Христианство во всех его проявлениях

В гостях у редакции «Тайной Доктрины» очень интересный человек — отец Алексий (г. Москва), священник древней Готской поместной церкви, которая существует в Крыму много веков. О том, что это за церковь, чем она отличается от привычной русской православной, и еще о многом отец Алексий рассказал нам в интервью. Вместе с ним пришел и наш давний знакомый — Олег Мельник, прогрессор космоэнергетики и краевед.

Крымские корни
— Расскажите, пожалуйста, о Церкви, к которой принадлежите вы.
— На территории Крыма есть возрожденная Херсонесско-готская епископия, которая существовала тут до конца XVIII века. В свое время она входила в состав Константинопольского патриархата. То есть получается, что князь Владимир, который крестился в Корсуни (Херсонесе), как раз крестился в этой Церкви. И с 2005 года она возрождается на территории Крыма. На данный момент она совершенно автономна и не относится ни к какому патриархату, но корни ее идут от Истинно-Православной церкви.
После революции произошло разделение церквей. Часть священников уехала за рубеж, и в Сербских Карловцах был организован центр Истинно-Православной Церкви. Потом его перевели в Мюнхен, а после войны — в Нью-Йорк. В 2007 году произошло частичное объединение, но часть все равно осталась в самостоятельном положении. Южная Америка и Австралия не были присоединены к Москве. А в СССР большая часть Церкви, которая не признала богоборческую власть, была помещена в лагеря.
В 1927 году Собор епископов на Соловках и учредил такое понятие, как Российская Истинно-Православная, или Катакомбная, Церковь. Она просуществовала по территории всего бывшего Союза на полуподпольном положении до начала 90-х годов. Потом начала возрождаться. Кстати, стараниями Русской православной зарубежной Церкви в Одессе был рукоположен Одесский и Тамбовский архиепископ Лазарь Журбенко, а потом и многие-многие другие архиереи. Интересно, что возрождение началось с Украины. В Тернополе для России было рукоположено два епископа.
Готская церковь, или, как ее еще называют, Поместная Готская Церковь Иисуса Христа, была создана на базе Истинно-Православной Катакомбной Церкви, а сейчас является автономной. Поместная — потому что «по месту».
С первых веков, когда в Крым сослали св. Климента, ученика апостола Петра, здесь были заложены корни Церкви. И потом первая митрополия — это была Готская митрополия на территории Крыма: Херсонес, Сугдея (Судак), Каффа (Феодосия) и кафедра Феодоро (Мангуп) — центр готской архиепископии.
Сейчас у нас всего три епископа, а возглавлял Церковь до недавнего времени архиепископ Дамиан (Акимов). Мы традиционно исповедуем христианство во всех его проявлениях. То есть если община пожелает, чтобы богослужение совершалось не по восточному обряду, но по западному, это вполне приемлемо. Если в общине, например, много армян, можно провести богослужение и по армянскому обряду. Главное — базирование на евангельских принципах.
И это не ново. Например, во Франции была церковь, где совершались богослужения по галльскому обряду (по обряду своих предков). И в Русской Православной Церкви была Православная Церковь западного обряда.
В России, в Чувашии, много семей русских немцев, которые католики. Особенно трудно приходится смешанным семьям, когда один в семье католик, а другой православный. И я приезжал и проводил богослужения для таких семей по западному обряду на русском или на немецком языке. С языком проблем не было — в свое время я служил в Зарубежной церкви в Мюнхене, мы там организовывали общину, а потом некоторое время служил в Израиле в русской духовной миссии Русской Православной церкви.
— А как складываются отношения с ортодоксальной Русской Православной Церковью?
— Они не то чтобы не приветствуют это, они стараются нас не замечать. Хотя порой и звучат выпады в сторону всех других церквей. Но это не какие-то религиозно-догматические моменты, а, скорее, социальные мотивы. Вероучительные моменты здесь не затрагиваются. У нас богослужения чаще всего проходят восточным православным чином, изредка допускается чтение молитв на греческом или арамейском языке, но иногда, чтобы было понятно (о чем, кстати, говорил покойный отец Александр Мень), некоторые тексты переводятся на современный русский язык. Например, Евангелие обязательно читается на русском языке и не спиной к народу, а лицом. Чтобы людям было понятно, о чем ведется речь. Вообще, мы стремимся к тому, чтобы человек принимал деятельное участие в богослужении и не был сторонним созерцателем. А таинства мы все проводим точно так же, как и везде.
— Где у вас проходят богослужения?
— В основном сейчас в Терновке в подворье Шулданского монастыря и на Шулдане. У меня есть община и в Москве. Шулданский монастырь исторически принадлежит нашей Церкви. Еще будет храм на Эски-Кермене и закладывается скит в Курортном Белогорского района и открыли епархию в Северодонецке. Конечно, по сравнению с Московской патриархией, мало — всего три епископа, но главное не количество, а качество…

С эзотериками надо общаться
— Как у вас складываются отношения с эзотерикой? Официальная Церковь ведь это не приветствует.
— Более спокойно. Я достаточно давно общаюсь с людьми, практикующими различные эзотерические знания. Вообще, что такое само понятие «эзотерика»? «Эзо» — это то, что внутри, «экзо» — то, что внешнее (на базе этого слова, например, образовано слово «экзорцизм» — «изведение вон»). Если на то пошло, все наши науки являются эзотеричными: медицина, литература, поэзия. И градацию тут можно провести только на уровне «насколько это полезно». Если человек совершает своими энергопрактиками пакости, — с точки зрения морали, он нехороший человек, а с точки зрения церкви, он грешный человек. Если же человек приносит благо и заметен позитивный результат, это замечательно.
Яркий пример — это святая Матрона Московская. Некоторые очень не хотели причислять ее к Лику Святых — мол, бабушка какая-то, которая в 50-е годы, когда закрывали церкви, принимала народ, исцеляла, нашептывала молитвы на воду и раздавала ее как святую. Но все же она прославлена в Лике Святых.
Более древний прецедент. Святые защитники от негативных, темных проявлений — святые Киприан и Иустиния. Киприан Карфагенский — бывший колдун, жрец Астарты, который под влиянием девушки Иустинии обратился в христианство и через время стал архиепископом Карфагена.
Так что, если говорить об эзотерике, я достаточно давно интересуюсь этим. Ведь и христианство само по себе является эзотеричным. Христос пришел на землю в Иудейское царство, почти разрушенное уже, и принес идею любви, которую не восприняли окружающие. Люди, которым Он вчера помогал, кричали: «Распни его!» Как было сказано, нет пророков в своем Отечестве.
И распространение эзотерики Церковь встречает в штыки потому, что люди начинают сами думать о Боге…
— Но некоторые ведь до такого додумываются сами, что не дай Бог!..
— Конечно! Такое есть и часто. Еще в 2003 году мне предложили быть духовником членов Ассоциации нетрадиционной медицины, которой тогда руководил Я.Г. Гальперин. И ортодоксальная Церковь меня порой в этом упрекает. Но ведь эзотерики — это тоже люди, люди в поиске, идущие своим путем. У них тоже создаются духовные проблемы, и им нужно общение со священником, но вряд ли кто-то станет с ними разговаривать в церкви.
Я с такими людьми общаюсь. Это не значит, что я их глажу по шерстке и соглашаюсь со всем, что они говорят и делают, но у нас ведется конструктивный диалог.
Есть очень хороший пример наглядной христианской проповеди — Апостол Павел. Когда он пришел в Афины проповедовать христианство, то зашел на площадь, где находился ареопаг и святилища античных языческих богов. И среди них был один алтарь, на котором было написано «Неведомому Богу». А Павел сказал: «Вы, не зная того, поставили алтарь Тому, Кого я проповедую».
То есть с некоторыми людьми нужно общаться на понятном им языке. Я общаюсь и с буддистами, часто бываю в питерском дацане, мой друг — алтайский шаман. Поначалу бывает в общении напряжение, причем не с моей стороны, а со стороны другого: что батюшка подумает… А ничего страшного нет — все вполне хорошо и нормально!

Проблема экзорцизма
Олег:
— Вчера отец Алексий проводил сеанс экзорцизма…
о. Алексий:
— Правильно говорить — отчитка. Был очень интересный случай. Бабушка сфотографировала спящего внука на планшет, но перед объективом появилась некая странная сущность. На фотографии она видна во всех подробностях — четче, чем основное изображение.
(Нам показали это фото. Существо маленького размера, очень похоже на инопланетянина, как их принято изображать — узкий подбородок и черные огромные косые глаза. По просьбе семьи мальчика, мы не можем опубликовать снимок — ред.)
Первой испугалась бабушка. «Фотошоп» исключается — в их семье никто им не владеет. И это не игрушка — как выяснилось, никаких подобных игрушек у ребенка нет. При этом на первой фотографии ничего нет: существо показалось только на одном кадре и исчезло.
Я спрашивал у отца, есть ли что-нибудь особенное в поведении ребенка. Тот сказал, что ребенок — простодушный, добрый, тихоня, а вот насчет всего остального тему он упорно обходил. Но сказал, что ничего странного в поведении ребенка не заметил.
Я не нашел у мальчика никакого подселения, но в момент отчитки создается своего рода защита, поэтому я провел обряд.
— А как ребенок вел себя во время отчитки?
— Совершенно спокойно.
Есть два вида: одержимые и бесноватые. Одержимые — это те, в ком сущность пребывает постоянно, а в бесноватых она входит только в определенные моменты. Например, это алкоголики и наркоманы. Говорят: «Меня бес попутал». Бывают случаи, когда пожилые люди ведут себя, как одержимые: скандальные, сварливые. Я еще в Москве работал с такими людьми. И это даже не совсем одержимость, не паразит. Это очень сильно переплетено с человеческой личностью и, если произвести разделение, человек может умереть.
В Москве ко мне пришла на отчитку девушка 22 лет, бывшая наркоманка. Ей стало нехорошо. Я поинтересовался, что с ней, а она спросила: «А можно ее оставить, только сделать более смирной?» Я не понял, спросил: «Как это?» А она сказала, что, мол, эта сущность ей помогает: «Я другим головную боль снимаю, но все беру на себя и плохо себя потом чувствую».
— Как отличить просто шизофреника от одержимого или бесноватого?
— Есть серьезная грань между этим. Я по первому образованию психолог, поэтому мне легче. Есть такой способ: человеку предлагается определенное количество одинаковых сосудов. В одном из них находится святая вода, а в остальных — простая. Одержимый святую воду отшвырнет. А более примитивных сущностей отпугивает запах ладана, колокольный звон, церковные песнопения. К тому же, одержимый не осознает своих страстей и греховных поступков. Этот человек никогда не придет на исповедь. Сущности более высокого ранга могут даже присутствовать в церкви, но не принимают участия в обрядах и таинствах.
Я наблюдал такую ситуацию в Челябинске. Ночь накануне Крещения, так называемые Святки, когда вся бесовщина выходит. Я захожу в храм и вижу бабушку, которая стоит спиной к алтарю и лицом к выходу в традиционной еврейской священнической накидке (такие носят только мужчины), кисти накидки намотаны на кулак, она этим кулаком крестится и кланяется к выходу. Вышел священник, прошел по храму с кадилом, но было ощущение, что ее никто не видел. В народной практике есть такое понятие: «отвести глаза».
— Существуют ли какие-то церковные службы при сумасшедших домах, чтобы отслеживать случаи одержания?
— Достаточно часто бывает, что лечить психиатрическими методами начинают именно одержимых людей, хотя классическая психиатрия этого и не признает, а из-за этого очень много людей страдает.
В Москве меня приглашали в клинику Сербского, там был дикий случай. Мужчина вырезал собственную семью в каком-то порыве. В обычной жизни — нормальный человек, хороший семьянин, но вдруг на него что-то нашло. Повод — не был вовремя подан ужин! Он убил всех, а потом пришел в себя и позвонил в милицию. По его признанию, он ничего не помнил.
Но бывают и обратные случаи — мне приходится объяснять, что никаких одержимостей и подселений нет. Ко мне как-то привезли четырехлетнюю девочку — гиперактивный, развитый ребенок. Но ее родственники посчитали, что она одержимая. Родители возили ее в Троице-Сергиеву Лавру к знаменитому отцу Герману. Но сейчас там нет индивидуальной работы, все отчитки поставлены на поток. Если здорового человека привести в инфекционное отделение больницы, он заразится. То же самое и здесь.
На отчитке девочка испугалась и потеряла сознание. Когда спросила, что с ней было, мама ей ответила: «Из тебя чертики выходили». А девочка достаточно развитая и хитрая, поэтому взяла это на заметку и теперь, если балуется и хулиганит, говорит: «Мама, это не я, это чертики». Я пытался объяснить родителям, что в ребенке никаких бесов нет, просто он живой и активный, но люди не всегда понимают. Часто они бывают не верующие, а суеверные.
— А почему такие массовые отчитки проходят? Действительно так много одержимых?
— Дело в том, что рядовым священникам проводить отчитки запрещено, а нуждающихся много. Я считаю, что это не очень правильно. Кстати, в Иерусалимской Православной Церкви (она насчитывает всего около 30 храмов) каждый священник, по факту рукоположения, обязан заниматься проблемами экзорцизма. Потому что, получая священнический сан, человек в полной мере получает и все те дарования, о которых написано в Священном Писании, то есть «болящих исцелять, прокаженных очищать и бесов изгонять». У всех эти дарования проявляются по-разному: кто-то может, кто-то нет, кто-то хочет, кто-то нет. Так же, как, например, в медицине — есть хорошие врачи, а есть те, кто даже диагностику не может нормально провести. Это достаточно большая ответственность, достаточно большая работа.
В Западной церкви, по благословению покойного папы Иоанна Павла II, был даже создан университет, где преподают психиатры, психологи и священники. Там готовят классических экзорцистов.
А у нас идет вечное противопоставление: с одной стороны классическая медицина, психиатрия, психоанализ, с другой — Церковь, а они, на самом деле, должны бы быть в тандеме, рука об руку. В этом плане образцом такого взаимодействия является труд владыки Луки Войно-Ясенецского «Дух, душа и тело». А вместо этого некоторые иерархи Православной Церкви, которая причислила святителя Луку к Лику Святых, относятся к данному труду с большим сомнением.
К сожалению, средневековое мракобесие порой остается и на современном уровне, народ находится в суеверии, и, когда какая-то рациональная мысль начинает проявляться и развиваться, ее отторгают. Так же, как, например, труды отца Александра Меня по объединению христианских конфессий. Это был человек, который в начале 90-х вышел в народ и стал говорить обыкновенным, понятным языком. Но его до сих пор считают еретиком, который пытался создать некий непонятный синтез.
— А не страх ли это перед пророчеством о том, что перед концом мира появится некая единая церковь во главе с Антихристом?
— По-хорошему, должен быть не синтез, а единство в многообразии. В Писании сказано, что во Христе нет ни варвара, ни иудея, ни эллина — во всех пребывает Господь Бог.
Когда я учился в московской духовной школе, наш профессор, митрополит Волоколамский и Юрьевский, ныне покойный, на мой вопрос о том, что будет, например, с чукчей, который понятия не имеет о христианстве, и для него Бог — это солнце, море, небо и т.д., ответил, что спросится с тех, кто имел доступ к информации, а чукча просто ничего не читал об этом и ничего не знает. Кому много дано, с того много и спросится. И тут, кстати, если говорить о богоизбранности еврейского народа, это совсем не значит, что они лучше других, а поскольку они первыми получили Божии заповеди, с них спросится больше, чем с остальных.

Осторожнее с оголенными проводами!
— Наша газета существует уже больше 13 лет, и мы выявили такую печальную тенденцию: у многих людей, занимающихся эзотерикой, в семьях начинают происходить всевозможные несчастья, при этом сам человек не страдает. Причем случается это так часто, что совпадением назвать уже нельзя.
— С самых древних времен, со времен протокультур, в духовных практиках существуют определенные этапы становления. Это же и в Церкви. Человека сразу не посвятят в священный сан, а он постепенно, от пономаря, проходит этапы становления.
Я себе представляю это так. Маленькому ребенку без всяких объяснений дали оголенный провод. По какому-то случайному совпадению его не ударило током (может, у него были резиновые перчатки). Вокруг него находится толпа людей, и он начинает в них тыкать этим проводом.
Есть профессионалы, а есть ремесленники. И процентов семьдесят из тех, кто занимается духовными практиками, просто нахватались каких-то знаний, и в результате человек, по какой-то причине посчитавший, что он на это способен, начинает практиковать, и свои «знания», так сказать, своих «тараканов» начинает размножать и раздавать по кругу.
Однажды я был в Аркаиме. Там была группа из Татарстана с брошюрками, в которых содержались инструкции, как правильно ходить по Аркаиму и что там делать. Одна из женщин меня спросила, правда ли, что надо вести себя именно так. А я ей ответил: «Если вам комфортно и если вы никому не мешаете, ходите хоть на руках. Вам хорошо, окружающим хорошо, и пусть всем будет хорошо. Но если эти инструкции создают какое-то негативное влияние на вашу группу, то это уже не хорошо».
Человек подвержен одному из главнейших грехов — гордыне. И когда он впадает в эту гордыню, у него начинает разрастаться мания величия, он считает, что все может и умеет без посторонней помощи, без помощи Высших Сил.
Эзотерические знания обоюдо-острые. Так, например, слово «магия» в переводе с древнешумерского языка означает «действие». Бытовая магия: женщина варит на кухне суп и вкладывает в это дело частицу собственной души. Кухонным ножом можно нарезать хлеб, а можно убить соседа. Нож сам по себе хорош или плох? Точно так же и эзотерические знания — все зависит от того, как они используются: с пользой дела или вопреки.
Олег:
— Нет серой магии. Человек не может сегодня навести порчу, а завтра исцелить.
Продолжая слова отца Алексия, хочу добавить, что многие просто не знают, что творят. Они даже не разбираются, куда лезут. Ведь все, что они делают, возвращается сторицей. В физике это называется «закон сохранения энергии». Вот и получают. А дети страдают за грехи родителей.
о. Алексий:
— Да, такое бывает очень часто: у человека никаких проблем, зато плохо становится его детям.
— Почему одержимыми становятся маленькие дети? Они ведь еще не успели нагрешить, так чем же они могут привлекать темные сущности?
— Это может быть из-за поступков родителей. Дети несут ответственность за них. Взять хотя бы наследственные заболевания — вот и пример.
И тут еще надо сказать о реинкарнациях. Официальная Церковь эту идею не поддерживает, хотя так было не всегда. Идея реинкарнаций была отменена на Третьем Вселенском Соборе.
Интересно, что в некоторых моментах Священного Писания эта идея проходит красной нитью. Например, когда по приказу царя Ирода был обезглавлен Иоанн Креститель, ученики пришли к Христу и спросили, кем был Иоанн. И Он им ответил, что это был «как бы Илия-пророк», который пришел готовить путь Сыну Божьем грядущему и придет он опять вместе с Енохом перед концом света, дабы уготовать путь Сыну Божьему, грядущему с небес. В момент Преображения ученики увидели рядом с Иисусом Илию и Моисея. То есть получается, что душа Илии-пророка была воплощена в Иоанне Крестителе и воплотится снова. И это никем не опровергается.
Точно так же, как никто из богословов не может объяснить, что такое та огненная колесница, на которой Илия был взят на небо. И еще интересно, что ученик Илии Елисей крикнул вслед, попросив дать хотя бы часть его силы, и Илия сбросил плащ. И овладев плащом, Елисей действительно стал обладать только частью силы, которая была у его учителя.
В монастырях бывают случаи, когда монах, достигший определенного уровня созерцания и молитвы, уходит в затвор. Его затворяют в пещеру, оставляют окошко, в которое передают еду. И когда обнаруживают, что еда не забиралась, разбирают каменную кладку и обнаруживают, что лежит ворох одежды, а самого монаха нет. Иногда находят пыль, похожую на пепел. Что это такое? Возможно, случай с Илией и был таким. То же самое, по легендам, было и с Божьей Матерью и Иоанном Богословом.
Так что, я считаю, что реинкарнации возможны, только не берусь утверждать, что можно определить, сколько жизней живет человек, какая его по счету и т.д. Часто подобные «воспоминания» являются обычной фантазией. Очень смешит тот факт, что все считают, что в прошлых жизнях были какими-нибудь высокопоставленными людьми: жрецами, царями, магами. Люди, увлекающиеся тольтекскими или майянскими практиками — все «жрецы», у неославян — воины, волхвы, князья. А кто для них землю пахал? Кто орудия ковал? Кто коров доил и хлеб пек?
— Говорят, что бесы, вселяясь в человека, переносят и свои воспоминания, которые человек принимает за собственные.
— Такое вполне возможно. Но это не значит, что так бывает всегда — может быть и настоящая память о каких-то прошлых воплощениях. Не стоит все валить на бесов. Это просто попытка переложить ответственность за свои грехи на кого-то или на что-то. И это бывает в Церкви и среди тех, кто занимается эзотерикой.
Одна женщина хотела, чтобы я сказал ей, нужно ли покупать жилье через ипотеку. Я сказал, что я не пророк Моисей: не могу знать, будет это для нее опасно или нет. Потом она позвонила Олегу с тем же вопросом. Она хотела, чтобы мы за нее решили. Я в таких ситуациях всегда советую обратиться к иконе Владимирской Божьей Матери, которая находится в Никольском храме при Третьяковской галерее. Молиться можно своими словами и задавать вопросы. Если ответа нет, нужно прийти еще раз.
Вот и у эзотериков проблемы с близкими возникают, потому что человек не понимает ответственности за полученные знания, за энергооружие, которым завладел. Все тот же принцип: спросится много, если дано много.

Жизнь или догма?
— Как ваша Церковь относится к науке, к ее картине мира и научному прогрессу?
— По моему мнению, которое разделяет и мой коллега архиепископ Давид, та картина мира, которая описана в Священном Писании, порой воспринимается и трактуется не так, как оно есть на самом деле. Ад или рай — это состояние человеческого духа, а не определенное место, мы выстраиваем их себе ежесекундно сами. Омар Хайям говорил, что ад и рай — это две половинки души. Как говорил Христос, «к чему прилепилась душа твоя, там ты и пребываешь». Какой путь ты создашь себе своими мыслями, своими поступками, там ты и находишься. Это относится и к теперешнему нашему состоянию, и к тому, что будет после смерти, — сейчас мы строим для себя будущий мир. Тут тоже троичное построение: мысли—слова—поступки. Протестанты говорят, что достаточно одной веры, опровергая тем самым Священное Писание, где сказано, что «вера без дел мертва есть». Одной веры мало. Должны быть действия, которые подтверждали бы эту веру.
— Ад и рай — эти состояния навечно?
— Несмотря на многочисленные рассказы людей, переживших клиническую смерть, это все-таки личный опыт определенной души. Для кого-то оно будет вечно, а для кого-то — это всего лишь этап. Так что нельзя говорить, что у православных есть ад и рай, а у католиков еще чистилище — этакий «предбанник», где люди проходят сортировку, кого куда.
Христос говорил, что «вы есть храм Бога живого», и, если человек готов быть храмом Бога живого, если он готов принять частицу Света, вот этот дух, который обожествляет его тело и душу, то, скорее всего, райское состояние — это соединение с этим огромным Существом, этой творческой энергией и постоянное принятие участия в этом творческом процессе. Бог не стоит на месте, это постоянная позитивная, светлая, творческая энергия. А если человек ставит себя на стадию разрушения собственного духа, то и после смерти, скорее всего, он будет совершать то, в чем поднаторел в этой жизни, — будет разрушать.
— Есть версия о том, что в аду человек находится среди людей с такими же пороками, как и он: например, болтун, который никого при жизни не слушал, попадает в окружение других болтунов, которые не слушают его, и т.д.
— Интересная версия. Вполне возможно, что так и есть. Очень хорошее наказание для таких людей.
Дипломную работу я писал по трудам Мартина Лютера. Мне понравилось, что он боролся с суевериями в Церкви. Например, с распространением лжесвятынь. Он сказал, что, если по всему миру собрать все «частицы Животворящего Креста», то можно построить вторую флотилию Колумба. И действительно, к сожалению, часто вера людей сводится к примитивному суеверию. Люди падки на всевозможные обереги и хорошо, если они не поддельные.
Вчера, когда я хотел купить лавандовое масло, мне бабушка-продавщица пыталась навязать пузырек с маслом от лампады какой-то чудотворной иконы. Начать с того, что, наверняка, оно разбавленное — я знаю, как выглядит лампада, там масла много не поместится. Но бабушка настаивала, что масло помогает от всех болезней, на что я ее спросил: «Так масло помогает или Бог?»
Масло — это только вспомогательная вещь, а обращаться нужно к Богу. В принципе, если человек способен концентрироваться на вере и на своей просьбе, ему такие средства не нужны, он может просто в поле помолиться, и ему будет ответ.
— Говорят, что можно молиться своими словами, но одновременно существуют устоявшиеся тексты, которые помогают вибрациями определенных сочетаний звуков. Но, с другой стороны, когда много раз читаешь один и тот же текст, перестает вникать в содержание. Так все-таки как правильно молиться?
— Частная молитва, когда мы обращаемся к Богу, может звучать обыкновенными простыми словами. А если мы принимаем участие в богослужении и хотим настроиться на определенный молитвенный поток, то можно использовать те тексты, которые сложились на протяжении веков. А на зазубренную молитву может накладываться определенное состояние или чувство. Ведь не каждый может выразить просьбу своими словами, часто ему сложно конкретизировать.
Во многих религиях используются четки для отсчета молитв. В православии, например, это Иисусова молитва.
Если говорить о каноничных текстах с точки зрения Церкви, то тут работает веками накопленная благодать, а с точки зрения эзотерики — сложившийся эгрегор. Каноны и догматы писались для определенных людей в определенное время под влиянием определенных обстоятельств, и сейчас они могут быть не актуальны. Но если человек хотя бы иногда по собственному желанию приходит в церковь, он включается в этот молитвенный поток. И во время богослужения, так или иначе, все церковное сообщество всего мира молится за него, а он становится невольным или вольным участником молитвы обо всем мире. Поэтому это действительно нужно. Но выбор места и времени зависит от человека — кому-то больше нравится ходить в церковь по праздникам, кому-то — среди недели, когда там мало народа. И я всегда говорю родителям, чтобы детей не заставляли ходить по большим праздникам. У ребенка более тонкая нервная конституция и высокая впечатлительность, кроме того, его толкают в толпе. Лучше всего привести ребенка в будний день в спокойной обстановке как на экскурсию, все ему показать и рассказать, объяснить смысл икон — ребенку, может, станет интересно. Но, может, и нет — и в этом нет ничего плохого.
Олег:
— Во Львове принято отдавать детей в воскресную школу, где учительница водит детей в церковь, дети поют песнопения.
о. Алексий:
— Но это должно быть в ненавязчивой форме.
Кстати, хочу сказать, что зарубежные диаспоры — русские или коптские (египтян-христиан) выглядят иначе. Прихожан там мало, священник всегда на виду и всегда общается с народом, случайных людей там нет, и там присутствуют соборность и общинность. После каждого богослужения — чаепитие, разговоры, решение каких-либо вопросов, и священник принимает активное участие в жизни прихожан, которые тоже общаются между собой. Нет грани между иерархией и простыми прихожанами. Бывают случаи, когда священника хотели перевести в другое место, а община говорила: «Нет». А у нас такие пертурбации достаточно часты.
— Но это ведь и из-за того, что народа много, а священников мало…
— Да, эта проблема, к сожалению, существует.
А что касается нашей Церкви, то мы открыты для контакта всем, в том числе иным конфессиям. Кое-какие моменты мы разделяем, а кое-какие, может, являются спорными, но это не влияет на диалог. Сам я не приемлю религиозного фанатизма. Ханжество и фанатизм не являются синонимами веры, скорее, антонимом и их не должно быть у человека верующего.
А еще существует разница понятий: вера и религиозность. Человек может быть религиозным, но быть не верующим. И наоборот, человек может быть верующим, но не соблюдать все каноны. Есть такой афоризм: «Если ты ежедневно заходишь в гараж и смотришь на машину, ты не станешь хорошим водителем». И точно так же, ежедневно посещая церковь, ты не станешь верующим человеком.

Беседовала
Екатерина Гурская
Связь с отцом Алексием:
050-522-67-09 (Олег)

Добавить комментарий