Трансперсональная психология: Путешествие к тайникам бытия

В конце 60-х годов специалисты-психологи Станислав Гроф, Абрахам Маслоу, Энтони Сьютич, Джеймс Фейдиман и другие пришли к решению, что необходимо создать новое психологическое направление, сосредоточенное на изучении сознания и признающее значимость духовных измерений психики, которое они назвали трансперсональной психологией. В 1969 г. вышел первый номер «Журнала трансперсональной психологии» (The Journal of Transpersonal Psychology). Основатели трансперсональной психологии устремились в бескрайние пространства духа, они углубились в историю религии, психологии и культуры и среди своих предтеч указывали и американца У. Джеймса, первого среди психологов составившего научную энциклопедию «Многообразие религиозного опыта», и швейцарца К.-Г. Юнга, обогатившего психологию мифическими, общекультурными, религиозными и мистическими измерениями, и итальянца Р. Ассаджиоли, бывшего психоаналитика, который в созданном им психосинтезе опирался на теософские, антропософские и буддистские учения, преодолевая с их помощью европейские культурно-антропологические ограничения.
Трансперсональная психология была уязвима для обвинений в иррациональности и ненаучности, а значит, — в несовместимости со здравым смыслом и современным научным мышлением, в чем ее первоначально и обвиняли. Но эта ситуация резко изменилась за первые десять лет существования Ассоциации за трансперсональную психологию. Стало ясно, что трансперсональная ориентация далеко превосходит узкие границы психиатрии, психологии и психотерапии. За это время установились важные связи с революционными открытиями в других научных дисциплинах, в частности, в физике.
Станислав Гроф считается одним из ведущих специалистов в трансперсональной психологии, он имеет степень доктора медицины. Первоначально, в середине пятидесятых годов, эксперименты С. Грофа были связаны с психодислептиками, это время активного легального изучения действия наркотиков на организм.
Древние люди знали и другие способы проникновения в глубины сознания. Во многих культурах любая духовная практика была связана с необычными состояниями сознания. Шаманизм насчитывает около 40000 лет. Системы медитаций йоги сформировались не позднее 10000 лет до н.э.
Необычные состояния сознания и по сей день являются центральными для эзотерических течений канонических религий: в монашеской византийской и древнерусской традиции, в исихазме и многих сектантских течениях в христианстве, в суфизме в исламе, в различных йогических практиках в индуизме, в школах дзен в буддизме и Каббале в иудаизме. Широко использовались специальные растения — грибы, кактус пейотль, препараты конопли, травы.
Следующим способом вхождения в эти состояния, который был известен с очень давних времен, является голодание. Как известно, почти все основатели мировых религий пользовались методами аскетизма. Менее известны такие способы, как преодоление сна и бичевание. Более распространены танцы, песнопения, барабанная дробь и грохот. На протяжении тысячелетий в разных культурах существовали ритуальные танцы для празднования побед, оплакивания мертвых, лечения больных.
В жизни возникают обстоятельства, когда измененные состояния сознания возникают спонтанно: угроза для жизни, клиническая смерть, интенсивные сексуальные переживания, тяжелые физические заболевания, стрессы, экстатические эмоциональные состояния, новый необычный опыт и так далее. Жизнь иногда заставляет наше сознание функционировать в необычных режимах. Такие состояния сознания, которые раньше трактовали как галлюцинации, пограничные состояния психики, психологи назвали измененными или расширенными состояниями сознания.
В 1987 г. Всемирной организацией здравоохранения было запрещено использовать с лечебной и экспериментальной целью препараты наркотического действия. Исследователи стали искать более приемлемые пути самоактуализации личности. Некоторые экспериментаторы пытаются сейчас работать на препаратах, разрешенных в анестезиологии. У. Рассел, чтобы обрести способности к сверхчувственному восприятию, подвергал себя специальной тренировке, активно практиковал медитацию. Дж. Лилли, известный американский врач и исследователь в области космонавтики, изучающий религиозные и социальные ритуалы, посмертный опыт, глубины психики, прибегал к изоляции, чтобы вызвать в себе «океаническое» чувство, ощущение безбрежности психики и другие явления, свидетельствовавшие о нашей связи с мировым целым, со Вселенной, что пробуждало ото сна давно уснувшие воспоминания, хранившиеся в глубинах психики.
С. Гроф также отказался от применения наркотиков.
В 1984 г. Грофом был предложен более естественный и безопасный метод, относящийся к дыхательным техникам, — холотропная терапия (холотропное дыхание). Дыхательные техники известны давно, но были заново открыты в 70-х годах. С. Гроф обнаружил, что интенсивное, более глубокое и более быстрое дыхание с гипервентиляцией легких, со специфическими приемами работы с телом в сочетании со специально подобранной музыкой и особой предварительной подготовкой группы может вызывать те же переживания и аффекты, как при использовании ЛСД-25, и такие же терапевтические и интегративные возможности.
Гроф разделял два вида сознания: одно — ориентированное на осязаемую реальность, а второе — направленное к неосязаемой внутренней реальности. Важно различать их так, чтобы переживания одной не преуменьшались и не обесценивались при использовании логики другой, считает ученый. Оба состояния и обе реальности являются реальными. И взаимодействие между ними само по себе ценно.
Холотропное дыхание как техника состоит из четырех основных частей: дыхание как таковое, направляющая (катализирующая) музыка, работа с телом, методики интеграции полученного опыта. Каждая часть имеет свое значение в общем результате и игнорирование любой из частей может вызвать трудности, которые можно избежать с самого начала, относясь внимательно к подготовке к процессу. Следует обратить особое внимание на то, чтобы во время проведения сеанса холотропного дыхания рядом находился ситтер, человек, который в состоянии помочь вам.
У дыхания есть две характеристики: частота и глубина. Во время холотропного дыхания желательно дышать и глубже, и чаще. Однако поскольку полностью совместить наиболее глубокое и интенсивное дыхание часто бывает трудно, можно по своему желанию дышать либо глубоко и не очень часто, либо часто, но не очень глубоко (дыхание собаки).
Музыка может быть абсолютно любая, основное условие, чтобы в ней не было слов ни родного, ни какого-либо другого языка. Необходимо, чтобы подобранная музыка при прослушивании вызывала сильные эмоции. Однако не рекомендуется использовать музыку, которую вы ранее часто слушали.
Одной из основных задач ситтера (подготовленного человека, который находится рядом в течение сеанса), является работа с телом. Собственно говоря, существует целая область, изучающая методики работы с телом — телесно-ориентированная терапия. И чем больше методик знает ситтер, тем лучше.
После окончания дыхательной сессии не стоит сразу браться за повседневные дела. Очень важно (и это надо предусмотреть заранее), чтобы после сессии было достаточно времени, чтобы спокойно переварить то, что пережили. После окончания сеанса полезно обсудить полученный опыт с ситтером.
Необходимо добавить, что перед началом сессии желательно некоторое время посвятить расслаблению. Можно использовать любые релаксирующие техники без погружения в транс и музыку типа «звуков природы» — мягкую, не вызывающую лишних эмоций и воспоминаний.

В трансперсональной психотерапии возник термин измененных или расширенных состояний сознания. Термин условный, разные специалисты вкладывают разные представления в его определение. В европейской психологической традиции нет общепринятой классификации состояний сознания, говорят о расширенных, гипнотических, психоделических, трансовых и иных состояниях. К этим состояниям относят состояние болельщиков, которое они испытывают, когда команда выиграла, и они готовы обнять весь мир, состояние моржующихся, бегунов, делающих пробежки по утрам. В этот разряд относят даже сон, состояние влюбленности, считая его специфическим, раз влюбленный видит мир и предмет своей любви в розовых красках. Считают, что эти состояния объединяет физическое чувство удовольствия, что людям, испытывающим это состояние, мир видится в других красках, без внутренней тревоги, наступает чувство гармонии, радости.
Делаются попытки классификации этих состояний, но приходится признать, что определения состояний сознания чрезвычайно размыты и не позволяют выделить качественную разницу между ними. Другие специалисты считают, что расширенное состояние сознания, которое возникает в процессе связного дыхания, качественно отличается от состояний, возникающих при глубоком гипнозе, трансе, медитации и других способах достижения измененных состояний сознания, также отличается от сна, бодрствования, патологических нарушений сознания, нарушений сознания при приеме алкоголя и наркотических препаратов.
Методы техник свободного дыхания включают также такой аспект, как работа с аффирмациями — нахождение какой-либо ограничивающей неосознанной мысли, перевод ее в положительное, высвобождающее утверждение и многочисленное повторение ее. Процесс работы с аффирмациями основан на концепции «мысли творят реальность».
Первоначально Станислав Гроф работал в русле традиционного психоанализа, подвергая фрейдизм значительной реконструкции. После того как Гроф перешел к использованию новых методов, было замечено, что извлечение психологического конфликта из глубин психики происходит значительно быстрее, чем при психоаналитической беседе. Если в классическом психоанализе на его выявление уходят месяцы, а подчас и годы, то в техниках свободного дыхания это возможно за несколько сеансов. При этом ученый натолкнулся на глубинные уровни, определяющие личность как таковую, переживания пациентов обрели трансперсональный характер, сходный у всех пациентов, несмотря на разные жизненные ситуации, истории болезни. Оказывается, в подсознании можно обнаружить некие кладовые памяти, которые не обнаруживают своих сокровищ в обычном состоянии. Человек способен вспомнить всю свою жизнь, вызвать из глубин подсознания такие картины, которые, казалось бы, никогда не гнездились в активной памяти. Активное сознание не имеет никакого представления об этих драмах и психических травмах, но бессознательное хранит любую зарубку.
Человек воспроизводит всю свою жизнь, начиная от тайны рождения. Двигаясь еще дальше по шкале времени, он способен увидеть и предшествующую смерть, за которой и последовало новое воплощение. В сессиях человек проходит стадии агонии, смерти и повторного рождения. Драматические переживания самого разного рода происходят с такой живостью, реальностью и интенсивностью, какие могут сравниться с обычным восприятием материального мира или превзойти его. Хотя зрительный аспект этих эпизодов стоит на первом месте, но вполне реалистичные переживания могут быть и во всех других сенсорных областях. Иногда могут слышаться отдельные мощные звуки, голоса людей или животных, целые музыкальные последовательности. Интенсивная физическая боль и другие соматические ощущения или отчетливые вкус и запах могут доминировать в переживании, иметь в нем важную роль.
С. Грофом было замечено, что различного уровня воспоминания и другие элементы биографии проявляются не по отдельности, а образуют динамические сочетания, им введен термин «система конденсированного опыта», или сокращенно СКО, для того чтобы объяснить связь между этими частями, родовой травмой, например, более поздних периодов жизни и воспоминаниями прошлых воплощений. Определенные проблемы как-то связаны, эти переживания возникают снова и снова в аналогичных формах как бессознательные усилия личности вывести изначальную травму в сознание и привести ее к завершению. Для СКО характерно, что система содержит эмоциональный заряд, физические ощущения или какие-то иные важные элементы. Пример системы СКО:
— рождение — пуповина обвилась вокруг шеи;
— младенчество — удушье, недостаток кислорода при коклюше;
— детство — случай утопления, удушье в воде;
— зрелость — случай нападения с попыткой удушения;
— трансперсональный уровень — переживание опыта наказания через повешение.

Эксперименты показали, что люди, прошедшие через психотерапевтический опыт, когда испытывают ощущения, связанные со смертью и повторным рождением, резко меняют представление о самих себе, об окружающем мире. Преображается присущая им иерархия ценностей, исчезает чувство отчуждения, напротив, возникает чувство радости, безмятежности, психологического благополучия, рождается вкус к жизни. Такой человек лучше воспринимает мир. Столкновение со смертью порождает стремление глубокого осознания смысла жизни. У многих людей возникли стойкие религиозные чувства, независимые от их происхождения, образования и ранее зафиксированных верований.
В результате терапии происходит качественное изменение течения заболевания, с которым обратились пациенты (или клиенты, как чаще называют их тренеры свободного дыхания), часто наблюдается выздоровление или происходит переход на уровень более легкого течения заболевания. Для имеющих диагноз невроза занятия свободным дыханием становятся альтернативой приему лекарств с одновременной компенсацией их состояния. Происходит изменение структуры личности как следствие качественно осознанного изменения оценок себя и окружающего.
Данные исследования вызвали интерес и привлекли внимание к проблемам, связанным с рождением и смертью, что в свое время привело к изучению психологического воздействия травмы рождения, развитию пре— и перинатальной психологии и появлению новых акушерских техник.
Какие общие выводы можно сделать из этих опытов? Прежде всего что наша психика гораздо богаче, неисчерпаемее и глубже, нежели это представляли себе Фрейд и Юнг. Зона бессознательного кажется беспредельной. Она вбирает в себя бесчисленное множество феноменов, раскрывающих мир психических фантомов. Но, может быть, это и не миражи, а реальная информация, осевшая в недрах нашего сознания и отражающая фактические события прошлого? Иначе говоря, видения, которые возникают в сознании индивидуума, отнюдь не простые галлюцинаторные образы…
При изучении процессов можно указать на глубочайшее единство всего живого на Земле. Связь между растениями, животными, людьми оказывается, судя по всему, гораздо более нерасторжимой, нежели это представлялось традиционной науке. Все чувствующие существа на Земле скреплены какими-то незримыми узами.
Другой вывод состоит, по-види-мому, в том, что сознание обладает всепроникающей мощью. Оно способно пробраться в тайники бытия, в такие ярусы окружающего мира, где существование духа не предполагается. Однако каким-то непостижимым образом в недрах бессознательного можно отыскать сведения о том, что «испытывали» вымершие животные, как связаны между собой судьбы всего живого на Земле.
Западная наука приближается к сдвигу парадигмы невиданных размеров, сдвигу, который изменит наши понятия о реальности и человеческой природе, который перебросит мост через брешь между древней мудростью и современной наукой и примирит восточную духовность с западным прагматизмом.

Владимир Курилко
тел.: (063) 634-63-66
e-mail: revival-2005@yandex.ua

Добавить комментарий