Тайны Старокрымской долины

Окончание.
Начало в №№23, 24/2011, 1/2012

Вечный город
Место расположения древнего города Тарса (Таз) можно локализовать пока только приблизительно, это юго-восточный склон Таз-Агармыша. Городище возникло в античную эпоху на месте сельского поселения. Исследователь античных сельских поселений юго-восточного Крыма И.Т. Кругликова, изучая сельскохозяйственную территорию Боспорского царства, провела разведку его западной окраины — район Старого Крыма. Ее исследования показали, что оседлые земледельческие поселения, предшествовавшие появлению города, существовали там с эпохи поздней бронзы вплоть до средневековья.
Экспедиция Кругликовой, обследовавшая большое пространство вокруг города, обнаружила явные следы древних поселений: тавров IX—VI вв. до н.э., эллинистических IV—III вв. до н.э., позднескифских в районе санатория, присутствие в долине римских военных сил I—III вв. н.э.
Кроме скифской сторожевой крепости, все остальное — аграрные поселения, предместье, так называемая хора. Но где же сам город-крепость, обнесенный стеной?
Исследователи О. Домбровский и В. Сидоренко писали:
«С достаточно большой вероятностью можно отнести к первоначальному городу строительные остатки, находящиеся в черте современного Старого Крыма, на его северо-восточной окраине. Здесь в районе каменного карьера, вгрызающегося в гору Малый Агармыш (Таз-Агармыш), имеется широкий, заплывший овраг Георгиевская балка, принимающий в себя старый оборонительный ров. За этим рвом, т.е. в пределах укреплений, были жилые строения, развалины каменных строений прослеживаются и теперь. Другой ров, теперь почти незаметный, в свое время отделял старый город от нового. Создается впечатление перепланировки, смены места застройки. При этом оба строительных комплекса какое-то время сосуществовали в ближайшем и тесном соседстве».
Итак, хотя начальный период старокрымской истории изучен слабо, его археологическое исследование — дело будущего, но и сейчас можно с некоторой уверенностью утверждать, что существовал древний город Таз (Тарс), имя древнего города до нас дошло в названии Таз-Агармыша, восточного отрога величественного Агармыша.
В IX в. до н.э. на Вороньей горе и южном склоне Таз-Агармыша возникает таврское поселение открытого типа. Небольшие каменные домики с односкатными крышами из тесаных бревен, покрытых сверху дерном, лепились к выступам серого известняка.Ближайшие сухие и теплые пещеры первоначально использовались как жилье, позднее — для содержания мелкого рогатого скота (коз, овец). Сырые и глубокие пещеры использовались как святилища, для удовлетворения духовных потребностей жителей селения. Верховным божеством был дух гор Салсал. В Лисьей пещере до сегодняшнего дня сохранился грубо обработанный сталагмит, кумир этого божества. Жители селения занимались охотой, рыбной ловлей и отгонным скотоводством на горные пастбища. В середине весны при подъеме на яйлу, на невысоком отроге Агармыша Яманташе во время молодого месяца у источника, выбивающегося из расщелины кроваво-красного неправильной прямоугольной формы камня, стада освящал жрец (шаман) священной водой, черпая ее из естественной каменной чаши, и приносил в жертву козла, водившего в прошлом году стада на пастбища…

В VI—V вв. до н.э. в долину проникают хетты (хаты), переселенцы Северного Кавказа с города-порта Тарса (Таз). Они, обживая склоны Агармыша, возводят первые укрепления на Таз-Агармыше и святилище Сол-хат верховному богу быку Тарсу.
В V—IV вв. до н.э. долины Агармыша захватывает республиканская Феодосия, и на месте современного кладбищенского холма возникает эллинское селение. Тарc попадает под власть Феодосии, а через сто лет — Боспорского царства. Город обносится стеной и играет роль крупной пограничной крепости, окруженной малыми заставами. Древнее городище занимало сравнительно небольшую территорию двух округлых холмов юго-восточной части Агармыша и склона Таз-Агармыша, а также территорию Георгиевской балки.
На вершине Яманташа юго-восточного холма Таз-Агармыша, в районе каменного уступа площадью приблизительно 4х3 м, еще в 80-х годах XX в. находился Георгиевский источник, весело несший свои прозрачные струи по коричневато-красной каменной плите, изрезанной трещинами и выбоинами. Источник выбивал из одной из трещин монолита, расположенной в южной части плиты. Над источником был нарисован крест красной масляной краской и практически сливался с расцветкой плиты. Вода чистая, холодная и прозрачная, приятная на вкус, со слегка сладковатым привкусом, считалась святой у местных старожилов. В 90-е года ХХ в. вследствие разработок карьера уничтожили Яманташ и большую часть Таз-Агармыша.
Г. Спасский свидетельствовал, что в 1855 году у подошвы Агармыша он видел развалины греческой церкви, возможно, VI—VIII в. Татары этот камень называли Яманташ (плохой камень). Здесь в глубокой древности находилось таврское языческое капище, позже — небольшой храм с жертвенником и статуей бога Тарса (быка).
У подножья горы в живописной долине, омываемой рекой, протекающей по южной оконечности Георгиевской балки с запада на восток и теряющейся в оврагах так называемого Мамаевого кургана, в античную эпоху раскинулось селение, обнесенное стенами и получившее статус города. В XVIII—XIX вв. существовал холм над рекой Чурук-су, на котором в средневековье существовало мусульманское кладбище, называемое «Мамайское кладбище», находящееся в 500 метрах восточнее средневековых городских стен. Сегодня холм застроен частными домами и по его гребню тянется улица Виноградная, а район по-прежнему называют курганом Мамая. Был ли действительно захоронен золотоордынский темник Мамай в недрах данного холма, неизвестно.
В первые века нашей эры в градостроительной архитектуре появляются новые элементы, связанные с римской провинциальной школой, т.е. на горе Таз-Агармыш возводится цитадель, при кладке стен широко используется известковый раствор и обожженный кирпич из местной глины.
Юлиан Кулаковский в 1906 году писал:
«Эпиграфическая находка от 223 года показала, что территория нынешнего города Старого Крыма (в 23 верстах к западу от Феодосии) входила в пределы Боспорского царства и что на том месте существовало городское поселение. Заметьте, не просто селение, а город с укреплениями и рвом, и это начало III века н.э.».
Существование города в поздней античности подтверждают находки археологической экспедиции Государственного Эрмитажа под руководством М.Г. Крамаровского. Цель экспедиции 1978 года — уточнение археологических и исторических данных мечети Узбека и медресе, возведенных не ранее середины XIV в. Но, как писал М.Г. Крамаровскнй, «раскопки выявили неожиданные факты, в предпортальной части медресе на глубине трех метров был открыт водопровод — и это совершенно новое, еще неизвестное звено в системе водоснабжения средневекового города».
Безусловно, в середине XIV в., чтобы подвести воду к фонтанам мечети и медресе, от Агармыша до современной территории школы №2, никто не станет рыть траншеи глубиной три метра. Чтобы закопать глиняные трубы городского водопровода, достаточно и меньшей глубины. Экспедиция Крамаровского наткнулась на более древнюю систему городского водоснабжения, функционирующую в раннесредневековом Кареонполисе или даже в античном Таз-Тарсе,
В те далекие времена город, величественно раскинувшийся на трех холмах, гордо нес имя бога грозы Тарса, разрастался и богател. Еще одно доказательство древности данного поселения — выгодное торговое положение Тарса (Таз) и установившиеся торговые связи с окрестными племенами не позволяли исчезнуть этой торговой фактории, сначала хеттской, затем греческой, а потом генуэзской.
Какое значение в экономической и политической, возможно, религиозной жизни сначала для Боспорского царства и позже в средние века для Крымского ханства и генуэзской торговой фактории должен играть город, так тщательно охраняемый системой крепостей? По-видимому, немалое. Действительно, на захолустное поселение он мало похож, таким он стал не раньше XVI—ХVIII вв. с упадком торговли и переноса административных центров на северо-запад.
Сегодня от древнего города не осталось практически ничего, только часть размытого рва и каменоломни на востоке Георгиевской балки, керамические трубы, остатки античного водопровода да кусок мрамора с декретом III в. н.э., найденный во дворе Городской думы, здание которой существовало еще в 1814 году, по прихоти истории, на месте средневековых центральных городских ворот.

С 518 года Боспор признает власть византийского императора Юстиниана I, и Кареонполис играет роль пограничного города-крепости между готским княжеством Дори и Боспорским царством, хотя к середине VI в. оба этих государства рассматривались Византией как северные провинции и, по-видимому, границы между ними были достаточно прозрачными. В городе, как, впрочем, и по всему полуострову, строится большое количество церквей и укрепляются оборонительные сооружения.
Но период смут в империи не дал завершить грандиозный проект укрепления христианства на полуострове и усиления политического и экономического влияния империи в северных пределах. Ослаблением Византии воспользовались хазары и с конца VII в. стали продвигаться от волжских степей, расширяя территорию Хазарского каганата. В 60-х годах VII в. хазары разгромили болгарскую конфедерацию, больше известную как Великая Болгария. Часть болгар под предводительством хана Аспаруха ушли в Нижнее Подунавье, где и было основано государство Болгария. Другие остались на месте и стали подданными хазар, вот этих подданных хазары в добровольно-принудительном порядке переселяли на захваченные ими территории. К началу VIII в. кочевники хазары захватывают Боспорское царство и практически весь степной Крым. В Кареа появляется ставка хазарского наместника — тудуна; город, перейдя в руки хазар, становится погранично-таможенным постом между Хазарским каганатом и готским государством Дори.
Уничтожив Болгарское царство, победители-хазары часть населения бывшей Великой Болгарии переселяют на территорию полуострова. В Старокрымской долине возникает несколько болгарских поселений открытого типа. Культурный слой этих поселений был обнаружен археологами у подножья Агармыша к северо-западу от города, а также вблизи Судака и в Нижних Отузах. Болгары, будучи искусными ремесленниками, возрождают забытые со времен тавроскифов ремесла: кожевенное, производство войлочных изделий, а также гончарное, ткацкое, земледелие.
Хазарский каганат, властелин многих племен в VIII—X вв., как бы запирал Великий Волжский путь, захватив Крымский полуостров. Перекрыл Соляной путь к Сивашу для руссов, а также пытался контролировать путь по Днепру «Из варяг в греки», т.е. из Скандинавии в Византию и обратно.
Итогом экономической политики Хазарского каганата был поход новгородского князя Бравлина в 90-х годах VIII в., уничтожившего практически все торговые фактории хазар на Великом шелковом пути, очистившего Соляной путь. В Х в. походы киевских князей Олега и Игоря напугали не только степь, но и Византию. Киевская Русь громко заявила о своих политических и экономических интересах в этом регионе.
Что касается Волжского пути, то сложный гордиев узел транзитной торговли удалось разрубить сыну Игоря и Ольги Святославу Храброму.
Городское население Кареа становится более пестрым: греки, аланы, гунны, потомки тавроскифов, готы, русские, хазары, болгары, и все они ютились на территории 80 га, ограниченной городскими укреплениями.
В 964 году киевский князь Святослав Храбрый при благожелательном нейтралитете правительства Византии штурмом взял столицу Хазарского каганата Итиль и сравнял с землей крепость Саркел. Хазарское государство прекратило свое существование в качестве региональной сверхдержавы.
На территории Таврики Святославом была захвачена хазарская крепость Сам-Карей (Тмутаракань). В 967 году возникло русское Тмутараканское княжество, находившееся на Керченском полуострове и Тамани, просуществовавшее до вторжения татар на полуостров. Расстановка сил в регионе резко изменилась в пользу русского княжества, главенствующей становится Керчь, возникают фактории русских купцов во всех крупных торговых городах восточного побережья: Сугдеи (Судак), Феодосии и Кареа (Старый Крым). На горе Тепсень, вблизи современного Коктебеля, появляется русское ремесленное поселение.
После падения хазарского каганата в городах Сугдеи и Кареонполисе восстанавливается власть византийского императора. Прямое свидетельство, что эти населенные пункты входили в пределы византийской фемы, дано в херсонесской надписи 1059 года, где назван стратиг Херсона и Сугдеи Лев Амиат.

Около 50-х годов XI в. на полуостров хлынули печенеги, позже их сменили враждебные с ними их сородичи тюркские племена кипчаков (половцы). К концу XII в. здесь было зимовье улусов половецких ханов, предварительно уничтоживших селения сельского типа в современной Старокрымской долине, в том числе и болгарские. По берегам реки Чурук-су на фоне серого осеннего неба темнели юрты новых хозяев долины, появлявшихся поздней осенью, а с наступлением весны уходивших в заагармышскую степь. Со всем этим приходилось мириться Византии, использовавшей конницы печенегов и половцев то против царства Болгарского, то против Киевской Руси.
И все же даже в таких условиях Кареонполис оставался перевалочной базой транзитной торговли.
В 1169 году византийский император Мануил Комнин, регулируя отношения Византии с Генуэзской республикой, разрешил заходить ее торговым кораблям в Боспорские порты Таматарху и Боспор (Керчь). Этот договор являлся первым свидетельством распространения генуэзской торговли на Черном море.
В 1261 году византийский император Михаил VIII Палеолог, подтверждая декрет Мануила Комнина, предоставляет генуэзцам большие торговые привилегии в северных провинциях Византии. Генуэзцы быстро осваиваются в Феодосии и Кареонполисе, позднее — в Сугдее (Судак), основывая торговые фактории.
В начале XIII в. в восточной части Георгиевской балки возникает генуэзский квартал. Каменные домики под красными черепичными крышами упрямо карабкались по склону Кяшене (cassia). Фактория занимала северо-восточную часть долины и по названию местности называлась Солхат, что подтверждают документы торговых сделок, актов и деловая переписка генуэзцев и евреев с 1241 года, а также топонимы, имеющие итальянские корни (укрепленный склон Сassia — Кяшене, река Sereno — Серей), указанный в документах того периода францисканский католический монастырь, построенный генуэзцами в 1320 году, и многое другое.
Итак, в средневековье город назывался Кареонполис, у восточных путешественников — просто Кайра. С принятием ислама татарами с XIV в. — Кырым…

Альвина Шеховцова
г. Старый Крым
тел. 068-499-71-79

Добавить комментарий