Дракон. Кто же он?

Герой эпоса
Почти у всех народов есть сказания о драконе: о гигантской плотоядной ящерице. Она летает, как птица, и плавает, как рыба. Вдобавок зачастую наделена огнедышащей пастью и несколькими головами. Причём во многих мифах это создание обладает людским разумом.
И если на Западе дракон — олицетворение зла, то на Востоке он — символ долголетия, власти, красоты и любви.
Почему дракон на Востоке — это прежде всего символ долголетия? Считается, что драконы могут жить практически вечно, если их кто-нибудь не убьет. С властью тоже всё просто: сложно одолеть существо, чья чешуя крепка, как железо, зубы крепче и острее меча, когти — как копья, крылья несут быстрее ветра, дыхание смертоносно.
Ну а красота? А разве малопривлекательный получился образ? Ведь красоту дракона отмечали многие писатели, художники — даже те из них, которые видели в драконе воплощение зла. Кроме того, зачастую драконы (тут ни Запад, ни Восток не знает разногласий) — большие ценители красоты, а точнее, красавиц. Именно за право обладания красавицей с драконом бьётся воин в греческих мифах, скандинавских сагах и древнерусских былинах.
Ну а почему дракон — ипостась Сатаны на Западе, а на Востоке — символ любви?
Считается, что дракон любит только один раз в жизни и подругу выбирает одну и навсегда. А когда кто-нибудь из драконьей пары погибает, другой не может его пережить: умирает от безысходной тоски или поднимается высоко в небо и стремглав бросается вниз на камни.
Если в европейском эпосе от драконов не жди ничего хорошего: они губят огнём урожай, пожирают скот, похищают людей, прежде всего девиц, если такие найдутся, и тому подобное, то в мифах Китая, Кореи, Вьетнама большинство наук и искусств люди получили в дар от спустившихся с небес мудрых и щедрых драконов!
Но азиатский культ драконов — ничто по сравнению с тем преклонением, которое испытывают перед своими драконами индейцы Центральной Америки! Ведь в доколумбовых империях майя, тольтеков и ацтеков главным божеством был дракон Кецалькоатль. Он сошёл с неба и многому научил индейцев.
За исключением Кецалькоатля, драконы у индейцев — не чета азиатским щедрым, добрым и, самое главное, снисходительным к людям. Нет, индейцы регулярно приносили кровавые жертвы драконам: самых красивых девушек они бросали в специальные храмовые колодцы — к драконам. Индейцы верили, что драконы способны пригонять тучи и даровать людям столь необходимый в засушливом климате дождь.
Культ дракона существовал и в Древнем Египте.
Известен дракон, периодически глотающий Солнце и Луну, папуасам и аборигенам Австралии.
А теперь вопрос: кто или что является прототипом дракона (Змея Горыныча)? Тут есть несколько версий.

Версия №1.
Священная рептилия

У древних египтян был бог-крокодил Себек. В храмах этого божества были бассейны с крокодилами, которых кормили с рук освященной человечиной. Ежегодно египтяне устраивали пышные празднества, во время которых в жертву Себеку приносили молоденькую красавицу царского рода. Разодетую и нарумяненную «невесту Себека» сталкивали к крокодилам и рептилии мгновенно её разрывали…
Эти трагические события послужили основой греческого мифа о Персеи, спасающего эфиопскую красавицу, царевну Андромеду, отданную на съедение водоплавающему дракону.
А у древних славян-язычников был бог-дракон Семаргл. Вероятно, жрецы Семаргла содержали при своих капищах крокодилов и даже периодически приносили им жертвы.
Не верится! А между тем этому есть свидетельства. Вот одно из них — отрывок из воспоминаний австрийского посла Сигизмунда Герберштейна‚ исколесившего с 1517 по 1526 годы многие княжества и веси русские:
«Эта область изобилует рощами и лесами‚ в которых можно наблюдать страшные явления. Именно там и поныне очень много идолопоклонников‚ которые кормят у себя дома каких-то змий с четырьмя короткими ногами‚ наподобие ящериц‚ с чёрным и жирным телом (…), с каким-то страхом благоговейно поклоняются им‚ выползающим к поставленной им пище».
Вот ещё одно свидетельство. Если открыть XIII том полного собрания русских летописей, там можно найти запись, датируемую 1582 годом:
«В лето изыдоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей многих поядаша и ужосашося люди… Того же году преставился царевич Иван Иванович…»
Случилось это под Новгородом.
Откуда взялись крокодилы на Руси? Как и индюки, из-за моря: случалось, древнерусские купцы покупали на восточных базарах крокодильчиков, а дома втридорога продавали их охочим людям, прежде всего жрецам Семаргла.
После крещения Руси языческие капища были сокрушены. Несомненно, поклонники Семаргла решили отомстить главному осквернителю своих святынь Добрыне. Добрыня — это реальная историческая личность, дядя князя Владимира Великого. И крестили эти княжичи своих подданных «огнями и мечами».
Похоже, Добрыня во время купания в киевской речке Почайне пересёкся с крокодилом: недовольные его религиозной политикой постарались. Этот курьез, вероятно, описан в древнерусской былине «Добрыня и Змей». В этой былине Змей Горыныч (дракон) пытается схватить купающегося Добрыню, который нагишом выскочив на берег, преследуемый по пятам драконом, сокрушает Змея Горыныча землёй из своего колпака.
Всё правильно‚ по-настоящему крокодилы опасны только в воде‚ а на суше их может обратить в бегство даже ребёнок, если начнёт швырять аллигаторам в глаза комья песка‚ камушки и прочий прибрежный мусор.
Однако согласно былине, Змей Горыныч нападает на Добрыню не снизу вверх‚ а сверху вниз, с воздуха, а крокодилы, как известно, не летают. Соответственно, дракон — это не крокодил.

Версия №2.
Живое ископаемое

Официальная наука утверждает, что динозавры вымерли за 60 млн. лет до появления на планете Земля предков людей, кем бы они ни были. Однако встречи людей с животными, идентичными динозаврам, случались на протяжении всей истории человечества. А среди динозавров были и летающие хищники, птеродактили. Встреча с одним из них была официально зафиксирована в Америке.
Однажды на собаку, охранявшую стадо овец техасского фермера Скотта Майлза, внезапно спикировал с неба птеродактиль и попытался унести 70-килограммовую венгерскую овчарку в горы. К счастью, рядом оказался сам Майлз, вооружённый дробовиком. Он выпалил в летающий анахронизм из двух стволов и после, когда подбитый монстр забился на земле, расстрелял его в упор. Трое суток фермер держал тушку птеродактиля на леднике, пока за ним не приехали учёные из Арканзасского биологического университета. Сенсация обошла все американские газеты. Случилась эта история в 1931 году.
И подобных свидетельств немало.
А откуда взялись динозавры, ужасные гигантские плотоядные и вдобавок летающие ящерицы в чуждую им эру? Сохранились мало кем замечаемые до наших дней или прилетели сквозь дырку во времени из мезозоя? Нет.
Иногда при извлечении и обработке каменных глыб в них обнаруживаются сюрпризы: живые организмы: черви, лягушки, ящерицы, которые провели в каменном заточении сотни тысяч, если не миллионов лет. Долгое время эти находки считались фальсификациями, а рассказы о них — шахтёрскими байками, пока в 1897 году американцы не поставили долговременный эксперимент. В Истленде (Техас) в стену новостройки была замурована рогатая жаба по кличке Старина Рип. Спустя тридцать лет при сносе здания собралось множество любопытствующих узнать как там жаба. Она оказалась жива и здорова. Этот факт, как и все вышеприведённые, официально зафиксирован.
Понятно, что в каменный безвременный плен могли попасть и динозавры, выходившие на волю благодаря землетрясениям, извержениям вулканов и прочим чрезвычайным ситуациям.
С этими вернувшимися к жизни монстрами, динозаврами, или драконами, нашим предкам пришлось бороться не на жизнь, а на смерть. Так, в раннем Средневековье Европу первоначально потрясли землетрясения, а после, согласно хроникам, стали терроризировать драконы.
Но всё же и эта версия не отражает главную особенность Змея Горыныча — его огненосность (горючесть), ведь Горыныч — это не от слова «гора», а от слова «гореть».
Итак, огнедышащий дракон, кто же он?

Версия № 3.
Не белково-нуклеиновая форма жизни

Некоторые метафизики относят огненных змеев (Змей Горынычей) к «пламенным элементалам», стихийным духам, чьей средой обитания является огонь. Есть версия, что они, духи Огня, являются причиной необъяснимых самовозгораний.
В середине 80-х прошлого века Сан-Хуан (столица Пуэрто-Рико) охватили странные пожары. Очевидцы клялись, что всему виной не известные науке животные. Вот одно из свидетельств:
«Только что стемнело. Как вдруг в воздухе сильно запахло озоном и над головой раздался странный треск. Я поднял глаза, с неба прямо на крышу «Фактории Маркетс» спускались несколько огненных птиц! Казалось, они сотканы из слепящего потрескивающего пламени.
Они светились так ярко, что глазам делалось больно. И всё же я заметил необычную деталь: некоторые птицы были слишком велики для своих крыльев, другие, напротив, слишком малы. Они просто не могли летать. Однако летели. Когда птицы достигли крыши, та тут же вспыхнула. Пламя мгновенно объяло здание, и через миг было уже нечего тушить».
Предположим, существуют огненные формы жизни. Они источают из себя жар и свет. Прикосновение к ним испепеляет. Однако, согласно преданию, драконы способны заключать людей в объятия, уносить их в небо и возвращать своих пленников-пассажиров живыми и невредимыми.
Соответственно, огненные формы жизни не являются прототипами драконов.

Версия № 4. Явление Природы
Образ летающего чудища-змия мог появиться в народном сознании под впечатлением смерчей-торнадо. Действительно‚ хоботообразная‚ змеевидная форма смерча и разрушения‚ которые он вызывает, в определенной мере может ассоциироваться со Змеем Горынычем‚ но, опять же, торнадо, как известно, не жгут землю, не извергают пламя, а это непременная черта Змея Горыныча. Так что и эта версия несостоятельна.
Среди прочих природных явлений образ Змея Горыныча больше всего напоминают падения больших метеоритов, болидов и вызванные ими явления. Метеор, врывающийся в атмосферу с огромной скоростью, наблюдается как огненный змей, пролетающий с громоподобным шумом высоко в небе и оставляющий за собой дымный шлейф. А в редчайших случаях, если крупный метеор не успевает сгореть в земной атмосфере, он врезается в землю и вызывает страшный взрыв.
Но болиды — это редкое явление, как и выжившие после встречи лицом к лицу со смерчем-торнадо. Ещё более редкое явление — гигантские метеориты, которые не сгорают без остатка в земной атмосфере, а таранят землю, вызывая взрывы. Самым известным подобным метеором является Тунгусский метеорит, но подобные явления происходят нечасто, согласно статистическим данным, в среднем раз в сто тысяч лет. Так что и эта версия отпадает.
Свою версию относительно реального прототипа Змея Горыныча выдвинули советские учёные.

Версия № 5. Фантазия
Было установлено, что былина «Добрыня и Змей» — одна из древнейших былин. Сложение её относится к X веку‚ то есть, возможно, она была написана при жизни Добрыни, может быть, даже по его заказу.
По мнению советских исследователей, при создании данной былины был использован архаичный сюжет, живший в народной памяти не одну тысячу лет.
Известный советский учёный-фольклорист В.Я. Пропп доказал, что у славян волшебные сказки об огнедышащих драконах возникли задолго до феодализма. А точнее, они были сложены в момент перехода от охоты и собирательства к кочевому животноводству, земледелие только-только зарождалось. Эту эпоху археологи для Восточной Европы датируют VIII—VI тыс. лет до н.э.
Что же касается драконов, то Пропп в своей книжке «Корни волшебной сказки» пишет:
«Это образы, которые ни к какой непосредственной действительности не относятся».
Попробуем выдвинуть ещё одну версию.

Версия № 6. Творение иных миров
Итак, чтобы разгадать Змея Горыныча, обратимся к первоисточнику: к тексту древнерусской волшебной сказки «Иван Быкович», которая и послужила сюжетом для былины «Добрыня Никитич и Змей». Сказка волшебная — память народная, донесла до нас достаточно сведений, чтобы сегодня можно было правильно идентифицировать Змея Горыныча.
В сказке «Иван Быкович» три богатыря-побратима отправляются «людей посмотреть и себя показать». Эти древнерусские авантюристы заезжают в гиблое место с явно нарушенной экологией: там течёт река Смородинная (первоначальное значение слова «смородинная» — «смрадная», «вонючая»), чьи берега засеяны костями.
Здесь, в зоне экологической катастрофы, дислоцируются чудовища (чудные явища). С ними Иван Быкович вступает в бой:
«Вдруг на реке воды взоволновалися, на дубах орлы раскричалися, выезжает Чудо-юдо девятиглавое… Как махнёт богатырь своим острым мечом раз-два, так и снёс у нечистой силы шесть голов, а Чудо-юдо ударил — по колено его в землю вогнал. Иван Быкович захватил горсть земли и бросил супротивнику прямо в очи. Пока Чудо-юдо глазища протирал, богатырь срубил ему и остальные головы…»
В этой сказке многоголовые драконы не используют против богатыря Ивана ни когти, ни зубы, ни даже испепеляющий огонь. Нет, они его периодически засыпают землёй: вначале по щиколотку, потом по колено, потом по пояс, потом по плечи.
Итак, кем или, точнее, чем является Чудо-юдо? Рискну предположить, что с землеройной машиной. А точнее — с автономным многоковшовым цепным экскаватором, вероятно, с шагающим ходовым оборудованием. Машины такого типа выпускаются сегодня в Японии, Германии и России.
Машины, о которых идёт речь в сказке о Иване Быковиче, возможно, для отпугивания животных оборудованы звуковой сигнализацией. Кроме того, они не только автономны, но и способны к самовосстановлению:
«…размахнулся Иван Быкович своим острым мечом и срубил двенадцатиглавому Чуду-юду шесть голов; Чудо-юдо подхватило их, чиркнуло огненным пальцем — и тотчас все головы приросли, а Ивана Быковича забил по пояс в сыру землю…»
Любые ковши любого экскаватора очень похожи на ощерившиеся пасти драконов. Но откуда мог взяться многоковшовый экскаватор в неолите?

Незваные гости
А точнее — высокоразвитые инопланетяне, у которых на борту космического корабля было оборудование для добычи полезных ископаемых: в том числе несколько многоковшовых экскаваторов. То, что нашу Землю посещали инопланетяне и добывали из неё полезные ископаемые — это факт. Факт, которому есть не только устные свидетельства, но и вещественные доказательства.
Так, неподалёку от австрийского городка Феклабрук осенью 1885 года в цельном куске каменного угля был найден явно рукотворный металлический предмет, возможно, один из многочисленных рычажков внеземной машины. Этот артефакт был помещён в музей Зальцбурга и известен как «зальцбургский параллелепипед».
В соседней Франции в Сан-Жан-де-Ливе из меловых отложений были извлечены металлические трубки (похожие на детали бурового станка). Возраст этой находки 65 млн. лет! А до этой находки во Франции в конце XVIII века близ городка Окс-эн-Прованс, где велась разработка месторождения известняка, горнорабочие на глубине 15 метров натолкнулись на куски каменных колонн и фрагменты опоры — внешне очень похожей на ту, которую они использовали при выкапывании грунта. Дальше были извлечены предметы, определённые как старинные монеты неизвестной цивилизации.
После там был откопан геологический молоток, чья деревянная ручка за миллионы лет превратилась в камень, и куски других окаменелых инструментов. Возраст известняка, в котором покоилась эта находка, превышал 150 млн. лет.
Подобные находки зафиксированы по всему миру. И это не единственное материальное свидетельство, что когда-то, задолго до появления человека, на нашей планете высаживались инопланетяне.
В 1928 году Вилбар Барроус, декан геологического факультета колледжа американского города Бэрри (штат Кентукки), оповестил общественность о факте обнаружения им человеческих следов на каменноугольном песчанике. Это были следы обуви — длиной 24 см и шириной 15 см. Даже с помощью новейшей аппаратуры обнаружить следы гравировки, вырезания или искусной штамповки внутри или вокруг этих отпечатков не удалось. Возраст каменноугольного песчаника, на котором наследил пришелец, геологи оценили в 240 млн. лет.
Но вернёмся к тому, с чего начали: с преданий о многоголовом чудище драконе. Без сомнения, землянам доводилось видеть тогда не только автономные землеройные машины незваных гостей, но и наблюдать в полёте летательные аппараты инопланетян. Приземление и взлёт индивидуальных реактивных капсул и многое другое. Об этом до нас дошли свидетельства очевидцев в виде сказок, переполненных образами, «которые ни к какой непосредственной действительности не относятся».
Какие, к примеру, могли возникнуть сотни тысяч лет назад ассоциации у землян при виде чего-то сияющего, ревущего, извергающего огонь и оставляющего за собой дымный инверсионный след, извивающийся в небе как гигантская невиданная гадюка? Как можно было в двух словах описать это чудо? Огненный Змей. Кто-то тогда лично наблюдал, как это страшилище садится на землю с рёвом и грохотом, поднимая тучи пыли, ломая деревья и, самое главное, — нанося ожоги земле. Не менее величественным был и взлёт «дракона».
Когда что-то чуждое, странное с рёвом терзало землю, это был тоже он, «дракон», с которым некоторые смельчаки порой небезуспешно разобрались.
Ну и когда внеземной владыка «дракона» пытался общаться в древности с аборигенами, он тоже в их глазах был «драконом», «драконом», принявшим более-менее человеческий облик. Вполне возможно, что некоторые инопланетные экипажи, контактировавшие в Седую Древность с землянами, состояли из разумных рептилий…

Игорь Белостоцкий
г. Киев
тел. 067-191-72-99

Добавить комментарий