманство и воспитывая для порабощения их же собственного народа.
Поэтому наследник князя Александра, последнего христианского правителя Феодоро, не стал сдаваться в плен, а бросился со стены в отвесную пропасть. С тех самых пор и нет покоя чужеземцам на Мангупе! Вот уже полтысячи лет появляется в лунном свете стройная прозрачная фигурка. Задержишь на ней свой взгляд — и уже не оторвешь. И легко вскакиваешь на ближайшую стену из поросших ярким мхом неподъемных каменных глыб.
И вот уже, как ребенок, забыв обо всем, ты мчишься наперегонки с легконогим мальчишкой. С камешка на камешек, с башни на башню. И странный этот танец настолько сладок, что мысль о смерти уже совсем не пугает. И ты делаешь вслед за ним свой последний шаг и летишь в темное чрево пропасти…
Отвесные скалы бесконечно повторяют твой крик, предостерегая тех, кто пока еще жив. Ведь для Мангупского Мальчика, утратившего свою княжескую семью в день страшной резни, любой чужеземец в ответе за то, что было более пятисот лет назад.
Третье повествование — самое романтическое. Когда-то на Мангупе жили всего два человека: влюбленные юноша и девушка. Парня убили на войне, и девушка, не выдержав разлуки, умерла. Через много поколений душа юноши вселилась в будущего мангупского князя из династии Феодоро. Он всегда знал, что где-то есть девушка, созданная для него, повсюду искал ее и не мог найти.
Однажды в крепость пришла голодная нищенка в жалких лохмотьях, но князь узнал в ней возлюбленную, и вскоре у них родился сын. Этот мальчик знал все тайны Мангупа. Как и все, убитый турками, он оставил на родине свою душу, обреченную бродить по Мангупу, пока он не найдет свою возлюбленную или пока на горе, в мертвом городе, не будет зачат и рожден младенец.

Так был ли Мангупский Мальчик?
Достоверно известно, что в 1475 году турки действительно захватили в плен малолетнего наследника княжеского престола. Он вырос при дворе султана Оттоманской Порты и сопровождал все важные дипломатические миссии в православные государства под именем бея Мангупского. Для царских династий Московии, Валахии, Молдовы, для других важных аристократических фамилий (имеющих право на византийский герб с двуглавым орлом) он был родственником. Ну а поскольку среди титулов султана были и Хранитель Гроба Господня, и Покровитель христиан, судьба бея Мангупского была вовсе не так уж плоха.
Но тогда что же за мальчишка скачет по ночам по древним стенам? И плачет, разрывая сердце даже самым мужественным путешественникам, ищущим острых приключений?
Поговаривают, что история о Мангупском Мальчике просто-напросто придумана в 70-е годы одним из руководителей пэтэушного археологического кружка — для удержания детишек от ночных прогулок. С тех пор ее бесконечно рассказывают у ночного костра — всяк на свой лад.
Хотя вот не так давно руководительница воронежского кружка радостно доложила, что на одной из пейзажных фотографий отчетливо светится печальное лицо мальчика…
Во всяком случае, кое-что не нуждается ни в каких доказательствах.
Так, трава на Мангупе после захода солнца может покрываться обильной росой. В сочетании с ярким светом полной луны, искажающим расстояния, это привело уже не к одной смерти. Людям кажется, что до обрыва еще далеко, а до него пара шагов. Хотя место, где они гуляли днем, выглядит совершенно безопасным. Но на росистой траве так легко поскользнуться, а дальше — ахнуть не успеешь. Общеизвестно, что на Мангупе много каверн и пещер, некоторые пустоты в определенных условиях необычно резонируют, донося до людей диковинные звуки — то ли вой, то ли стон, то ли смех.
Но фактом остается и то, что в отчете Контрольно-спасательной службы Бахчисарайского района за 1966 год зафиксировано: в октябре в районе Мангупа исчезли двое туристов. Через трое суток оба были найдены: один — в районе села Терновка в 4 километрах от Мангупа, другой — за поселком Куйбышево, что в пяти километрах, и оба живые. Были доставлены в областную лечебницу с диагнозом «психическое расстройство на почве сильнейшего нервного потрясения». Что с ними было — не помнят, как оказались там, где их нашли, — объяснить не могут…
Известно только, что тогда, через двое суток после несчастной дождливой ночи, жители села Залесное поднялись на Мангуп за сеном. И обнаружили присыпанную первым снегом палатку, в которой сидел совершенно седой юноша и твердил: «Он плачет, он все время плачет!»

Юрий Тимофеев
«чудеса и и приключения»

Добавить комментарий