Йога, доступная каждому

История йоги и ее главная цель
Йога зародилась в незапамятные времена в Индии, и в переводе означает «союз», связь с Высшими Cилами.
В ходе археологических раскопок в поисках следов древнеиндийской культуры Мохенджо-Даро, существовавшей более четырех с половиной тысяч лет назад наравне с культурами Древнего Египта и Шумера, были найдены изображения йогов в характерных позах.
Более двух тысяч лет назад в Индии проживал философ Патанджали, известный также как аскет, мастер медитации и ученый, написавший ряд трудов по аюрведический медицине (хирургия, описание трав) и грамматике санскрита. Им был кропотливо собран опыт прошлых поколений, хранивших знания о йоге, в виде сутр — поучительных изречений. Автор назвал свой трактат, впоследствии ставший классическим, «Йога-сутра». Именно Патанджали считают основоположником учения йоги. Но, в отличие от современных учителей йоги, Патанджали утверждал, что все средства йоги предназначены прежде всего для поиска своей души и установления в ней Бога.
Главной целью и задачей йоги ставилось достижение особого состояния — творческого озарения души, тела и ума, когда перед человеком исчезают границы, отделяющие его от мира, в котором он живет, когда он чувствует и осознает себя неразделенным, единым со всем человечеством, природой и космосом. Те, кто хоть раз достигали такого состояниия, пусть даже считанные секунды, описывали его как лучшие, наиболее значимые мгновения своей жизни. Нечто подобное испытывали основатели мировых религий и их последователи, великие мудрецы прошлого, ученые, писатели и поэты. Однако число таких людей невелико, к тому же это состояние у них проявлялось спонтанно, неожиданно для самих себя. Аналогом такого состояния в европейских языках может служить термин «Самореализация», означающий пробуждение своего духа в высшей степени и соединении с Вселенской Энергией, создавшей все живое.
Позднее, в Средние века, в рукописи Кабира, известного и выдающегося поэта Индии, встречаются строки: «Все могут заниматься йогой тела, но редок тот, кто совершает йогу души».

Эволюция йоги в современности
В середине 1960-х годов западный мир, словно пожаром, охватывает молодежное движение хиппи. Несмотря на стабильное экономическое преуспевание, страны Запада в тот период переживали глубокий духовный кризис. Многие представители новой альтернативной культуры в поисках выхода из тупика обратились к богатому духовному наследию Востока. Именно тогда Запад захлестывает первая волна интереса к практикам йоги и медитации.
В 70-е годы эта волна народного увлечения йогой докатилась и до СССР, особенно после выхода на экраны страны отечественного документального фильма «Индийские йоги: кто они?». В картине рассматривалось влияние упражнений Хатха-йоги на различные органы человека, на кровообращение, дыхание и т.д., что выглядело тогда в глазах советского руководства как вполне безобидное атеистическое занятие физическими упражнениями.
В 90-е годы в связи с открытием «железного занавеса», в страны бывшего СССР буквально хлынул поток новых знаний о йоге, как с Запада, так и с Востока. Поступление информации по этой тематике продолжается и по сей день. Чтобы только перечислить все направления и школы йоги, не хватит и дня. Разнообразие такого рода практик может поразить даже богатое воображение. В СМИ встречаются даже приглашения на занятия йогой с собаками, и не исключено, что в скором будущем появится отдельная йога для собак. Все это говорит о том, что, к сожалению, в наши дни большинство школ йоги далеко ушло от поиска и очищения души, изучения и освоения состояния «самореализации», которое, можно сказать без преувеличения, могло бы способствовать развитию человечества, поэтому можно говорить о йоге не только как о системе личного оздоровления и самосовершенствования, но и как о системе эволюции человека.

Йога, доступная каждому
Как упоминалось выше, в прошлом состояние Самореализации было доступно очень немногим. Большинство выдающихся людей, кого в наши дни справедливо причисляют к лику святых, а также великие гении сферы науки и искусства обладали Самореализацией от рождения. Другие люди достигали Самореализации после долгих лет, проведенных в отшельничестве, вдали от людей и цивилизации. Получив ее, они могли поделиться этим даром лишь с избранными из своих учеников.
Самореализация заключается в пробуждении внутренней жизненной энергии (в Индии называемой Кундалини). На санскрите Самореализация звучит как «Атма Сакшат Кар». «Атма» означает дух, изначальное «Я» человека. «Сакшат Кар» понимается спонтанное право на получение связи с Единым. Другими словами, Самореализация представляет собой осознание человеком своей истинной природы через свой Дух.
У большинства людей Кундалини находится в основании позвоночника (крестцовой кости) в дремлющем состоянии. При пробуждении она поднимается снизу вверх по позвоночному столбу, спонтанно очищая энергетические центры (чакры) и, достигая родничковой кости (Сахасрары-чакры), выходит наружу. В Индии подъем Кундалини сравнивают с цветением тысячелепесткового лотоса, который лепесток за лепестком распускается над головой искателя и делает его просветленным.  
Особенность Самореализации заключается в том, что после обретения она сохраняется и укрепляется на протяжении всей жизни в виде тонкой связи с Высшим духовным миром.
В 70-х годах ХХ века доктором философии и медицины госпожой Нирмалой Шривастава был найден способ, позволяющий достичь Самореализации на массовом уровне без отказа от мирской и семейной жизни. Нирмала с юных лет искала методику пробуждения энергии Кундалини на основе глубочайшего изучения работы механизмов тонкой системы человека, и только 5 мая 1970 года она заново открыла людям древнее сакральное знание о пробуждении энергии Кундалини.
Свое учение Нирмала Шривастава назвала Сахаджа-йогой, что в переводе с санскрита означает «рожденная с тобой», йога понимается как союз человека с первозданной Высшей Силой.
Сахаджа-йога предлагает относительно простой, эффективный и, главное, понятный способ получения Самореализации, который описывался в №5 «Тайной Доктрины».

Медитация: неизведанное и знакомое
Медитация является загадкой для западных людей.
Наиболее кратко медитацию можно определить как «безмысленное осознание». В какой-то мере это состояние известно каждому из нас. Сами того не замечая, в течение дня мы можем несколько раз окунаться в безмыслие. Этому способствуют увиденные нами картины, услышанные звуки и другие повседневные привычные явления.
Например, утром наши мысли растворяются в аромате свежесваренного кофе. Когда мы добираемся до работы в транспорте, мысли удаляются под мерный гул мотора. А днем невзначай услышанный шорох кружащихся, поднятых ветром листьев с легкостью уносит вдаль все наши размышления и думы. Несмотря на то что подобные вещи могут происходить с нами с утра до вечера, они непродолжительны и мимолетны.
Тем не менее, многие художники, поэты и другие творческие люди давно заметили ценность таких мгновений. Некоторые произведения искусства, среди них и мировые шедевры, словно насквозь пропитаны ими. Глядя на умиротворенные лица мадонн, изображенных старыми мастерами, ловишь себя на том, что внутри наступает расслабление и покой. Величественные сцены живописных уголков природы в кино также создают созерцательное настроение. Критики заметили, что одним из популярнейших киноштампов современности по этим же причинам стал показ в первых кадрах многих фильмов удаляющейся дороги, размываемой светом фар и огней ночного города.
Мало кто задумывается о том, что кроме приятных ощущений, регулярное кратковременное освобождение от напряженного мыслительного процесса приносит еще и пользу.

Мыльные пузыри Альберта Эйнштейна

Парадоксально, но история показывает, что многие научные открытия, и в том числе те, которые перевернули мир, были сделаны совершенно внезапно. Зачастую это происходило, когда измученные своими многочасовыми размышлениями гении пытались отвлечься и расслабиться, и именно в тот момент как озарение к ним приходила долгожданная блестящая идея. Так рождалось новое открытие.
Достаточно вспомнить Архимеда, открывшего основной закон гидростатики. Опускаясь в ванну, он заметил, что вода в ней поднимается, из чего сделал вывод, что вытеснение — это способ определить объем погруженного в жидкость тела, и охваченный радостью, выскочил без одежды на улицу с криком «Эврика!». Или Ньютона, открывшего закон тяготения после того, как на него упало знаменитое яблоко. И, наконец, Менделеева, увидевшего свою таблицу элементов во сне.
Приведем лишь некоторые примеры, показывающие, что многие величайшие научные открытия и полезные изобретения были сделаны совершенно случайно.
Рентген. Рентгеновское излучение открыл германский ученый Вильгельм Рентген в 1895 году. Он подвергал различные объекты воздействию данного излучения и, меняя их, случайно увидел, как на стене появилась проекция костей его собственной руки.
Пенициллин. Шотландский ученый Александр Флеминг в 1928 году занимался исследованием гриппа. Однажды, к своему удивлению, он заметил, что в одной из чашек для культивирования бактерий размножавшаяся обычная сине-зеленая плесень убила всех находящихся там стафилококков. Так был открыт пенициллин.
Теория относительности. Гениальный физик Альберт Эйнштейн, много лет отдавший созданию Теории относительности, отличался от своих коллег тем, что часть своих изобретений сделал, сидя в ванне. Созерцание мыльных пузырей действовало на него своеобразным образом: мозг расслаблялся, при этом отсеивалось все лишнее, а оставалось лишь то, что волновало Эйнштейна наибольшим образом. Как правило, это были физические процессы, над которыми он работал.

Медитация в мировых культурах
В Индии медитация понимается как процесс, включающий в себя три стадии. Первый шаг называется «Дхьяна», второй — «Дхарана» и третий — «Самадхи».
Дхьяна — первый этап медитации, когда внимание направляется на объект поклонения.
Дхарана на санскрите означает созерцание, удерживание и фиксирование внимания на выбранном объекте.
Самадхи — это последняя, самая глубокая стадия медитации, при которой наступает состояние просветления, она выражается в спокойном сознании, снятии противоречий между внутренним и внешним миром, слиянии индивидуального сознания с космическим Абсолютом.
Практика медитации по системе Сахаджа-йоги дает искателю возможность получить все эти три состояния одновременно. И главное — самую глубокую стадию просветления. Все это достигается очень просто после получения Самореализации.
В Китае санскритское слово «дхьяна», первый этап медитации, о котором шла речь выше, трансформировалось в слово «чань», в Японии — «дзен». Большинство Мастеров чань и дзен с уважением признают индийское происхождение этих понятий и сами истоки медитации относят к Гаутаме Будде.
Состояния, подобного медитации, через безмолвное созерцание достигали известные нам из истории христианства святые, в их числе Серафим Саровский. По примеру Святых Отцов — первых христиан IV века, уходивших в египетские пустыни вслед за Иисусом Христом, — он вдохновлялся примером великих молчальников. «Но молчание уст — это лишь внешнее и необходимое в этом случае, главное — безмолвие ума, заключенного в одном — созерцании Бога, к чему и стремится молчальник, душу свою хотящий возвести на небо», — поучал Серафим Саровский и называл молчание «таинством будущего века».
Из жития Серафима Саровского:
«Иногда, стоя на молитве, — пишет автор одного из первых Житий Преподобного Серафима Саровского Елагин Н.В., — старец погружался в продолжительное созерцание Бога, он стоял перед святою иконою, не читая никакой молитвы и не кладя поклонов, а только сердцем созерцал Господа. Высока и глубока эта безмолвная, затворническая молитва. …Иной раз он сидел за книгой, не перебирая листов, будучи весь погружен в созерцание чистой, возвышенной мысли Святого Духа. Ни один орган тела его не шевелился: очи неподвижно устремлены были на один предмет».

Медитация с точки зрения науки
Первой раскрыть тайны индийских духовных практик попыталась французский кардиолог Тереза Броссе, которая провела в Гималаях физиологическое обследование йогов в 1935 г. После этого многие ученые Запада посетили Индию с целью исследования йогов, на протяжении веков утверждавших о своих феноменальных способностях.
Чтобы разобраться в этом явлении, рассмотрим основной набор ритмов человеческого мозга, которые фиксируются электроэнцефалограммой (ЭЭГ). Ритмы мозга меняются спонтанно, в зависимомсти от физиологического и психологического состояния человека. Причем активность мозга человека имеет значительные отличия при сравнении с животными.
Науке известны следующие основные ритмы человеческого мозга: альфа, бета, дельта, сигма, тета.
Бета-ритм (-ритм) присущ состоянию активного бодрствования.
Сигма-ритм (-ритм) появляется в начальной стадии медленного сна, которая следует непосредственно за дремотой. Для сигма-ритма характерна постепенная веретенообразная активность, отчего он имеет второе название — сонные веретена. Данные волны полностью блокируются в развитой фазе быстрого сна или полудремы и сменяются тета-ритмами (-ритм).
При глубоком естественном сне возникает дельта-ритм (-ритм), или дельта-волны.
Альфа-ритм (-ритм) был открыт в первой половине ХХ века немецким физиологом и психиатром Гансом Бергером. Наибольшую амплитуду -ритм имеет в состоянии спокойного бодрствования, особенно при закрытых глазах в затемненном помещении. Блокируется или ослабляется при повышении внимания (в особенности зрительного) или мыслительной активности. Альфа-волны также четко проявляются в период релаксации, умиротворения и состояния медитации безмысленного сознания.
В основе Сахаджа-йоги лежит практика медитации. Медитация по этой методике также неоднократно исследовалась учеными, в частности профессором Умешем Раем в Индии (г. Дели) и кандидатом биологических наук С.А. Голошейкиным в России (г. Новосибирск). ЭЭГ показала, что у человека в состоянии сахаджа-медитации преобладает альфа-ритм и увеличивается интенсивность медленной альфа-волны в лобных долях. Было отмечено, что во время сахаджа-медитации ЭЭГ не фиксирует дельта-волн, сонные веретена, быстрый сон и, следовательно, отчетливо отличается от состояния сна и сновидений.

Рекомендации по медитации
Госпожа Нирмала Шривастава в течение всей жизни распространяла учение Сахаджа-йоги по всему миру. Также и последователи для того, чтобы услышать ее лекции, приобретали билет на самолет и были готовы встретиться с ней в различных уголках планеты. В итоге в настоящее время имеется огромное количество последователей Сахаджа-йоги более чем в 100 странах мира.
Являясь экспертом в области медитации, Нирмала Шривастава составила множество полезных рекомендаций, помогающих достичь состояния медитации. Приведем некотрые из них:

«Утром встаньте, примите ванну, выпейте чай, не разговаривайте. Не разговаривайте утром, сядьте, медитируйте, потому что в это время поступает поток Божественных лучей на Землю, солнце всходит позже. Так пробуждаются птицы. Так пробуждаются цветы. Все они пробуждаются от этого, и если вы чувствительны, вы почувствуете, что, вставая утром, вы будете выглядеть по крайней мере на десять лет моложе. Действительно, это так хорошо — подниматься утром. И тогда вы автоматически ложитесь спать рано. Это относительно утреннего подъема. Что касается укладывания спать, у меня нет нужды указывать вам, потому что это вы решите сами. Затем в утреннее время вам следует сразу же медитировать.

При медитации старайтесь остановить мысли. Вы должны остановить мысли, после этого входите в медитацию. Самым простым средством остановки мыслей является Господняя молитва («Отче наш»), потому что это определяет состояние Аджны-чакры. Итак, утром вы вспоминаете Господнюю молитву или скажите: «Я прощаю». Это срабатывает. Тогда вы в безмысленном сознании. Теперь медитируйте. До этого не было медитации — когда приходят мысли, например: «Я должен выпить чай», «Что я буду делать?», «Что я должен делать?» и все такое прочее. Таким образом, первым делом становитесь безмысленно сознающим, тогда начинается рост духовности, после (достижения) безмысленного сознания, не раньше. Это нужно знать. В рациональной плоскости вы не можете расти в Сахаджа-йоге. Таким образом, прежде всего вы должны установить ваше безмысленное сознание; пока еще вы можете ощущaть небольшие блокировки в чакрах — тут и там; забудьте об этом. Просто забудьте об этом.

Утром не делайте ничего, не двигайте руками слишком много. Вы обнаружите, что большинство из ваших чакр очистятся в медитации.
Постарайтесь наполнить любовью ваше сердце. Теперь все, что вы бы ни делали своим умом, после Реализации не является воображением, потому что теперь ваш разум, ваше воображение является просвещенным».

Подготовила Ольга Инина
г. Симферополь

Занятия по Сахаджа-йоге
в Симферополе
проходят по адресу:
ул. Дм. Ульянова, 16,
спортклуб «Аватар», по субботам. Начало в 11.00
Набор в группу: 050-146-55-97
E-mail: vostoc.zapad@gmail.com

Адреса других центров Сахаджа-йоги в городах Крыма указаны на сайте www.meditation.crimea.ua

Добавить комментарий