Загадка статуэток Акамбаро

Высокотехнологический, научный и просвещенный ХХ век, отмеченный выдающимися достижениями человечества, такими, например, как полет в Космос, высадкой на Луну, спуском в самую пока известную наиболее глубокую Марианскую впадину Мирового океана, оставил, тем не менее, не объяснимые официальной наукой загадки происхождения человечества. Найденные под явно не тронутой тысячелетиями земной поверхностью и освидетельствованные артефакты, которые как бы и есть, причем в количестве, исчисляемом в десятки тысяч оригинальных экземпляров и которых в то же время как бы и нет, все же существуют. Ученые мужи их не признают по разным причинам, а в основном потому, что они кардинально ломают устоявшиеся научные парадигмы происхождения и развития жизни на Земле.
Мы уже как-то писали о загадочных камнях-артефактах в окрестностях небольшого городка Ики («Тайная Доктрина», №№21, 22/2012) на юге Перу, у побережья Тихого океана, наглядно показывающими прямо-таки фантастические истории человеческого бытия. Очень не понравятся представителям догматических школ сюжеты рисунков, выгравированных на этих валунах древними умельцами. Но на этом загадка находок не заканчивается, а имеет продолжение в не менее интересных находках неподалеку от мексиканского городка Акамбаро в трех сотнях километрах от столицы, где аналогичным образом ведут себя официальные историки, археологи и этнографы по отношению к местному блестящему открытию, совершенному в середине прошлого столетия.

Акамбаро мало чем отличается от массы других мексиканских городков. В нем нет каких-то общепризнанных достопримечательностей, относящихся к древней истории или хотя бы ко временам Конкисты, поэтому основные туристические маршруты проходят вдали от него. Ранее, до прихода испанцев, в окрестностях Акамбаро жили представители народа тарасков, говорившие на языке, коренным образом отличавшемся от языка соседей. По мнению исследователей, они не имели среди окружающих племен сородичей и вполне могли прийти в Мексику с территории Перу, где возле упомянутого города Ика были найдены загадочные камни с выгравированными рисунками, на которых часто изображались динозавры и лошади.
Итак, летом 1944 года выходец из Германии Вольдемар Джульсруд (или Юльсруд), бизнесмен в штате Гуанахуато, совершая конную прогулку в окрестностях холма Эль Торо, случайно нашёл несколько обтесанных камней, фрагментов керамики и небольшую глиняную статуэтку на размытой дождями обочине дороги, проходящей по склону этого холма. Наиболее понравившиеся находки он забрал с собой. Имея достаточно познаний в местной археологии, Джульсруд сразу понял, что эти находки могут представлять научный интерес.
Так и началась эта история и соответствующие проблемы и непонимание в научном мире. Стоит отметить, что Джульсруд всегда интересовался различными древностями, даже поучаствовал в юности в археологических раскопках. В 1923 году он непосредственно участвовал в раскопках древней культуры Чупикуаро. Место раскопок находилось всего в пятнадцати километрах от места находки, поэтому он и предположил, что найденное также имеет отношение к культуре Чупикуаро. Но профессиональным ученым он не был и к моменту начала формирования своей коллекции, которая ныне хранится в музее его имени, занимался торговлей скобяными изделиями.
Со временем, заинтригованный находкой, он начал собственные изыскания, поступив поначалу очень просто, — он нанял местных крестьян. Однако они погнались за количеством находок, не обращая особого внимания на их
сохранность, и приносили Джульсруду много уже разбитых глиняных статуэток. Тогда он изменил тактику и объявил, что будет платить только за целые предметы, и платил от одного до трех песо (мексиканский песо тогда был равен примерно 12 американским центам) за каждую целую находку в зависимости от ее размера. После этого работа пошла гораздо аккуратней, и даже случайно разбитые предметы предварительно склеивались, прежде чем быть предъявленными Джульсруду. Так начала формироваться его коллекция, которая в дальнейшем пополнялась его сыном и внуком.
Активные раскопки продолжались семь лет. Джульсруд истратил почти все свое состояние, которое составляло порядка 70 тысяч песо (по тем временам это равнялось примерно 8,5 тысячам американских долларов). Однако, будучи исследователем, а не торговцем древностями, Джульсруд за всю свою жизнь, даже находясь в самом стесненном положении, не продал ни одного предмета из своей коллекции.
Вольдемар стал обладателем значительной коллекции, насчитывающей 33 000 (по другим данным — более 37 000) древних артефактов. Большую часть среди них занимали изготовленные из разной глины методом открытого обжига керамические статуэтки. Тут есть изделия как из местной, светлой, так и из черной глины из г. Оахаки, до которого по воздушной прямой более полутысячи километров. Порядка 2600 фигурок изображали различных существ, вымерших миллионы лет назад, принимаемых за динозавров, в том числе похожих на игуанодона, тираннозавра, брахиозавра, анкилозавра, плезиозавра, птеранодона и т.д. Было и множество неизвестных видов, напоминающих что-то вроде крылатых драконов. Значительное число фигурок изображало людей с этими существами. Такие своего рода бытовые зарисовки показывали широкую гамму совместного сосуществования и взаимодействия от охоты друг на друга до одомашнивания.
В существенно меньшем объёме были представлены фигурки, напоминающие вымерших млекопитающих, — лошадь ледникового периода, шерстистый носорог, гигантские обезьяны плейстоценового периода. Были также найдены изделия из камня, разнообразные музыкальные и ремесленные инструменты, маски, посуда и прочее. В основном статуэтки имели размеры от нескольких десятков сантиметров до метра-полутора и были представлены людьми, животными, скульптурными композициями. В целом найденной коллекции присуще необычное разнообразие, которое отвергается и даже попросту игнорируется академической наукой под разными предлогами.
Так как среди фигурок обнаружились вымершие животные, включая динозавров, то стало ясно — первоначальное предположение о культуре Чупикуаро крайне сомнительно.
Почти все находки были найдены в полосе шириной примерно около 80 метров и длиной полтора километра вдоль всего склона этого холма на небольшой глубине. Статуэтки были сгруппированы по несколько десятков штук как бы в отдельных ячейках. Многие животные показаны в движении, что не характерно для столь древнего искусства. А среди человеческих скульптур имеются явно европеоидные бородачи, а также, судя по всему, жители Шумера, Египта, монголоиды и отдельные люди с явно выраженными негроидными чертами — неизвестные мастера изобразили все расы, живущие на Земле (от кавказцев до монголоидов).
В сухой мексиканской земле Джульсруд также нашёл: человеческие черепа, обсидиановые и нефритовые инструменты, маски, зубы лошади ледникового периода, скелет мамонта, несколько видов фигурок и статуэток (из глины, камня, керамики). Помимо динозавров, видовая принадлежность многих ископаемых животных остаётся загадкой и по сей день.

Обычно для искусства других древних культур характерно довольно частое повторение сюжетов, образов, наличие многочисленных дублей, но здесь большинство статуэток уникально. Хотя, конечно, все равно их можно сгруппировать по сходству сюжетов. И вот здесь как раз и начинаются загадки, так как самой большой неожиданностью является наличие среди находок изображений динозавров и других давно вымерших животных. При этом, если слоны (мамонты), лошади и верблюды вымерли в Америке относительно недавно (хотя и намного раньше, чем по официально принятым представлениям), то плезиозавры и бронтозавры — многие миллионы лет тому назад.
В то же время на некоторых статуэтках (как, впрочем, и на сюжетах, изображенных на камнях из Ики) можно увидеть людей, которые мирно соседствуют рядом с этими ископаемыми животными.
Понятное дело, академической науке всё это очень не понравилось. Сначала на находки просто закрывали глаза, делая вид, будто ничего не происходит вовсе. Затем, когда в прессе стали появляться все более настойчивые публикации, статуэтки из Акамбаро объявили попросту мистификацией.
В составе глины многих изделий иногда удавалось обнаружить остатки растений, что дало возможность видному американскому историку и археологу Чарльзу Хэпгуду организовать профессиональный экспертный анализ находок и провести радиоуглеродную датировку. В результате ряд статуэток был отнесен к периоду от 1000 до 4500 лет до н.э.
В конце 60-х годов стали проводиться радиокарбонные и термолюминесцентные датирования статуэток. Все экспертизы подтверждали древний возраст находок (никак не меньше 2000 лет до нашей эры). Одна независимая исследовательская группа максимально точно установила дату их создания — 2700 год до нашей эры, каждый образец проверяли по 18 раз.
Когда учёные узнали о происхождении исследуемых образцов, они тут же изменили своё мнение, мотивировав его «неполадками» оборудования, и что была допущена ошибка, а итоговые результаты анализа интерпретированы неправильно, и назвали новый возраст артефактов — 30 лет. В конце ХХ века были произведены дополнительные анализы, которые показали принадлежность артефактов всё той же эпохе: от трех до шести тысяч лет тому назад.
Со временем подобные находки обнаружились и на другой окраине города Акамбаро, у горы Эль-Чиво.
Следует также отметить, что ряд существ удивительно похож на довольно таки «типичный» образ инопланетян (в нашем представлении). Есть также и гуманоиды с лицами, напоминающими рептилий. Возможно, это какие-то неизвестные божества, а может быть, и древняя раса, вымершая или покинувшая Землю.

Но и этим загадки не заканчиваются — существует версия, что внутри холма может находиться какая-то гробница или другое древнее помещение. Но чтобы однозначно определить это, нужно проводить профессиональные раскопки.
Относительно фальсификации находок необходимо отметить, что все они были обнаружены в пределах небольшой территории, а для изготовления такого количества находок за такое время пришлось бы организовать настоящее фабричное производство, скрыть которое в данных условиях попросту невозможно. К тому же, данные изделия нужно было еще закопать, чтобы сверху оказался нетронутый грунт и дерн. При этом раскопки зачастую происходили на глазах приезжавших журналистов и ученых.
В 1952 году коллекцией заинтересовался профессиональный ученый Чарльз Ди Песо, и Джульсруд выслал ему образцы статуэток. Хотя лабораторные анализы не дали какого-то однозначного результата, Ди Песо изначально уверился в том, что это фальсификация. Однако в июле 1952 года он все-таки приехал в Акамбаро, чтобы на месте ознакомиться с коллекцией. По словам Джульсруда, Ди Песо после осмотра коллекции выявил свое восхищение находками и высказал пожелание купить образцы для музея Фонда Америдов, в котором он работал. Однако вернувшись в США, он опубликовал несколько статей, в которых категорично заявлял, что коллекция Джульсруда является фальсификацией. Ди Песо показал, что фигурки имеют современное происхождение и что поверхности фигурок были почти «новыми» и не имели черт, характерных для глиняных изделий, пробывших в земле по меньшей мере 1500 лет. По его мнению, на поверхности фигурок не было ни царапин, ни патины, характерных для древних глиняных предметов. Также на фигурках якобы нет повреждений, которые иногда делают люди, выкапывающие археологические находки. Если у фигурок отсутствовали какие-либо части, то было хорошо заметно, что это сделано их изготовителем, для того чтобы создать впечатление древности. Ди Песо также отмечал, что все фигурки были найдены в грязи, заполнившей недавно вырытые ямы в местах раскопок, в то время как, например, аутентичные артефакты культуры Тараско были извлечены из породы. По заключению Ди Песо, эти фигурки изготовлялись местными жителями с начала 1940-х годов с целью получения прибыли. Так что мнения кардинально разошлись и все оппоненты остались на своих исходных позициях.
К 1954 году критика коллекции Джульсруда достигла такого предела, это вынудила вмешаться официальные круги Мексики. В Акамбаро прибыла целая делегация ученых во главе с директором Департамента доиспанских памятников Национального Института Антропологии и Истории доктором Эдуардо Нокверой. Помимо него в состав группы вошло еще три антрополога и историка. Они сами выбрали место для проведения контрольных раскопок на склоне Эль Торо.
Работы проводились в присутствии множества свидетелей из местных авторитетных граждан. После нескольких часов раскопок было найдено большое количество статуэток, аналогичных тем, что составляли коллекцию Джульсруда. По заявлению столичных археологов, осмотр найденных артефактов однозначно указывал на их древность. Все поздравили Джульсруда с выдающимся открытием, а двое из состава делегации пообещали опубликовать результаты своей поездки в научных журналах.
Однако дальше все пошло по уже накатанному сценарию: через три недели после возвращения в Мехико, доктор Ноквера представил отчет о поездке, в котором утверждалось, что коллекция Джульсруда является фальсификацией. А «обоснование» подобного вывода было лишь одно: коллекция содержит статуэтки, изображающие динозавров. Вместо объяснения фактов — их дискредитация, только лишь потому, что они не вписываются в принятую теорию — этого не может быть, потому что не может быть никогда…
23 июля 1952 года мэр Акамбаро — Хуан Карранса опубликовал официальное заявление, в котором сообщалось, что по результатам специального исследования, проведенного в районе, установлено и выяснено, что в Акамбаро нет ни одного человека, который бы занимался производством такого рода изделий.

В то же время мнение сторонников древности фигурок Акамбаро подробно изложено в книге исследовавшего их профессора Чарльза Хэпгуда. Среди них следующие весомые аргументы:
— все глиняные фигурки прошли открытый обжиг. Для этого необходима древесина, которая на современном этапе в засушливом районе Акамбаро дефицитна, является крайне редкой и дорогой;
— в момент своего появления фигурки Акамбаро продавались по слишком низкой цене (около 10—12 центов США), что очень мало и явно не могло окупить затраты на их производство;
— коллекция включает значительное число фигурок из камня, причём все они несут следы эрозии и многовековой патины камня, что подделке не поддается;
— многие предметы были оплетены корнями растений, поэтому не возникало никаких сомнений в подлинности находок.
Мог ли Джульсруд подготовить мистификацию такого масштаба? Весьма маловероятно. В Акамбаро не хватило бы людских и природных ресурсов (глина, дерево) для обеспечения трюка предпринимателя-археолога. Недостаток людских ресурсов можно было бы решить при помощи строительства фабрики (что само собой трудно скрыть от мексиканских властей), но осуществлять продолжительную тайную поставку всех необходимых материалов в бедный район Мексики прямо-таки невозможно — это превышает возможности любого, даже самого одарённого и баснословно богатого бизнесмена. Власти штата Гуанахуато в 1952 году опрашивали местных жителей — по их словам, в Акамбаро уже сотни лет не занимались производством каких бы то ни было глиняных изделий вообще.
Но некоторые упорные критиканы все же полагают, что Джульсруд попросту привёз тысячи фигурок из Европы, которые, к тому же, ещё и закопал метра на 3—4 под землю. Однако коллекция состоит не только из глиняных артефактов, а каменные скульптуры имеют следы длительной эрозии и многовековой патины камня, которые практически невозможно подделать.
Ходят упорные слухи, что тридцатитысячная коллекция Джульсруда — лишь часть гигантской библиотеки подземного города, расположенного в склоне холма Эль Торо. Впрочем, кто знает, как оно всё на самом деле обстоит.
История хранит немало совершенно сенсационных археологических открытий. Однако далеко не все они заняли своё заслуженное место в истории науки. Зачастую выходило так, что апологеты устоявшихся научных концепций либо окружали находки заговором молчания, либо же и вовсе пытались представить находки фальсификациями, как это видно на данном примере. Удовлетворившись клеймом «фальшивка», научная общественность попросту игнорирует данные артефакты, повторяя версию современного изготовления статуэток, исходя из единственного тезиса: человек не мог существовать с динозаврами одновременно, а посему коллекция имеет современное происхождение.
В 1964 году Вольдемар Джульсруд скончался, а его дом был продан. Коллекция находок, упакованная в ящики, была помещена в здание мэрии Акамбаро. В 1999 году обнаружилась пропажа значительной части артефактов. Следствием скандала явилась организация и открытие 9 октября 2000 г. музея Вольдемара Джульсруда в выделенном для него отдельном небольшом строении. В настоящее время скромная часть коллекции демонстрируется здесь в качестве постоянной экспозиции.

Владимир Головко
г. Киев
olvia55@meta.ua

Добавить комментарий