Тайны Вавилонской башни

Творение человеческое
За все свое существование человек-строитель возвел на земле неимоверное количество башен, дошедших до нас и не дошедших, круглых и многоярусных, монолитных и ажурных. Но самой интересной, самой загадочной из башен остается древняя Вавилонская, предание о которой записано в Библии (Бытие, XI). Несмотря на то что в богословских работах легенда не оспаривается, как и то, что в ней рассказывается, ее охотно изучают, находят в ней загадки, ищут на них ответы, все это складывается в гипотезы, в которых иногда от самой башни не остается «камня на камне», так безобразно к ней относятся. Или легенда служит негативным фоном в статьях о гипотетических цивилизациях. Все же чаще рассматривают серьезные вопросы. Ради чего, например, она строилась, чему должна была служить?
Во все времена был популярен интригующий вопрос: как выглядела Вавилонская башня? Вернее, как могла выглядеть, поскольку была она недостроена, и неизвестно, на каком этапе строительства работа была прервана. На полотнах религиозного характера она чаще изображалась почти законченной, сейчас бы сказали, только крышу поднять — и все готово. На самом деле могло быть иначе, поэтому нет смысла говорить, оборвалось строительство на третьем ярусе или на девятом. Был бы ее проект! А в то, что проект сохранился, исследователи охотно верят. Вавилонская башня в законченном виде, как и подобает проекту, якобы изображена на клинописных табличках, найденных среди руин Вавилона. Это сооружение многоярусное, составленное из нескольких башен, окрашенных в яркие цвета, на самой вершине увенчанное золотыми рогами. Эдакий символ Золотого Тельца, символа эпохи жертвенности богов на алтаре кровожадных идолов.
Вид башни данного проекта однако совершенно не совпадает с ее изображениями на рисунках и на полотнах художников, где строители создают ее ярусы-ступени по спирали. Вавилонский недострой больше смахивает на зиккурат, причем не анатолийского стиля, а майянского. Сторонников версии о башне-зиккурате среди мирян и богословов большинство, хотя же нельзя сказать, что этот проект принят за истину.
Зиккураты — своего рода пирамиды с усеченными вершинами, там обязательно находилось святилище. Сооружения этого типа громоздкие, величественные, на их строительство требуется свой материал. Зиккураты возводились из кубических или овальных глыб, нагроможденных друг на друга.
А какой строительный материал использовался для Вавилонской башни? Библейское предание называет глину, кирпич и земляную смолу, т.е. материалы, совершенно непригодные для возведения зиккурата. Но вполне подходящий для строительства башни типа «перст».
Согласно утверждению христианских клириков, руины Вавилонской башни находились недалеко от Вавилона, в Сеннарской долине, которую еще называли «Сеннарской страной». Башня там стояла на высоком холме и представляла собой Перст Указующий, т.е. ее проект имел вид строения, которое мы знаем как колонноподобное. Между прочим, в Библии особо подчеркивается, что в Сеннарской долине камней, плит, глыб, необходимых для строительства башни, не хватало, поэтому брали земляную смолу, глину, отливали кирпич. Строили, разумеется, колонноподобную башню. В Библейской энциклопедии (изд. 1891 г.), что интересно, можно найти ссылки на некое древнее предание, в котором говорится, что Вавилонскую башню строили из плит, т.е. как зиккурат. Само это древнее (добиблейское) предание не сохранилось, но если оно называет стройматериал, совершенно не совпадающий с тем, что описан в Библии, то наверняка в том предании речь шла о другом местонахождении Вавилонской башни?
Или мы упираемся в предположение, что легендарных башен было две? Допустим, одна из них в Сеннарской долине, которую строили из кирпича и глины, в виде Перста. А добиблейская легенда рассказывала о башне, выглядевшей как зиккурат. И находился сей объект в таком месте, где можно было добывать камни и глыбы в неограниченном количестве, что нехарактерно для Сеннарской долины.
Разработок на эти темы нам не встречалось, поэтому мы начали рассматривать тайны Вавилонского недостроя, что говорится, с нуля.

И Творение Божественное
С Вавилонским недостроем соотносится понятие «Столпотворение». Понятие образное и смысл у него глубокий философский. С одной стороны, связано с культовым ритуалом Стояния столбом человека или множества людей. «Столпиться» раньше означало собраться большим числом и стоять тесно, один к одному. Можно взявшись за руки или вскинувши руки к небу, можно просто плечом к плечу, сами понимаете, сколько можно философствовать по поводу подобных обрядов, ритуалов, медитаций. Никогда столпотворение не обозначало бестолковое, беспорядочное стечение людей, тем паче орущих и дерущихся. Это сейчас само слово «столпотворение» понимают вульгарно и неграмотно (даже в учебных пособиях!), выводят от понятия «толпа людей». Надо сказать, что «столпотворение» двусложное слово, делится по смыслу на «столп» и «творение». Это Творение Столпа, что соотносится перво-наперво с творением Вавилонской башни именно как столпа, а по отношению к людям, собранным вместе, оно вторично и совершенно не связано с вульгаризмом «толпиться толпой», хотя такое понятие сравнивается с библейским «смешением единого народа». Увы, это грубейшая ошибка, ставшая нормой. Парадокс! Спотыкаясь об эту ошибку, исследователи, не важно, какого они ранга и сана, говорят, что Вавилонскую башню в Сеннарской долине строили в виде столпа, и в этом якобы весь секрет понятия «столпотворение». Все, однако, не так просто!
В раннем христианстве столпом называли вертикальный поток света или поток дождя, изливающийся из облака. В языческом (ведийском) православии облака, предвещавшие перемену погоды, обожествляли, называли Божественным провидением, в преданиях — Облоком. Если сквозь Облок, слепившийся в человеческую фигуру, огромную, движущуюся и меняющую очертания (по таким признакам гадали), проходили два солнечных потока, окрашенные в синий почти черный цвет, Облок называли «синей мглой». Он якобы сопровождал злого колдуна (или чужого Змея). Если столпы светились красным, розовым, золотым светом, то это считалось свитой своего доброго Змия (в христианстве Ангела на огненных ногах).
Все мы частенько наблюдаем на открытом горизонте, как из грозовых облаков вдалеке нисходят сплошные росчерки идущего дождя или бьет на землю поток света. Это явление природа рисует косыми, наклонными столпами, вроде как подпирающими небо. Никто не станет отрицать, что такое прекрасное явление природы как творение столпов посредством игры света и воды — прерогатива Божественная, Высшая.
По образу и подобию Творения столпов Небесами люди стали творить свои деяния: ритуалы и материальные объекты. В полной мере это касается творения Вавилонской башни. Если предположить, что ее проект был уподоблен Божественному столпу, то понятно, почему люди отступились от своей затеи. Создать нечто похожее на поток света, дождя, словом, на столп, соединяющий небо и землю, и, согласно его природе, наклонное, — затея невыполнимая или трудно выполнимая. Известные на сегодня наклонные башни не превышают ста метров в высоту. Знаменитая Пизанская компанилла составляет 54,5 м, башня Азинелли — 97,6 м. Вавилонское же чудо задумывалось выше 100 м. Геродот, по крайней мере, говорит о ее высоте в 123 метра, причем так и непонятно, какого типа строение имеется в виду: колонноподобное (Перст) или зиккурат?
Сооружение, называемое Творением Столпа, обязательно должно быть «падающим», и в этом загадка его руин, что археологически не подтверждено. Ближе всего к правдивости изображения проекта башни Творения столпа стоят картины тех художников, кто рисовал ее как недострой, принимавший наклонный вид, например, у голландца Питера Брейгеля.

Исход их — смешение
Как-то негласно утвердилось мнение, что относительно народа-строителя Вавилонской башни все ясно. Да и что там загадочного? Все исследователи в один голос повторяют: речь в библейской легенде ведется о едином народе Земли, говорившем на едином языке, и этот язык следует считать праязыком человечества. Богословы, правда, не любят рассуждать на эту тему, в отличие от ученых-профи, а эниологи свидетельство о едином языке относят к доисторическим временам, что тоже не делает честь этой загадке Вавилонской башни.
Мы считаем, что относительно единого народа-строителя Вавилонской башни рано ставить точку, ее мы превращаем в большой вопрос: о каком-таком народе идет речь в легенде?
Будем внимательны, поскольку наша ключевая позиция в этом вопросе зиждется на интересном моменте, что упускают из виду исследователи библейских тайн. А именно, в некоторых переводах Библии на старославянском, на русском языках, в работах мирских научно-популярных пересказ предания подается с неодинаковой интерпретацией сюжета о «едином народе». Мы проследили моменты несовпадения на примерах из некоторых источников, а обобщающие сведения, как вывод, предлагаем рассматривать с нами как первый и второй альтернативные варианты «библейского предания»
По отдельности изучая оба варианта, мы будем постоянно подводить вас к предчувствию феномена Вавилонского недостроя, а именно: были на земле две такие башни, находившиеся в разных местах, овеянные духом своих преданий, одно из которых, более древнее, послужило основой для возникновения библейской легенды. Два этих разных строительных объекта древности объединяет лейтмотив «единый язык человечества», на котором говорило население допотопной ойкумены. Допотопной, заметьте!
Итак, рассматриваем первый альтернативный вариант библейской легенды, где образ народа-строителя башни показан как все население, сосредоточенное после Потопа в бассейне рек Тигра и Евфрата.
От хорошей сытой жизни это население якобы зазналось и вздумало возвести себе город, которому не было бы равных. Строительство начали с отдельно стоящей на холме башни. Запланировали ее до небес, тем самым утверждая человеческую гордыню и называя башню знаком, неким маяком для всего народа, чтобы он не потерялся на огромной Земле. Бог Яхве, усмотрев в деятельности счастливых людей некую для себя угрозу, разрушил планы строителей. В гневе смешал единый язык человечества. Перестав понимать друг друга, люди в смятении стали жестикулировать, издавая нечленораздельные звуки-слоги, потом оставили орудия труда, груды строительного материала и разбрелись кто куда.
Вы сто раз читали эту легенду, натыкаясь на странные несуразные моменты и все пропускали мимо ушей, это ж Библия! Ну и что? Ведь не боги горшки обжигают. Библию писали люди, такие же смертные, как и мы. Они бездумно писали и переписывали, а мы бездумно читаем и перечитываем.
Например, если говорится о времени после Потопа, то какая может быть сытая и счастливая жизнь у людей, переживших страшное наводнение? Земные катаклизмы никогда уюта и радости не приносили, что-то напутали библейские редакторы. Может, дело было все-таки до Потопа? В это охотнее верится. А если вспомнить легенды о блаженных, счастливых предках, какими справедливыми и благородными они были, пока не познали вкуса власти и золота, то согласишься не с Библией, а, например, с Платоном, «отцом Атлантиды».
Допотопный мотивчик резонирует с мотивчиком послепотопным: боязнью людей потеряться на огромной Земле. Миф об исходе человека исторического из Месопотамии сочинили, вероятнее всего, после очередного локального наводнения, случившегося, согласно научным данным, в середине 2-го тыс. до н.э. Передняя и Малая Азия тогда сильно пострадали от взрыва вулканов Санторин и Эркийяс, что вызвало потоп. Те события слились с событиями легендарного Всемирного Потопа, о котором уже тогда знали не больше нашего. У людей, спасшихся как Ной, сложилось впечатление, что они остались одни на белом свете.
Синдром потерянных — это следствие шока, что настигает человека в любом случае, как бы он ни был подготовлен к удару стихии. Выжить — вовсе не значит перевести дух. Впереди осознание одиночества. Прерваны разного рода связи с единоплеменниками, погибли сородичи, друзья, даже враги. Куда идти, кого искать? Земля стала огромна, заблудиться на ней легко. Этот мотив звучит в эсхатологических мифах народов Земли и также главенствует в библейском предании.
Отметим еще одно выпадение из здравого смысла. Если народ «бассейна рек Тигра и Евфрата» вздумал возвести город, которому не было бы равных, значит, великолепные города уже существовали (допустим, Троя), а строителям захотелось что-то в стиле «модерн»? Например, башни-маяка, причем наклонной, по образу и подобию Божественного столпа, соединяющего небо и землю, а кажется, что наклонная башня упирается в облака. Вот такая она «башня до небес», недострой которой оставил на месте «груды материала» — свидетельство того, что башня, если и поднялась на девять ярусов, тут же и рухнула. Но кто это видел? По всей видимости, видели только гору каменных глыб — заготовки грандиозного проекта, которому не суждено было сбыться.
Не первична в легенде и идея расселения людей по всей Земле из одного центра, как пишут, из Месопотамии. До этого было расселение потомков Адама и Евы, расселение потомков Ноя, если опираться на библейские истории, а если на исторические данные, то расселение индроевропейских народов, начавшееся в незапамятные времена, происходило периодически. И всему этому может служить остаточное слово «смешение»: смешение народа, смешение языка. Но мы напрочь не понимаем библейской мудрости: как можно смешать единый народ, единый язык? Смешивают разные компоненты, а не одинаковые. Или ученые отмахиваются от этой стилистической ошибки, полагая, что Библия — тетрадка первоклассника?
«Смешение» (так обычно переводят «Вавилон») взято за основу объяснения не самого названия города, а его народонаселения. Оно, как известно из курса истории, было многонациональным, разноязыким. В те времена считалось феноменом совместное житие в одном месте тьмы разных народов — вот это можно назвать смешением рас и языков. Что касается Вавилона, то его название переводится по-другому, но на данный счет профдешифровок нет.
Итак, рассмотрев первый альтернативный вариант библейского предания, самый известный и всегда трактуемый, который заканчивается рассеиванием людей и «смешением» единого языка, переходим ко второму альтернативному варианту. В нем рассказ на ту же тему выглядит несколько иначе, в духе чисто христианских устоев.

Эффект Хамова колена
В этом варианте фигурирует конкретный народ-строитель башни — потомки Хама, среднего сына Ноя.
Библия рассказывает, как сын оскорбил отца непочтительным отношением, за что был Ноем проклят во всем своем Хамовом колене, от рода до рода, от века до века, и не просто проклят, но унижен приговором быть рабом у своих братьев.
Согласно тогдашней морали, ослушников наказывали строго, а в Библии зафиксировано наказание и вовсе бесчеловечное. Карать проклятием род, свой или чужой, было принято повсеместно у народов Земли, и чего больше в идее проклятия — действительно ненависти или традиции наказания, определить никто не пробовал, наверное, по той же причине боязни самого упоминания слова «проклятие» и его магического воздействия. Но права русская пословица «не так страшен черт, как его малюют». Проклятием, разумеется, можно навредить, затормозить развитие организма, но убить, уничтожить вид (род, семью) невозможно, и вот об этом знатоки магии не должны забывать и не запугивать своих пациентов. Обычно проклинающий и проклятый меняются местами и это явление мы увидим на примере жизни и развития народов Хамова колена.
Дальше продолжаем по легенде. Помня о родовом проклятии, народ хананейский взялся строить высокую башню в пределах будущего Вавилона. Причиной, побудившей их к столь решительному шагу, называют все тот же известный мотив эсхатологических мифов — боязнь потеряться на огромной Земле, боязнь быть рассеянными. Причем в данном варианте добавлено конкретное: боязнь быть взятыми в рабство. Здесь присутствует интересный момент: строители башни наперед знают, что им грозит «господне наказание» в виде рассеивания, смешения, а это значит — данный вариант легенды не оригинален, вторичен. Правда, есть в нем свои, оригинальные акценты. Например, потомки Хама хотели сделать башню не просто маяком, но центром средоточия всех племен, символом их равенства. Замечательный поворот сюжета, но очень хитро подогнанный под идею наказуемости.
Осужденные родовым проклятием на вечное рабство у потомков Сима и Иафета, хананеи предлагают им равенство и единство, т.е. занимают позицию революционеров-социалистов. В библейские времена, когда рабство было узаконено, считалось нормой бытия, призывы к свободе и равенству выглядели кощунством, насмешкой над богом Яхве. Вот и придумали, что этот бог рассеял дерзких, смешав их язык. А какой язык был у тех, кому определили прозябать рабами? Помните из книг по истории, раба называли говорящим орудием или мычащим, а чаще всего бессловесным. Раб не имел права на собственную речь, а это значит, что потомки Хама наказывались не «смешением единого языка», а лишением родной речи. Говоря об этом, нельзя забывать, составители Библии сюжет древней легенды о Вавилонской башне подгоняли под мышление истинных христиан-работорговцев, рабовладельцев. Итак, их бог Яхве рассеял строителей башни — никакого равенства, никакого центра-маяка. Нет «сытой жизни — нет и гордыни, все занимают места по-христиански: каждому — свое».
А мы-то думаем, откуда это революционеры взяли для своего гимна зовущие на смертный бой с тиранами слова «Вставай, ПРОКЛЯТЬЕМ заклейменный, весь мир голодных и РАБОВ»? Оказывается, от пионеров «возмущенного разума», от потомков Хама! Не верите, что они действительно возмутители рабовладельческих христианских устоев, каббалистский девиз которых «люби своего ближнего, он бьет тебя по щеке, подставляй другую»? Тогда почитайте в Библии, где на головы потомков Хама сыпались не только проклятия, но и призывы от имени бога Яхве расправиться с ними, «..всех хананеев надо было истребить» (Исх. ХХIII, 32, ХХХIV). Видать, коммунистическим идеям столько же лет, сколько и рабству, и едва возникнув, общечеловеческие устремления к свободе и равенству попали в разряд греховных, предавались проклятию и запрещались. А вы говорите, геноцид это — язва современности, а то, что записано в Библии, призывы истребить под корень народ Хамова колена, это не геноцид, пусть и не состоявшийся, но ведь заявленный?
Так что навороченное вокруг проклятия Ноя остается в Библии как образец межродовой ненависти и вражды. Истинно же Высшее, Божественное, в Купели которого создается и протекает история человечества, предопределило потомкам Хама лучшую долю! Эффект Хамова колена как раз и состоит в том, что вопреки проклятию «от века и до века» хананеи с самого начала послепотопных времен стали в авангарде прогрессивного развития цивилизации Древнего мира. Они, а не потомки Сима, возглавили культуры тогдашнего периода, причем в течение нескольких тысячелетий и до сих пор здравствуют в своих потомках. Чтобы полнее уяснить себе Истину Божественного в противоборстве с человеческим проклятием, назовем самых великих из хананейских народов.
Перво-наперво — египтяне, ведущие свой род, согласно Библии, от Мицраима, сына Хама. Египетская культура, как известно, стояла у истоков истории Древнего мира, разнообразным ее достоянием земляне пользуются и поныне. Исследованиям древнеегипетских тайн во всех областях знаний конца нет и пока не предвидится, как нет смысла умалчивать, что Египет и пирамиды — визитная карточка планеты Земля.
Другие хананеи — ассирийцы, строители Дамаска, Ниневии, того же «города городов» Вавилона, непревзойденные архитекторы, инженеры, прорицатели, врачи, мужественные воины и талантливые полководцы. Ассирия, несмотря на мрачную славу «кровавой империи», первое в мире объединенное из племен государство, жившее по Закону железного порядка. Без такого порядка, будем откровенны, любое государство уподобляется колоссу на глиняных ногах.
Назовем еще одних хананеян — финикийцев, кого знают как первых опытных мореплавателей, ходивших в Тихий океан, в Индийский, в Атлантический. Отлично оснащенные их триеры достигали берегов Исландии, Америки. Финикийцы также известны как создатели стекла, зеркал, льняного текстиля и, разумеется, алфавита, благодаря своему великому сыну Кадму, по имени которого он известен как «кадмийский алфавит». Он лег в основу греческой грамоты, а потом и кириллицы.
Вот и получается, пока потомки Хама созидали и процветали, потомки Сима, ведя кочевой образ жизни, силу ума направляли на то, чтобы опорочить в веках имя Хама. Нарицательное, оно звучит обидно, наглых мы, не задумываясь, обзываем хамами. Но уж совсем не сравнивая с образом великого хананеянина, имя которого в русской транскрипции читается не Хам, а Сам. Сам, он «самотний», самостоятельный, самодостаточный. Со временем, кажется, это хорошо уразумели составители канонических книг и решили «обелить» незаслуженно проклятых.
Хроника Г. Аматрола, например, финикийцев, вавилонян и ассирийцев относит к потомкам Сима (следует читать — Сама). Также поступает Хронограф (в редакции В.М. Истрина), называя ассирийцев семитами, а потомками Хама, кого б вы думали? Эфиопов!
Хотя смешного ничего нет. Понятие «хам» стало своего рода синонимом «арапа». Им ссудили «Хамово колено» вместе с родовым проклятием, что обязывало эфиопов быть рабами у белых господ. Как говорится, было бы рабство — кандидатура найдется.
Сравнивая альтернативные варианты одной легенды, приходишь к выводу, что вариант «эффекта Хамова колена» — самая поздняя библейская интерпретация и в принципе ее можно соотнести с первым вариантом, но с условием. «Единый народ» этого варианта есть не кто иной, как народ Хамова колена из второго варианта. Эти два условия легко объединимы. Потомков Хама можно считать единым народом, строившим Вавилонскую башню, как само этим единым народом можно назвать Хамово колено.
Вроде бы все ясно. Тогда зависают важные вопросы: время строительства Вавилонский башни и явление единого языка человечества, — сие не вписывается в рамки эффекта Хамова колена. А почему, расскажем в следующей части.

Тамара и Виктор Плак
с. Абрикосовка, АР Крым

Добавить комментарий