По пути даосских Бессмертных

Продолжение.
Начало в №5/2013

2. Горы Лаошань
…Из глубин Желтого моря на сушу «вышла» прекрасная гора Лаошань. Именно такое впечатление складывается на первый взгляд, когда видишь спускающийся прямо в морские волны один из ее склонов. И где-то в этих синих волнах находится таинственный остров Пенлайн — остров бессмертных, летающих по воздуху, наслаждающихся всеми радостями бессмертной жизни, вкушающих нефритовые и жемчужные плоды.
Удивительные по красоте горы Лаошань расположены на Шандуньском полуострове и известны тем, что были наиболее посещаемые Бессмертными, так как именно отсюда можно было перебраться на остров Пенлайн.
Лаошанские горы это воистину рай на земле. Наверное, когда около 500 лет назад император династии У Хучай прибыл на эти горы, он испытывал какое-то необъяснимое состояние, а может быть, ему довелось встретиться с первыми небожителями. Именно 500 лет назад здесь начало формироваться даосское учение под влиянием тех переживаний, состояний, которые люди обретали в данном месте. Сложно сказать, почему именно здесь находились многие даосские школы…Одно только учение Чжан Санфена развилось в 10 различных ветвей и обрело опору.
Мы уже говорили о том, что для даосов горы — это живые существа, с которыми можно взаимодействовать, разговаривать, набираться энергии определенного качества и с помощью которых можно уходить в Бессмертие.
Главная задача Лаошанских гор связана с чисткой энергии. Это основное место, которое используют даосы для практики прохождения через смерть. В этих местах разрушаются грубые энергии и даже некоторые человеческие, остаются только сверхсознательные частоты. Именно в этих местах уместно размышление над высказыванием древнего мудреца Лао-цзы — «То, чем порождается жизнь, есть смерть».
Значимость этого места, возможно, была предопределена двумя потоками энергий, движущимися в разных направлениях. Горы находятся на полуострове и взаимодействие стихий Воды и Земли создают уникальные условия. Множество символов Инь—Ян, от самых древних до современных, украшают горные склоны. По одной из версий, они впервые появились именно здесь. И вообще здесь каждый сантиметр земли наполнен событиями, людьми, знаниями многих поколений. Известный даосский алхимик Цзян Цзян Ху именно здесь сформировал, сгруппировал и логически выстроил практический аспект даосских знаний.
Вершины своего расцвета духовная жизнь горы достигла в эпоху династий Поздняя Сун и Ранняя Юань. В то время на горе функционировали более 100 храмов, в каждом из которых происходили поиски Дао. Большинство храмов и по сей день находится в хорошем состоянии, несмотря на столь разное отношение к даосизму в течение веков.

Олег Чернэ:
Храм даосов строился не для того, чтобы почитать каких-то богов, а для того, чтобы формировать пространство. Здесь заложены идеи Фэн Шуй. Люди пытались улучшить пространство, в котором они живут. И это было в первую очередь важно для пространства, а не для людей. Очень важно было, куда и как человека захоронят после смерти. Надо было связать свой Дух с Небом. Смерть не являлась концептуальным пониманием у древних китайцев. Идея запечатать пространство, или идея формирования пространства, и дала толчок для формирования даосских храмов.
Есть еще одна, более поздняя причина — храмы строили для того, чтобы установить связь с Бессмертными, которые именно в этом месте достигли такого результата. То есть улучшали пространство для того, чтобы в этом пространстве связываться с ушедшими. В основном эти храмы посвящены тем или иным Бессмертным.

Храм — это определенная пространственная структура, которая состоит из идеи круга в квадрате, или сферы в кубе, где круг или сфера представляют собой небесное совершенство, Бога-творца, а квадрат — земное начало, проявленный мир. В пропорциях даосских храмов закодированы процессы преобразования и трансформации человека для его соединения с Небом. Вершина — это Нефритовый император — высшая кристаллизация или свойства, которые человек может достигнуть.

Олег Чернэ:
Считается, что сзади нас находится Белый тигр, а спереди Зеленый дракон, что также символизирует процесс преобразования или Инь—Ян. Это условие должно выполняться в каждом храме. Храм разбивается на три части, символизируя процессы прохождения через призму трансформации.

В каждом храме есть три основных дома. Они связаны с тремя Богами. Чаще всего это Бог Небес, Земли и Воды. Китайцы говорят: «Одно порождает два, два порождает три, а три — десять тысяч вещей». Троица у китайцев — это три бога или трое совершенных, представляющих пространство 3-х измерений, в котором живет и развивается человек. Когда китайцы молятся, они пишут свои желания в трех экземплярах: один несут в горы, другой бросают в море, третий закапывают в землю. В храм паломники приходят с востока, потому что восточная сторона считается счастливой, женщины переступают порог правой ногой, мужчины — левой.

Олег Чернэ:
В основном, везде все одинаково, только добавляются некие ориентиры. Например, добавляют бога, связанного с деньгами, с рождаемостью. Все это пришло от буддизма. В реальности это была некая лаборатория, в пространстве которой монахи проводили и изучали свои практики.
Особенности первых храмов в том, что они и реализовывали смысл Фэн Шуй — совершенствование пространства. Более поздние храмы уже копировали буддийские храмы, что придавало им тот или иной стиль и почерк. Но сама структуризация храма сохраняется во всех храмах, как и направление, которое очень строго выдерживается.

… Вокруг старинного храма находятся такие же немолодые деревья. Мы подошли к невысокому коренастому дереву с мощным стволом и раскидистой кроной, его называют Драконом и ему около 1100 лет. И действительно, его кора напоминает чешую древнего дракона и, по легенде, обладает удивительными свойствами — излечивает от головной боли и прочих душевных расстройств. Надо только прикоснуться к нему головой, и вы никогда не будете расстраиваться ни по какому поводу. Как бы там ни было, но китайцы и гости охотно прикладываются макушками к стволу дерева.
Несмотря на то, что в современном мире все больше и больше стирается разница между различными культурами, восприятие реального пространства у китайцев все еще сильно отличается от европейского. Их восприятие мира, если можно так сказать, физиологически иное, более важным для них является язык тела. Если вы не сможете почувствовать, что чувствует китаец, понять его будет сложно, потому что язык для китайцев — это не способ общения — это способ переживания. Иногда кажется, что они кричат друг на друга. Но это не агрессия, это выражение звука, поскольку сила звучания меняет смысл слов. И если вы не знаете ни китайского, ни даже английского языка, говорите на своем, но с эмоциями, чувствами и жестами. И есть шанс, что вас поймут.
В горах очень много камней и скал с изображенными на них иероглифами. Это цитаты или даже целые страницы из «Дао-дэ-дзина» — оригинального учения Даосизма, которое приписывают Лао-цзы.
Олег Чернэ:
Иероглиф изначально формировал образ, объем. Т.е. знания, которые вмещаются в пространство, являются линейными. Когда мы изучаем даосскую систему, мы должны в одном видеть три. Любая фраза, знак должны нести объем, который может быть перенесен внутрь. Взаимодействие знака с камнем — это некое оживление как самого камня, так и символа, нанесенного на камень. Подобное делается, когда происходит эзотерическая практика, когда эта структура, выраженная в знании того или иного иероглифа, переносится в ту или иную часть тела.

Склоны гор Лаошань покрыты хвойными лесами, среди которых множество источников с чистейшей водой, насыщенной минералами. Это свойство местных ключей активно использовала Германия в XIX веке, когда контролировала эти земли. На чудесной воде варили пиво и оно получалось удивительно мягким и освежающим, вскоре его признали во всем мире. Именно из этой воды сейчас варят знаменитое пиво Циндао, которое по-прежнему высоко котируется в мире. Его варят из качественного овса, риса, хмеля и ключевой воды с горы Лаошань. Оно богато углекислотой, мягкое и освежающее с белой пеной и замечательным вкусом.
Сам город Циндао находится в 30 км от гор Лаошань и в нем ежегодно проводится крупнейший в Азии международный фестиваль пива. Он начал свою историю с 1991 года и приобрел огромную популярность. Во второй половине августа тысячи туристов со всего мира прилетают в Циндао, чтобы окунуться в феерию «Пивного карнавала». На самой большой площади Циндао открывается «Пивной город», где более 100 производителей пива из разных стран устанавливают шатры и приглашают попробовать национальную кухню и насладиться вкусом пенного напитка. Каждый бренд имеет свой собственный павильон, изображающий культуру своей страны. Представлены такие бренды как Budweiser и Miller из Америки, Carlsberg из Дании, Heineken из Голландии, Beck’s из Германии, Corona Extra из Мексики, Kirin и Asahi из Японии, Tiger из Сингапура и Cerna Hora из Чешской Республики и другие. На фестивале царит радостная и доброжелательная атмосфера праздника: музыка, фейерверки, концерты, знакомства, объятия и, конечно же, дегустация пива. И несмотря на употребление алкоголя, здесь нет часто присущей ему агрессии и вседозволенности. Все проходит красиво и весело.

Олег Чернэ:
Здесь уместно будет сказать о качествах воды и связанных с ним напитках. Качественные структурированные жидкости, виски, пиво, коньяк, вина, конечно же, в умеренных дозах, питают организм человека: мышцы, костную систему, мозг. Что очень важно, потому что, например, правильное питание мозга открывает его для новых идей, системного мышления и т.д. А мышление, анализ, осмысление, рассуждения — это не пустой звук для современного человека.
Современный Китай опирается на свою древнюю культуру и традиции и это помогает ему идти вперед. Места, связанные с даосскими святынями ухожены и облагорожены. Практически везде восстановлены храмы или идет их реконструкция. А в выходные дни множество китайцев посещает их как самостоятельно, так и в составе туристических групп…

Людмила Загоскина
г. Днепропетровск
e-mail: vasilek@ua.fm
(Продолжение следует)

Добавить комментарий