Ключи к Высшим мирам. Медитация

В предыдущей статье («ТД» №20/2012) мы рассмотрели молитву как средство единения с Богом. Но достаточно ли одной молитвы? Конечно, нет. Молитва и медитация — это как два крыла у птицы. С одним крылом птица не сможет взлететь, как, собственно, и на одной ноге далеко не уйдешь. Молитва и медитация направлены на единение с Богом и обретение Его Милости, которая, несомненно, развеет тучи неудач, смягчит вашу негативную карму и раскроет ваше сердце. Но, тем не менее, они являются совершенно противоположными практиками.
В молитве вы призываете Бога, богов или, в христианской версии, святых и ангелов, а в медитации вы сами отправляетесь к Богу или божествам. В молитве ваш разум хоть и сосредоточен на имени и форме Бога, тем не менее ум взволнован чувствами или даже эмоциями. Будь то молитва прошения или благодарения, вы все равно озабочены мирскими проблемами, независимо от того, молитесь вы за себя или за кого-то другого.
В медитации все наоборот — ваши чувства и эмоции находятся в полном покое, разум и ум сосредоточены на одном — на состоянии Любви. Состояние можно сравнить с полным штилем и зеркальной поверхностью озера, в котором без искажения отражается солнце вашего Духовного «Я». И как солнечные лучи проникают до самого дна, так Любовь как энергия Творца насыщает и пробуждает наш Дух, вызывая состояние блаженства. Разум же находится в состоянии умиротворения и единства, ум — в покое и абсолютной ясности, а душа — в легкой радости. Когда эти состояния сливаются воедино, наступает состояние, которое невозможно описать русскими словами, на санскрите оно обозначается как «ананда». Русские слова «блаженство» или «благодать» — это лишь малый фрагмент из этого букета переживаний. Когда человек достигает какой-то степени состояния, то оно может длиться месяцами и даже годами. И это касается не только блаженных состояний. Состояния депрессии, злобы, безысходности и т.п. также могут длиться годами, пока полностью не поглотят личность человека и не превратят его в демона.
Чувства, в отличие от состояния, похожи на водную рябь, в которой хотя и видно отражение солнца, но оно едва различимо. При этом состояние всеобъемлющей Любви сужается и переходит в чувство любви, направленное на объект. Например, на отдельно взятое божество или образ Христа, Кришны, Будды, Сатья Саи Бабы, Святого или Гуру. В христианстве людей, пребывающих в состоянии Благодати, называют духовными людьми, а людей, пребывающих на уровне чувств, — душевными. При этом Иаков и Павел говорят, что душевный человек никогда не поймет духовного, ибо ему это понимание закрыто, а потому он и не может давать советы или командовать духовной личностью.
Чувства, хоть и живут намного дольше эмоций, но тем не менее проходят значительно быстрее состояний, и потому нуждаются в постоянной подпитке. Это может быть как медитация, так и природа или другой человек. Все зависит от того, какие чувства вы в себе взращиваете. Чувства имеют еще одну особенность: это создавать ситуации, необходимые для повтора этих чувств. Они побуждают человека, а также окружающих генерировать соответствующую энергию, которой сами и питаются. Но если вы думаете, что накормите их и они успокоятся, то вы глубоко ошибаетесь. Чувства бездонны и чем больше и чаще они «едят», тем сильней и назойливей они становятся.
«Через медитацию вы должны достигнуть состояния единства с Божеством. Различные виды медитации, которые сегодня практикуются, заняты тривиальным. С помощью этих методов невозможно осознать Бога. Самое первое, что необходимо, — это контроль над причудами ума. Только тогда медитация будет эффективна.
Только через ментальную чистоту можно испытать Божественность. Именно чистота придает сияние вашим глазам и лицу. Вы теряете это сияние из-за нечистых мыслей. Чем больше вы будете развивать чистоту, тем моложе вы будете выглядеть» (из речи Сатья Саи Бабы в Прашанти Нилайаме, июнь, 1998 год).

Что касается эмоций, то эмоции вообще ни имеют никакого отношения к медитации, да и к молитве тоже. Эмоции в момент молитвы превращают молитву в истерику, а истерические вопли радости или отчаяния небеса игнорируют, если это не форс-мажорные обстоятельства. Если продолжить аналогию, то эмоции можно сравнить со штормом, вода вскипает и пенится и, конечно, невозможно разглядеть никакого отражения Духа.
Школы, в которых практикуются динамические медитации и холотропное дыхание, никак нельзя отнести к духовным, скорее, это тренинги для снятия психологической нагрузки. В том и другом случае мозг перенасыщается кислородом и останавливается, но не за счет успокоения, а за счет отупения. Для того чтоб отбить мозги, можно выпить транквилизатор. Абсолютная тупость и полный тормоз вам гарантированы.
Но истинно духовные практики направлены на очищение ума от негативных мыслей, беспокойных чувств и эмоций, которые превращают человека в беспокойную, а порой и злобную обезьяну. А это очищение происходит только изнутри под лучами нашего внутреннего солнца и его нескончаемой любви. Это происходит не так быстро, как хотелось бы, но зато обновление происходит без психологических трудностей, которые неизбежны при смене установок при помощи аутотренинга.
При аутотренинге все идет хорошо и весело до тех пор, пока новые позитивные мысли не наберут силу и объем в вашем сознании. Все дело в том, что ваш разум знает, что положительные мысли и чувства не только несут хорошее настроение и располагают к вам других людей, но и в корне меняют вашу жизнь. Как было сказано выше, чувства нуждаются в подпитке и с этой целью создают ситуации, при которых они насыщаются. Следовательно, положительные, оптимистические и радостные мысли и чувства будут создавать соответствующие ситуации, при которых будет все больше и больше радостных ситуаций, которые будут усиливать ваш оптимизм. Именно разум и ваше духовное начало побуждают вас к позитивным переменам. Но, кроме разума, у нас есть еще и эго. Эго — это вовсе не эгоизм. Эгоизм является следствием эго, и поэтому замыкает ваши мысли, чувства и эмоции на самих себе. Эго — это суррогат адаптированных и очеловеченных животных инстинктов, таких как выживание, доминирование, защита территории и т.п. Поэтому когда ваши новые положительные мысли слабы и не занимают много места в пространстве вашего ментального и астрального тела, вы испытываете после аутотренинга энтузиазм и подъем настроения. Но когда они увеличиваются, тогда они начинают теснить укоренившиеся негативные мысли и чувства. Более того, переключая поток внутренней энергии на позитив, вы лишаете «негативное» пищи. От чего начинается война за территорию, пищу и доминирование. Результат этой бессознательной войны: человек испытывает раздражение и агрессию, которая может быть направлена на кого угодно и по любому поводу. Радужность перспектив блекнет, желание продолжать кажется бессмысленной тратой времени. Приступы накатов негативных чувств и мыслей усиливаются и учащаются, как бы напоминая человеку, кто в доме хозяин. Восприятие реальности вновь покрывается пеленой прошлых переживаний, которые вскоре создадут ситуацию, при которой ваши негативные чувства найдут подпитку.
При повторе негатива в жизненных ситуациях трудно утверждать обратное. Но для ваших закоренелых чувств этого только и нужно. Они тем самым, как бы подтверждая свою реальность, скажут вам: «Ну что, все хорошо или все же плохо, как мы и говорили?»
Со стороны человека, решившего покончить с проблемами и бросить вызов демонам и самому себе, потребуется немало усилий, терпения и силы воли, чтоб сломить свое эго и перепрограммировать свой ум. Конечно, потом, когда эго привыкнет к радости и успеху, оно также не будет допускать негативных чувств и мыслей в свое пространство. Если они там поселятся, то ненадолго — эго изживет их. И это, конечно, хорошая новость, которая придает воодушевления, сил и терпения в этой перестройке. Процесс пойдет быстрее и безболезненней, если мы в дополнение к аутотренингу начнем практиковать молитву и медитацию.
Сатья Саи Баба дает нам конкретный практический совет. Он говорит:
«Когда на вас давит то, что представляется потерей или бедствием, прибегните к повторению имени Господа, к молитве и медитации. Так вы обретете утешение, мужество и верный взгляд на вещи. Вспомните, каким несчастьям и бедствиям подвергались святые. И они приветствовали их и оставались спокойными в любой беде. Люди смеялись над ними, называли их сумасшедшими; но они-то знали, что пребывают в обители Милости Божией, а не в сумасшедшем доме вместе с остальными людьми. Они полностью доверяли своей судьбе, и потому имели полную веру в Бога; когда несчастья испытывали их решимость, они только смеялись над ними, ибо знали свою скрытую силу, силу Духа внутри себя».
В духовных вопросах, как, собственно, и житейских, очень важна вера. Сомнения раскачивают само основание жизни и духовной практики, и поэтому их нужно всячески избегать. Имейте веру в мудрость древних писаний, их писали святые, которые на своем опыте убедились в правильности духовных практик. Человеческая жизнь с ее проблемами ничуть не изменилась с тех пор, и если тысячелетиями люди убеждались в эффективности духовных практик как способа решения проблем, то откуда у вас такая уверенность в их бесполезности? Не противопоставляйте свой слабенький мозг интуиции святых, их опыту и открытиям.

Итак, молитва и медитация являются неразрывно связанными духовными практиками. Молитва помогает нам решать наши мирские проблемы, а медитация — духовные. Трудно сидеть в медитации, испытывая блаженство, когда не решены земные проблемы. Вскоре медитация даже у опытных практикующих может превратиться в сидение с закрытыми глазами. А у начинающих — вообще может так и не начаться в том виде, в каком она должна быть. Молитва также, лишенная подпитки нашего духовного начала, вскоре превратится в озабоченность проблемами и заурядное клянчение у Бога чего-либо, что, собственно, сейчас и происходит в любом храме и доме.
В предыдущей статье мы рассмотрели ряд условий, при которых молитва приобретает значимость и становится дееспособной и чудотворной, которую слышат Небеса и ваше внутреннее «Я». И если ваши настойчивые молитвы — не следствие тупого «я хочу», а являются обдуманной просьбой в решении конкретных и важных проблем, она обязательно будет исполнена Небесами. «В какую бы сложную ситуацию ни попал человек, если он направит свою мысль к имени Господа, Он освободит его. И в этом нет сомнения».
Медитация — это второе крыло Птицы Удачи, но для того, чтобы его оживить, нужно точно знать, какую медитацию можно назвать духовной практикой и на что она должна быть направлена. Для того чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю методом исключения определить, что не является духовными практиками, а что действительно является таковой. Но для этого нужно ответить еще на один вопрос: что такое вообще духовность? Для этого давайте обратимся к учению Мирового Учителя Сатья Саи Бабы, которое на сегодняшний день является наиболее чистым. Оно лишено догм, канонов и других нагромождений человеческого ума, и потому представляет истину в последней инстанции.
Сатья Саи Баба учит нас, как бы напоминая ранее общеизвестные истины, которые забыты, похоронены под грудами обрядов, формальностей и догм, которые обесценены и искажены до неузнаваемости, а в религиозных системах вообще считаются еретическими, богохульными и кощунственными. Он говорит:
«Духовность не означает просто медитацию или богослужение, она не означает также одинокую и изолированную жизнь. Истинная духовность требует осознания единства всего человечества и поведения, соответствующего этому Божественному единству. Она помогает человеку проявить Божественность в самом себе.
Люди считают, что духовность — это соблюдение ритуалов и форм поклонения. Духовность не заключается в ритуальных богослужениях, в мантрах и песнопениях, духовность имеет отношение к Духу и Любви. Дух Любви в духовности постоянен и неизменен. Настоящая духовность состоит в избавлении от демонических и животных качеств и в развитии качеств Божественных.
Духовность — путь к самопознанию и осознание того Единого, который объединяет все разнообразие.
Вы сами есть Бог. Пока вы не знаете этого, вы — джива (индивидуум); как только вы осознаете это, вы — Дева (Бог).
Духовность — это единение с Богом. Между тобой и Им нет разницы. Открытие своего истинного Божественного «Я» и есть истинная духовность и основная задача всех духовных искателей».
Итак, со слов Сатья Саи Бабы, истинная духовность состоит:
1. В избавлении от демонических и животных качеств и в развитии качеств Божественных.
2. В осознании Единого, который объединяет все разнообразие и Сам же этим разнообразием является.
3. В единении с Богом, осознании и раскрытии своего истинного Божественного «Я».
Но читатель может задать вполне правомерный вопрос: а как же религия, мантра-йога, другие виды йоги, школы различных гуру и т.п.?
Чтобы ответить на эти вопросы, нам потребуется теологический анализ хотя бы этих трех определений. К сожалению, объем и тематика данной статьи не позволяют нам этого сделать. Но все-таки нужно кое-что пояснить.
Итак, определение духовности можно свести к вышеупомянутым трем пунктам, которые нераздельны и вытекают один из другого.

Валерий Богославский,
руководитель Теологического центра духовного возрождения
«Око Истины», г. Харьков
тел. 098-05-05-824, 050-205-24-26
(Окончание следует)

Добавить комментарий