Сокровища внутри нас

Общие принципы самореализации и развития

В статье рассказывается о дремлющих внутри нас сокровищах, основных принципах и необходимых условиях подлинной реализации и само-познания, свидетеле и высшем «Я», Спасе и Ладе, основах инициатического (пробуждающего) тренинга и волновой гимнастике «Горыня».

Слои жемчужины, или богатства внутри нас
При рождении в наших руках оказывается конструктор, которым мы можем воспользоваться в меру своего желания и разумения. Его элементами является все, что наполняет и обеспечивает нашу жизнь — тело, чувства, различные виды мышления, Дух, инстинкты и даже доставшиеся от предков гены. Если мы просто живем, результаты «сборки» могут быть очень разными. Например, нередко возникают расколы между различными частями психики, — сейчас в порядке вещей услышать фразу типа: «Я должен себя заставить!» или «Голова болит, мне это мешает сосредоточиться». А кто кого должен заставлять? Кто кому мешает?
А ведь есть и другие оппозиции: между душой и телом, организмом и средой, жизнью и смертью, свидетелем и свидетельствуемым… Все оппозиции, которые существуют внутри нас, проецируются вовне, в окружающий мир. В результате мы видим их как противоречия между людьми, социальными группами, хищником и жертвой и т.д. А сами становимся вечно озабоченными.
Часто результаты «сборки» не удовлетворяют никого, включая нас самих. Однако, приложив усилия и соединив части данного нам конструктора в гармоничное целое, мы обретаем не только здоровье (во всех смыслах) и отличное самочувствие. Мы обретаем качества, которых у нас изначально не было. Например, соединив волю, ум и инстинкты (побудки), мы обретаем Разум. Именно на этом пути и возникает реальная возможность самопознания и самореализации, возможность двинуться к невообразимым высотам человеческого Духа, — тем, о которых большинство людей знает только понаслышке.
О том, как это осуществить практически — впереди.
В древней Индии развитие любого существа, включая Вселенную в целом, сравнивали с жемчужиной, в которой по мере роста происходит наращивание слоев перламутра, один на другой — точно так, как нарастают кольца на деревьях. Применительно к нам и нашему восприятию, каждый слой жемчужины «отражает» свой срез мира и предоставляет свои способы взаимодействия с ним. При этом каждый последующий слой частично или полностью экранирует предыдущий. Когда необходимое число слоев наросло, наступает стадия «превращения жемчуга в алмаз», то есть этап обретения целостности, когда полученные в разное время качества соединяются в единый порядок более высокого уровня. Это непростая стадия, и, увы, успех ждет далеко не всех. Точно так, как не весь кусок графита под воздействием высокого давления и температуры превратится в алмаз.
Чтобы лучше понять, о чем речь, очень кратко опишем наиболее важные слои восприятия и мышления.
На слое рационального мышления мир предстает в виде изолированных объектов определенной формы, цвета, веса и т.д., которые мы должны изучить тем или иным способом, а затем при необходимости приспособить для своих нужд. Само мышление представляет собой диалог субличностей (которых обычно несколько сотен), которые под присмотром главной из них (эго) бесконечно дискутируют о чем-либо. Основное содержание сознания на этом уровне — мысли о мыслях, которые крутятся вокруг значимых для эго объектов. Отметим, что рациональное мышление хорошо работает лишь в известных и прогнозируемых ситуациях, что приводит большинство его обладателей к однообразной и повторяющейся день ото дня жизни.
Этот слой эволюционно необходим, — в частности, он позволяет сосредоточиться на свойствах объектов и изучить их, развить логику, а также создать прослойку между побуждением и действием (некоторые побуждения принимаются к исполнению, а некоторые нет) и тем самым осознать их в отдельности друг от друга. В результате в руках у людей появляется не только «конструктор», который был упомянут выше, но и путь осознанной эволюции взамен эволюции вынужденной.
Наука, технологии, технологическая прослойка между человеком и природой, либеральные ценности, монотеистические религии, потребительское отношение к миру — это все продукты этого слоя.
На более раннем слое мифологического мышления мир предстает в виде ясной картины свойств действующих вокруг нас сил. Это поток мышления, ярко и правдиво отражающий самую суть происходящего. Он всегда показывает то, что есть — у нас нет возможности изменить этот поток восприятия или отстраниться от него. Точно так, как на слое рационального мышления нам очевидны свойства объектов, здесь мы «видим» свойства и характер действующих в ситуации сил. Носитель этого слоя мышления уже не боится неизвестности и незнакомых обстоятельств: чувствуя свойства сил, ему нетрудно найти тот или иной сценарий взаимодействия с ними.
Карта мира для периода развития, когда эго (слона) еще не было.Именно на этом слое восприятия мы можем «изнутри» познать пантеоны языческих богов и древние карты устройства мира. Например, Земля стоит на слоне, слон на трех китах, киты на… Смеяться над наивностью предков не стоит, карта абсолютно точная: Земля — это воспринимаемый нами мир, слон — эго, три кита олицетворяют рациональное, мифологическое и магическое мышление (см. ниже), черепаха, которая плавает в океане, — архаическое мышление. То есть перед нами карта, как создается восприятие нашего мира и какие силы его обеспечивают.
Лад с окружающими силами — основной способ адаптации на данном уровне. Если современные люди более всего ценят в своем жилище удобство, комфорт, приятное глазу сочетание форм и цветов, то здесь на первом месте стоит устройство жилища по тем же законам и принципам, по которым устроена Вселенная. Посмотрите на карты древних городов (например, Аркаима) — и вы увидите немало интересного. Невозможно было оставить без внимания и гармоничное совмещение природных и человеческих стихий — огня очага, струй подземной воды, дорожек, по которым перемещаются духи и всевозможные силы, энергии различных социальных слоев, мужской и женской, стариков и детей…
Именно этот слой дал человечеству язык, именно он обеспечил расцвет древних культур. На этом слое у каждого из людей также есть «я» — но оно совсем другое, чем ныне. Человек отождествляет себя не с фантазиями ума о себе самом, как это происходит на слое рационального мышления, а с идущим через него и вызывающим в нем изменения потоком Силы.
Если обитатель рационального уровня у меня ассоциируется с твердой частицей, регулярно сталкивающейся с препятствиями, то носитель мифологического уровня похож на волну, легко их огибающую.
На еще более глубоком слое магического (или эмоционально-образного) мышления мир отражается в виде непрерывного потока образов, практически полностью раскрывающих свойства объектов. Каждая травинка рассказывает о себе буквально все — как ее зовут, для чего она предназначена, что она любит, что нет, что она усиливает, что ослабляет, что усиливает ее… Именно на этом уровне возникают подлинные и очень яркие эмоции, приходит энергия, возникает ощущение неразделенности с миром и истины в ее невообразимой открытости. Именно этот уровень мышления отвечает Великанам и Титанам древних мифов.

ациональный уровень восприятия также представляет нам мир в виде образов — но они не создаются в процессе восприятия, как в магическом и мифологическом мышлении, а берутся наиболее близкие образы из памяти. Именно поэтому для большинства людей все китайцы на одно лицо, а все воробьи одинаковые, — ведь вместо живых существ мы видим заранее заготовленные памятью образы этих существ. Кроме того, рациональное мышление основано на заранее заданной системе понятий, уже известных фактах и логике и неэффективно в незнакомых ситуациях, когда еще не созданы соответствующие понятия и не набраны факты. По сути, оно лишь комбинирует известное и неспособно привести к качественно новым результатам и открытиям, — недаром многие великие ученые отмечали, что открытия были сделаны ими не с помощью логических рассуждений.
С образным магическим мышлением ситуация совершенно другая, — в нем с исчерпывающей полнотой отражается именно воспринимаемый объект. Восприятие, видение (знание) и понимание становятся одним актом. И нехватка информации магическому мышлению не грозит. Оно подобно воде, которая сама находит путь наименьшего сопротивления и просачивается сквозь любые препятствия, — необходимо лишь создавать соответствующий напор. Именно этому уровню мышления мы обязаны невероятным технологическим достижениям древности, которые вне науки кажутся невозможными.
Интересно, что на этом слое фигурой восприятия (то есть тем, что наиболее значимо и воспринимается в первую очередь) становится не сам объект, а некоторый ореол полей вокруг него, чем-то подобный ауре или запаху. Этот ореол делает очевидным как взаимную «симпатию» и сродство объектов, так и антагонизм между ними. К примеру, вы одинаково легко осознаете свою «симпатию» к конкретному яблоку и «симпатию» сапфира и звезды Альдебаран. На этом слое восприятия очень легко найти то, что при необходимости вас усилит. Отсюда становится понятным, почему именно этот тип мышления сформировал натуральную магию, древнюю медицину и астрологию.
На этом уровне границы между субъектом и средой практически нет. Мир отражается в сознании ярко и полно, со всеми радостями и печалями всех его обитателей, и нет никакой возможности отделить себя от них. Совокупность этих эмоций и образов и составляет «я» этого уровня.
Еще глубже, на слое архаического мышления мы воспринимаем уже не объекты, а свойства самого пространства. А можно сказать и так: архаическое мышление создает для нас наше личное пространство событий, и вариантов может быть немало. Сон — один вариант, общая реальность — другой, высшие миры — третий…
Если нам нужно выбрать яблоки и у нас работает этот слой восприятия, мы не будем нюхать или осматривать их и тем более читать этикетки. Мы сразу увидим наиболее благоприятные для нас искажения пространства и немедленно обнаружим объект, их вызывающий. Абсолютно точный выбор делается вне получения какой-либо информации об объекте! Благодаря этому слою мышления возникли искусства, направленные на формирование благоприятного пространства вокруг нас, известные ныне как Фэн Шуй, Васту, геомантика и т.д. Именно этот слой подвигнул наших предков к постановке величественных сейдов и созданию других мегалитических сооружений. Субъект на этом уровне не отделяет себя от мира, находясь в полном единстве с ним.
А в центре жемчужины… Нам остается только вспомнить высказывание очень яркого мыслителя Людвига Витгенштейна: «О чем невозможно говорить, о том должно умолкнуть».

Михаил Заречный,
физик-теоретик
г. Санкт-Петербург
mzarechny@yandex.ru
http://www.ppole.ru
(Продолжение следует)

Добавить комментарий