Мистика «дырявых камней»

Камни с естественными отверстиями встречаются по всему миру. С древних времен их использовали многие народы как амулеты и обереги. Такой камень у многих считается счастливым, а человек, нашедший его, — удачливым…

У каждого народа есть традиции, связанные с продырявленным природой камнем, вне зависимости от его размера и формы. Некоторые верят, что с помощью дырки камень аккумулирует энергию Космоса и передаёт её своему владельцу.
Происхождение отверстия у «дырявых камней» приписывается в первую очередь проточной речной или морской воде — это одна из причин, почему такие камни считают очень сильными защитными амулетами. Изначально считается, что с помощью именно этого отверстия «дырявые камни» сохранили энергию точившей их в течение сотен лет воды, которая, как известно, лучше всего смывает плохую энергетику.
Камни с естественными отверстиями зачастую называют «куриный бог», иногда «собачий бог» или «боглаз», в Европе эти камни называются ещё «ведьмиными камнями», «яйцами змей», а на юге Шотландии — просто «стакан друидов».
Везде они есть, и отношение к ним в принципе одинаковое: зачастую это амулет на счастье, который носят с древнейших времен по традиции, и как говорят многие, помогает.
Искомое славянское название этого камня — «куриный бог», скорее всего, произошло из языческих верований древних славян, которые в своей основной массе обитали в сельской местности и, безусловно, были тесно связаны с сельским хозяйством, откуда, собственно, и произошла столь незамысловатая терминология. Хотя на практике все не так просто, но об этом далее.
По принятым поверьям считалось, что такой своеобразный камень с дыркой, подвешенный над куриным насестом, оберегает домашнюю птицу от лис, кикимор и прочих бед, от которых простой народ в силу своего миропонимания и предрассудков хотел хоть как-то отгородиться. Со временем люди заметили, что и их самих «куриный бог» охраняет ничуть не хуже, чем пернатых.
По всей вероятности, название «куриный бог» появилось по аналогии со «скотным богом» — так зачастую величали бога домашней скотины Велеса древние славяне.
При этом стоит отметить, что функции оберега могли выполнять одни и те же предметы. Так, исходя из дошедших до наших времен народных поверий и преданий, роль «скотного бога» могли выполнять камешки со сквозными отверстиями, горшки, кринка или глиняный рукомойник без дна, горлышко от разбитого кувшина, изношенный лапоть и т.п. Раньше в Нижегородской губернии горлышки от разбитых кувшинов вешали в курятниках и под стрехами домов, полагая, что это помешает домовому щипать кур и мучить скот.
В Ярославской губернии «скотным богом» именовали старый горшок, который помещали на высоком шесте в том месте двора, где находятся насесты для кур, так как полагали, что «в горшке селится дух, покровительствующий курам».
А в некоторых деревнях в псарнях вешали круглые камни с небольшим отверстием внутри — такой камень, напоминающий громовый молот, по поверьям, предохранял птицу от болезней и назывался уже «собачьим богом».
Ученые полагают, что слово «куриный» произошло не от устоявшегося названия непосредственно данных пернатых, а именно кур, а от видоизмененного слова «чуриный», т.е. имеющий отношение к богам древнеславянского пантеона: Чуру или Щуру, божеству или духу предков у древних славян, защищавшего границы, двери и иные проемы.
Это не лишено смысла, т.к. в некоторых регионах Европы подобный амулет в паре с привязанным к нему ключом использовался даже и как защита от воров. Надо также учитывать, что петух в стародавние времена также назывался куром и был связан с культом огня — от чего, видимо, умышленный поджог имущества называют: «Пустить красного петуха».

Северные славяне, а вернее, их жрецы, издревле считали, что отверстия в подобных «урочных камнях» появлялись от удара молний и называли их «Перунова стрела» или «Громовка». Помимо кур, «Перунову стрелу» применяли и как средство от болезней, в первую очередь для лечения грудницы у женщин и коров. Больная женщина сцеживала молоко на пол, пропуская его через отверстие в камне, а больной корове растирали «громовкой» вымя и доили через неё в углубление, сделанное в земле.
В случае смерти кого-то из родственников, домашние, чтобы не тосковать по покойнику, заглядывали в печное устье или в трубу, говоря: «Вся печаль в печь». После выноса тела переворачивали в доме всю полую утварь: горшки, вёдра, кадки и т.д., а на лавку, где лежал покойник, ставили квашню. На Северной Двине после похорон ходили на поветь «заглядывать в дыры», надо было смотреть не на что-то конкретно, а просто в щель, а живущие на Севере камчадалы после участия в похоронном обряде делали из древесных прутьев кольца, два раза пролазили сквозь них и выбрасывали в лес.
Цель всех этих действий — отгородиться от умершего, прервать с ним связь, обозначить границы человеческого и потустороннего мира: дырявый камешек, посуда без дна и рваный лапоть — все они имеют отверстие, а поскольку относятся к стихии земли, то это отверстие уподобляется пещере и возможности прохождения через материю небесного огня.
Некоторые исследователи говорят об отдельном божественном существе — «курином боге», отчасти соотносимом с древнегреческой богиней Гекатой-Артемидой (Геката — богиня ночи и смерти, Артемида — богиня-дева, охотница), а оттуда к более древней форме малоазийского божества — богине Кибеле (фригийская богиня плодородия, материнства, создательница богов, людей и зверей; почитание Кибелы было заимствовано греками и римлянами из Малой Азии) и, возможно, к Астарте (богиня любви и плодородия у финикийцев).
Однако «куриный бог» — женский покровитель, наделяющий хранительницу очага особой силой. Исследователи полагают, что дырявый камень как земной артефакт символизирует лоно «Земной Богини» — женский символ, в противовес фаллическим.
Другие легенды говорят, что «дырявый камень» называется змеиным, так как происходит от головы змеи или от того, что змея скрутилась в клубок и «склеилась» насмерть, а затем окаменела. Именно такое миропонимание «змеиного камня» было в обиходе среди загадочных друидов Британии. Это также было своего рода одним из их знаков экстраординарных способностей. Есть даже упоминания об этом у Плиния в его книгах «Естествознание», где он повествует:
«Есть своего рода яйцо, которое очень ценится среди Гэлов, о котором не упомянули греческие авторы. Большое количество змей летом сворачивается и слипается в тугой комок своей слюной и слизью, после чего каменеет, и это называют «яйцом змеи». Друиды говорят, что брошенный в воздух такой амулет должен быть пойман в плащ прежде, чем коснется земли. Человек, который перехватывает камень, сможет летать… Этот дырявый камень как знак некоторые носят с такой показной роскошью, что я знал римского вельможу Воконтия, который был убит императором Клавдием просто потому, что он носил этот камень на груди во время судебного процесса, полагая, что камень сможет защитить его от приговора».
Но не только мелкие экземпляры камушков воспринимались носителями особой эзотерической силы. Так, в древней Британии для того чтобы прибавить здоровья ребенку, необходимо было просунуть его в пролом камня. Камню Одина (в Оркни) доверялось бракосочетание тех, кто, взявшись за руки, проходил сквозь отверстие в нем, принося друг другу клятву верности. А в Каслдермоте — сесть на Клятвенный камень, который тоже с отверстием. Если взяться за руки в этом проеме и принести клятву, то она считается нерушимой. Те же камни, что умещаются в ладони, признавались практически повсеместно в качестве важных оберегов.
Заслуживают также внимания так называемые «обережные ракушки» с дырочками, которые периодически обнаруживаются на стоянках даже человека каменного века. При этом в разных местах их называли то «священными», то «колдуньиными», а в Шотландии — «кобыльими» (скорее всего, из-за поверья, что они уберегают лошадей от потливости, а также помогают жеребящимся кобылам).
У европейских народов «дырявые камни», «ведьмины камни» считались ещё ведовскими и такими, что помогают против ведьм. Еще кельты ценили их как сильные амулеты. Общее назначение было таким же, как и у всех, — защита от сглаза, злых ведьм, ведьмаков и кошмаров, для чего такой камень вешали в изголовье ребенка или человека. Также «ведьмин камень» вешался в конюшнях, чтобы ведьмы не могли кататься по ночам на лошадях и портить их этим. Лодочники прикрепляли их к своим лодкам, чтобы увеличить улов и защититься от непредсказуемой водной стихии.
Некоторые английские фермеры использовали «ведьмин камень», чтобы молоко не свертывалось. Они полагали, что молоко, пропущенное через дырку такого камня, будет защищено от злых ведьм, которые заставляют молоко быстро сворачиваться, до того как его используют в нужных целях.
В Великобритании такие камни использовали и в качестве особой защиты жилища, привязывая к нему ключ. Местные жители полагали, что таким образом они как бы связывают ключ от входной двери и волшебный камень особой защитой от воров. Воры быстро поняли это и старались, по мере возможностей, использовать в своей «практике». Со временем настоящий действующий ключ был заменен на «ненужный дубликат» — на старый или вышедший из строя ключ, которым дверь уже не открывали.
Англичане также верят, что можно исцелиться, если пролезть через расщелину в дереве или переступить через камень с дыркой.
Также продырявленные камни в народных легендах использовались для того, чтобы видеть души мертвых и волшебного народца поверья: фей, гномов, гоблинов и эльфов. Считалось, что дырочка в камне открывала тайный мир духов и приведений.

В древнеримские времена и продырявленный камень, и ключ считались символом богини Дианы, известной грекам как Артемида, а эта богиня-девственница являлась покровительницей женщин и ведьм. При этом ключ являлся важным волшебным символом, который давал доступ к желанному месту в физическом и в мистическом мире и относился к Диане, которая в верованиях перевоплощалась в богиню Яну, женскую альтернативу двуликого бога Януса (бога входов и выходов) и ее роли хранительницы небесных врат, дверей и порогов дома.
Также это символ богини Гекаты, хозяйки более низкого мира, которая обладает способностью открывать ворота и заключенные в тюрьму души. Древнеримский фольклор также связывает продырявленный камень и фей. Часто говориться, что это святой камень. Его считают как бы дверным проемом или ключом к дверному проему в волшебное королевство, где нет ни горя, ни печали.
У арабов до сих пор существует обычай привязать на шеи молодых верблюдов подобный камень-амулет, чтобы защитить их от злых духов и дурного глаза. У них также существовало поверье, что для того чтобы увериться, что человек говорил правду, надо было смотреть на говорящего через дырку в камне. И лишь тогда можно было конкретно удостовериться — врет человек данный или говорит правду. То есть они использовали дырявый камень как своего рода «детектор лжи». Не лишена интереса практика использования камней с дырками для управления погодой, для этого в них продевали шнурок и затем крутили над головой, чтобы рассеять облака, ветры и дождь. Также можно было взять камень в ладонь левой руки и большим пальцем натирать по часовой стрелке вокруг дырки, думая о своем желании. Подобная техника также используется и с янтарем.
В Гобустанском заповеднике (Азербайджан), в районе расположения древнейших на Земле наскальных рисунков, сделанных в период мезолита, также находится большой треугольный камень с дыркой. Неизвестно, для чего его использовали древние обитатели этих мест, но сейчас считается, что он помогает девушкам выйти замуж. Чтобы найти жениха, надо три раза проползти в эту дырку. Говорят, что когда приезжают автобусы со школьницами, девушки выстраиваются в очередь для совершения этого ритуала.
По представлениям китайцев, круглый нефритовый камень с отверстием давал человеку счастье: для этого мальчикам через отверстие в таком камне давали сосать материнскую грудь, а девочкам такой камень вешали на шею.

Во многих религиях — камень является воплощением стихии Земли. Во многих верованиях, в частности, в христианстве камень ассоциируется с твердостью и крепостью в вере. Сквозная дыра в камне символизирует проход сквозь материю, преодоление земных препятствий. Как говорится, «капля камень точит», поэтому и камень «куриный бог» служит некоторым людям талисманом, помогающим побеждать житейские трудности и физические недуги. Очень многие замечали, что после находки дырявого камня тягот и лишений в жизни становилось меньше, будто кто-то отводил их от тех мест, где с ними могла бы случиться неприятность.
Подобный камень непременно приносил своему владельцу здоровье, успех и исполнение желаний. По поверью, для особого желания надо просто посмотреть через дырку в камне на восход солнца и загадать свое заветное желание. Рассказывают, что при исполнении желания камень может даже развалиться, как бы отдав всю силу на реализацию задуманного.
Другим дырявые камни помогают избавиться и от переживаний, связанных с материальными трудностями, прогнать мысли о безысходности своего положения. По народным преданиям, дух «куриного бога» якобы облегчает психические и физические страдания, внушает стремление искать пути для решения своих проблем, поэтому считается, что дырявые камни стоит носить тем, кто впал в депрессию и пессимистам. Особенно полезно иметь при себе дырявые камни в качестве талисмана, облегчающего жизнь людям, рожденным под одним из земных знаков Зодиака (Тельцам, Девам, Козерогам), характер которых по определению тяжеловат и в жизни которых наиболее вероятны трудные испытания.

Владимир Головко
г. Киев
olvia55@meta.ua

Добавить комментарий