Апокалипсис начала XX века, или Истоки российского оккультизма

Что день грядущий нам готовит?
Любой век заканчивается апокалипсисом. Собственно, процесс замены старого новым идёт перманентно и вне зависимости от системы летоисчисления — просто круглые даты напоминают очередному поколению, что и его век скоротечен, время собирать камни, подводить черту, подбивать бабки — а потому воспринимаются особенно болезненно. Для всякого поколения наступление нового века — время апокалипсиса. Обычно сопровождаемое разгулом потусторонних сил, безумными пророчествами и необычайными открытиями. Об одном таком апокалипсисе, случившемся совсем недавно, мы в этой главе и поговорим.
XIX век стал переломным для всего человечества. Ни одна нация, кроме, пожалуй, каннибалов Амазонки, ни одно государство, кроме, пожалуй, Монголии, не могло игнорировать всё ускоряющийся процесс, который назовут впоследствии «научно-техническим прогрессом». Открытия в области физики, химии, астрономии, медицины перевернули представления человека о мире. О темпах, с которыми изменялась среда человеческого обитания, мы можем судить по нижеприведённому краткому перечню наиболее значительных и ключевых для научно-технического прогресса открытий и нововведений XIX века.
1802 год. Шотландский инженер Уильям Саймингтон строит первое пригодное к эксплуатации паровое судно с лопастным колесом на корме, названное «Шарлотта Дундас».
1807 год. Знаменитый физик Гей-Люссак открывает закон расширения газов и изобретает барометр.
1814 год. Английский изобретатель Джордж Стефенсон конструирует паровой локомотив. Сэр Гемфри Дэви открывает электрическую дугу.
1820 год. Профессор физики Ханс Эрстед проводит серию опытов, наглядно демонстрирующих связь между электрическими и магнитными явлениями.
1824 год. Сади Карно публикует монографию «Размышления о движущей силе огня и о машинах, способных развивать эту силу», в которой излагаются теоретические основы теплотехники.
1827 год. Немецкий учёный Георг Ом открывает закон связи между силой тока, электродвижущей силой и сопротивлением.
1828 год. Ньенс приготовил так называемые «асфальтовые снимки» — прототип фотографии.
1831 год. Англичанин Майкл Фарадей открывает явление индукции.
1844 год. По телеграфной линии Балтимор—Вашингтон, проложенной под руководством Морзе, отправлена первая телеграмма.
1855 год. Генри Бессемер предлагает принципиально новый способ производства стали.
1859 год. Чарльз Дарвин публикует книгу «Происхождение видов».
1860 год. Французский инженер Жан Ленуар получает патент на газовый двигатель внутреннего сгорания. Патенты на ДВС выдавались и ранее, однако заслуга Ленуара в том, что он первым внедрил их в широкую эксплуатацию.
1867 год. Альфред Нобель получает патент за изобретение динамита.
1869 год. Дмитрий Менделеев выводит периодический закон, положенный затем в основу Периодической системы элементов.
1870 год. В Лондоне начинает функционировать первое, ещё паровое, метро.
1873 год. Генрих Герц открывает электрические колебания и волны.
1876 год. Николас Август Отто конструирует первый четырёхтактный газовый двигатель внутреннего сгорания.
1877 год. Американец Белл разрабатывает бытовой телефон. Сразу вслед за ним Томас Эдисон патентует фонограф — прообраз граммофона. В этом же году появляются «свечи Яблочкова», разрешая назревшую проблему освещения с помощью электричества.
1879 год. Вернер Сименс выдвигает проект электрической железной дороги.
1883 год. Густав де Лаваль конструирует первую паровую турбину.
1884 год. Первый в мире дирижабль «Ла Франц» совершает полёт, который начался и закончился в одной точке. Чарльз Парсонс вводит в эксплуатацию многоступенчатую реактивную турбину.
1892 год. Рудольф Дизель получает свой первый патент за изобретение двигателя совершенно новой конструкции, названного впоследствии его именем.
1895 год. Немецкий физик Рентген открывает Х-лучи. Братья Люмьер проводят первую публичную демонстрацию документального фильма.
1898 год. Супруги Кюри открывают радиоактивные элементы — полоний и радий.
1900 год. Впервые в истории морское судно «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» оснащается радиотелеграфом.
Понятно, что столь значительные открытия и нововведения повлияли не только на изменение мировоззрения нескольких поколений, но и на весь уклад их жизни. Подумать только: проживи Пушкин ещё лет десять, и он вполне мог бы диктовать свои стихи телеграфисту!
Совершенно безболезненно подобные перемены пройти не могли. Очень многие сумели перестроиться на ходу, включиться в ритм и оценить все достоинства прогресса. Однако были и другие. Новому чудесному миру ближайшего будущего, проявляющего себя через открытия и нововведения, они предпочли традицию как более надёжную и проверенную во всех смыслах платформу для собственного бытия. На этой весьма умозрительной границе между необходимостью принятия нового и желанием сохранить привычные установки, разделявшей духовную сферу всякого человека, жившего в конце XIX века, возникали самые причудливые гибриды и даже чудовища, до которых ой как далеко самым жутким уродцам, описанным Иоанном Богословом.
Понятно, что с нарастанием изменений, привносимых учёными и изобретателями в мир, всё более острой становилась нужда в такой мировоззренческой концепции, которая примиряла бы одно с другим, восстанавливая нарушенное равновесие в духовной и социальной сферах. Традиционные религиозные догматы уже не отвечали на вопросы, которые ставила перед человеком новая реальность, в том числе и на главный из них: «Что день грядущий нам готовит?» Соответственно, появился интерес к другим — альтернативным — путям поиска истины и равновесия. Интерес этот стимулировал формирование учений, основанных на так называемой «мудрости Древних Учителей», которые уже сталкивались с подобной проблемой и, вроде бы, отыскали удовлетворительное решение. На низшем социальном уровне такой подход привёл к расцвету сектантства, на более высоком — к возникновению оккультных кружков и целых тайных обществ с вполне разработанными и обширными программами.
Секты и оккультные кружки существовали всегда, однако именно на конец XIX века пришёлся особенный пик их деятельности. Россия не стала исключением. Увлечение оккультизмом во всех видах достигло такого размаха, что даже члены царской семьи вступали в тайные оккультные общества, а при принятии стратегических решений обращались за советом к пророкам и астрологам.
В России первые спиритические сеансы были устроены в 1853 году и сразу же вызвали большой интерес. Дело дошло до того, что в 1875 году по предложению профессора Дмитрия Менделеева, того самого, который придумал Периодическую таблицу и водку крепостью в сорок градусов, была образована комиссия для изучения спиритических явлений. Членам её были представлены три медиума из Англии: братья Петти и женщина-медиум Кляйер. Результаты спиритического сеанса, устроенного ими, оказались плачевными, и комиссия пришла к выводу, что спиритизм есть не что иное, как обман и суеверие. Это заключение, однако, нисколько не охладило энтузиазм приверженцев нового учения.
К 1910 году число спиритических кружков перевалило за три с половиной тысячи, из которых не менее тысячи функционировали только в Петербурге. Основной контингент последователей учения составлял, разумеется, служебный и чиновный люд — 53%, в меньшей степени сельские жители — 27%, лица свободных профессий — 12% и духовенство — 8%.
Повальное увлечение российской интеллигенции спиритизмом и столоверчением во многом облегчило восприятие ею более сложных религиозно-мистических учений. В частности, большой популярностью пользовались теософские и антропософские общества, возникшие в России на рубеже XIX и XX веков.
Очень схожие доктрины проповедовало и Антропософское общество, основанное в январе 1913 года Рудольфом Штайнером, одним из самых известных мистиков XX века. Штайнер, не удовлетворенный теософской палеофантастикой, то есть всеми этими рассказами о гиперборейцах, лемурианцах и атлантах, создал своё собственное общество, целью которого полагал пробуждение в человеке его скрытых духовных сил. Считается, что антропософия — это теософия более высокого порядка, предназначенная для тех, кто хочет внести в неё дух научного знания. «Она увлекала, — писал Николай Бердяев, — более культурных людей».
Русское Антропософское общество в Москве было открыто уже 20 сентября 1913 года, в день положения краеугольного камня антропософского храма Гётеанума в Дорнахе. А 10 октября 1913 года было зарегистрировано и Петербургское отделение общества.
Активно подвизались на русской почве и духовно-мистические ордена откровенно масонского толка: мартинисты и розенкрейцеры. Теософы, розенкрейцеры, мартинисты не скрывали своего резко отрицательного отношения к православию. Сложнее обстояло дело с софианством — «неоправославием».
Основоположником учения о Святой Софии был Владимир Сергеевич Соловьёв, российский религиозный философ, поэт и публицист, сын знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьёва. Суть идей Соловьёва сводится к своего рода модернизации православия в сплаве с пропагандой объединения всех церквей под общее руководство. У него нашлось много поклонников, которых не смутило даже появление рядом с отцом-основателем некоей Анны Шмидт, объявившей себя в 1900 году тварным воплощением Святой Софии, а Владимира Соловьёва — земным воплощением Иисуса Христа, чего тот, правда, не признал.
31 июля 1900 года Владимир Соловьёв умер. Вскоре после его смерти формируется небольшой кружок софианцев, члены которого видели свою задачу в развитии и популяризации учения о Святой Софии. Собирались они в Москве, в доме брата философа, Михаила Сергеевича Соловьёва. Среди членов кружка были поэт Андрей Белый, Борис Бугаев, писатели Василий Иванов, Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус и другие видные деятели культуры начала века. На базе этого кружка впоследствии было создано «Братство Аргонавтов». Круг творческой интеллигенции, охваченный этим новым обществом, заметно расширился. Собрания «Аргонавтов» посещали поэт Константин Бальмонт, философы Михаил Гершензон, Николай Бердяев, Сергей Булгаков.
Говоря об «Аргонавтах», нужно отметить, что это была свободная ассоциация людей искусства, литературы и науки, не связанных каким-либо уставом. А отсюда — непрочность, недолговечность этого объединения. В 1910 году кружок «Аргонавтов» прекратил существование. Впрочем, эстафету немедленно подхватило аналогичное объединение в Санкт-Петербурге. Остались люди, а значит, остались и идеи. Вскоре к софианцам примыкает Александр Блок.
К этому времени в Петербурге и Москве уже вовсю действовала новая софианская организация — Религиозно-философское общество (РФО). Возникло оно в 1907-ом году и состояло в основном из последователей учения Владимира Соловьева.
Возглавлял петербургское отделение общества Вячеслав Иванов, которого в 1917 году сменил профессор Духовной академии, масон Антон Владимирович Карташев.
После революции деятели РФО организовывают «Вольную философскую ассоциацию» Вольфила (1919 год), основным направлением деятельности которой стала борьба против ортодоксального православия. Однако должного взаимопонимания с большевистским правительством софианцы не нашли и в 1921 году в полном составе были высланы за границу.
Польский историк Людвик Хасс только к 1913 году насчитал около 40 масонских лож в России общей численностью до 400 человек. К 1915 году лож было 49, а число членов перевалило за 600. Если же добавить к этой цифре общества чисто оккультного характера, розенкрейцеров и мартинистов, а также членов зарубежных лож, подвизавшихся в России, то картина получится весьма впечатляющей.
1917 год. Год, когда досужие разговоры об Апокалипсисе вдруг обрели зримое и пугающее подтверждение. Год, когда, казалось, сам Бог отвернулся от России, махнув рукой: «Поступайте как знаете!» Год, когда, словно зверь из бездны, взрыкивая и кроваво щерясь, вылезла на свет новая Утопия.
Привычный уклад аграрного монархического государства был растоптан сапогами дезертиров под свист и улюлюканье опьяневшей от небывалой вольницы толпы. Однако большевики брали власть не для того, чтобы сидеть у разбитого гражданской войной корыта. Они пришли всерьёз и надолго, они пришли, чтобы завоевать весь мир и перекроить его по невиданному доселе образцу.
Это оказалось не так просто сделать, как виделось высоколобым революционерам-теоретикам в будущность их в эмиграции. Готовых и проверенных временем схем хватило только на первые дни. Чтобы удержать власть, большевикам необходимо было предложить нечто принципиально новое. Не удивительно поэтому, что они активно занялись поиском идей, близких гиперидее коммунизма по духу, но имеющих более развитую предысторию. Часть решения этой задачи была возложена и на боевой орган пролетарской диктатуры — ВЧК-ОГПУ.
При этом руководители Объединённого государственного политического управления определили два основных направления работы. В первую очередь необходимо было разобраться с тайными обществами во всех видах, отсортировав те, которые могли быть чем-то полезны Советской власти, от тех, чьё существование вступало в противоречие с новыми установками. Второе направление подразумевало использование существующих наработок в области оккультных наук. Ведь действие происходило в начале XX века, когда даже достижения большой науки воспринимались населением как чудо — та разница, которую мы видим сейчас, ещё не была столь твёрдо определена, и чекисты рассчитывали обнаружить в оккультных исследованиях перспективные разработки, которые можно было бы использовать на благо пролетарской революции.
Спектр интересов ВЧК-ОГПУ был необычайно широк. Здесь и психотронное оружие, и использование ясновидения в военных целях, и изучение эзотерических обрядов народов мира, и поиски древних оккультных центров, экспедиции Александра Барченко и Николая Рериха. Ни одна из сторон деятельности оккультистов не была обойдена вниманием. При этом, как и положено, соблюдался режим повышенной секретности, и результаты работы обыватель мог увидеть лишь в экзотической символике нового государства, вроде бы впрямую не относящейся к тем доктринам, которые провозглашались с высоких трибун.
Используя сравнение замечательного исследователя истории советских оккультных наук Олега Шишкина, можно сказать, что новая власть напоминала средневековых феодальных правителей, которые, с одной стороны, беспощадно преследовали в своих владениях всякую ересь и отправляли колдунов и ведьм на костёр, а с другой — занимались тайными исследованиями, направленными на поиски философского камня, эликсира жизни, способа превращения металлов.
И сначала большевики с интересом отнеслись ко многим оккультным направлениям, что, однако, не помешало им впоследствии расстрелять практически всех, не выехавших за границу, членов этих организаций…

Вирус прошлого века?
Прошел целый век и с удивлением мы замечаем, что многое из начала прошлого века повторяется.
Сейчас уже ни у кого нет сомнений, что все, что писалось про Апокалипсис в нашем веке, оказалось полной ложью. Однако мы были все втянуты в эту кампанию массового психоза, которую невозможно объяснить авантюрой одного человека или группы людей, даже невероятно влиятельных и мистически одаренных. Что же это было и кто создает подобные состояния в обществе?
В кризисную эпоху повышаются тревожные ожидания. Люди со страхом смотрят в будущее и не ждут ничего хорошего от программы новостей. Средства массовой информации, движимые конъюнктурой, вместо того чтобы успокаивать население, усиливают панику, называя очередной кризис «самым страшным», «самым разорительным», а текущую ситуацию сравнивая с «концом света». Не так давно ооссийский государственный телеканал показал «документальный» фильм, в котором безапелляционно утверждалось, что мы живем в преддверии Армагеддона, что грядет Всемирный Потоп, по сравнению с которым любые наводнения древности покажутся ничтожными. В фильме приняли участие довольно известные ученые, которые даже назвали несколько причин, по которым такой потоп может состояться. К сожалению, в фильме совсем не была представлена более взвешенная точка зрения, которая основывалась бы на научном знании, а не на пугающих гипотезах. Об Апокалипсисе не писали и не говорили, наверное, только ленивые. И вдруг, как по мановению руки, вся шумиха и паника по поводу Апокалипсиса сама по себе прекратилась…
Повторилась также и общая нестабильность начала прошлого века. Войны, революции и процессы распада, похоже, происходят в одно и то же время каждый век? Или мы, входя в новый век, должны переписать проблемы и агрессии прошлого? Теперь не только события начала прошлого века повторяются, но и его середины, Второй мировой войны. Последние события, происходящие на Украине, не оставляют нам сомнений: мы переживаем снова события прошлого века…
Почему в известной христианской молитве говорится: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века»? Может быть, это не люди, жившие тогда, оживут, а их переживания переходят от деда к внуку? Грубо говоря, проявляется карма рода: если дед был УПА, то и внук — на Майдане, а если дед — боевой советский офицер, то внуку нравится «Беркут»? Что-то здесь не так, сплошные дежавю…
Сразу после Апокалипсиса мы вошли в историческую память о Второй мировой? Все же не хочется снова наступать на те же грабли. Опять нарабатывать конфликты, стрессы и страдания, которые придется переписывать нашим внукам в начале следующего века? Нет-нет, настоящий мистик или человек с исторической памятью все же попробует отстраниться и сделать выводы. И, если это возможно, сохранить ко всем окружающим хорошее отношение.
Возможно, что каждый век повторяет все, что происходило в предыдущем, и мы должны быть бдительны, чтобы не повторить ошибки прошлого. Нам необходимо осознать эти ошибки и разработать методики выхода из стихийных состояний коллективного бессознательного прошлого века и не поддаваться их влиянию. Ведь мы более образованы, и мистически в том числе. Нам требуется для этого хорошее знание истории своей земли и человечества в целом, внимание к своим эмоциям, состояниям и понимание, что любой негатив к окружающим — это может быть беспричинный в настоящий момент вирус прошлого века. И если мы увидели врага в лицо, то нет сомнения, наши шансы победить его заметно увеличились.

Переживала различные дежавю
Светлана Левантович

Тел. +7-978-838-15-18

mysticstudio.ru

Добавить комментарий