Что такое Гнозис?

Продолжение.
Начало в №№18, 19/2014

Человек — это микрокосмос Карма и реинкарнация
В предыдущем сообщении мы представили вам концепцию двух жизненных сфер — Божественной и диалектической. В Божественной жизненной сфере находится единственный вечный источник всего, царят свободное развитие, справедливость и гармония. Условия и свойства этой сферы человечество тщетно стремится реализовать в диалектике.
Диалектическое жизненное поле устанавливает свои барьеры, как только человек пытается прорваться через его систему законов или хочет изгнать его из своего сознания.
Две жизненные сферы сталкиваются друг с другом в системе человеческого существа. С одной стороны, мы знаем и видим только диалектическое жизненное поле; с другой стороны, внутри нас живет великая тоска, вызываемая предвоспоминанием о давно утерянной жизни. Культура, стремление к совершенству, наши религии, идеалы и оккультные знания могут быть объяснены именно этим.
Но чего бы человек ни хотел добиться, изменить или сохранить, это всегда заканчивается разрушением иллюзий, разочарованием. То и дело кажется, будто равенство, мир, свобода, гармония и счастье наконец достигнуты. Но незаметно или внезапно всё превращается в свою противоположность. Человечество претерпевает пытку иллюзией. Понимание природы двух жизненных сфер проясняет причину этой иллюзии. Движимый предвоспоминанием, он ищет ту идеальную, абсолютную жизнь, которую диалектическая природа никогда не сможет ему дать.
Очень давно микрокосмический человек сознательно оставил эту абсолютную жизнь. Произошла катастрофа, обычно называемая «падением». В этом процессе микрокосмический человек потерял свою настоящую сущность. Единственное, что от неё осталось, — это духовный Атом-искра. Необходимо возрождение от воды и Духа, чтобы пробудить истинного человека к жизни. Евангелие утверждает, что это возрождение может быть достигнуто только с помощью сил божественной природы.
Ангелус Силезиус, немецкий мистик XVII века, писал:
«И будь Христос сто раз в яслях рожден, но не в тебе самом — не будешь ты спасен».
В соответствии с Божественным Планом, возрождение истинного человека включает возрождение Духа, души и тела. Как мы объясняли раньше, возрождение возможно, так как божественный источник, Гнозис, наполняет диалектическую природу своим излучением. Нет ни одного миллиметра пространства или крупицы материи, не охваченных этим излучением. По этой причине классические Розенкрейцеры говорили: «Не существует пустого пространства». Быть рождённым заново от воды и Духа — значит вступить в процесс, посредством которого человек начнёт отвечать на обращённый к нему Зов, примет своё задание, осознает свою ответственность. Его жизнь тогда обретёт смысл.
То, что мы называем человеком, в реальности является чрезвычайно сложной системой. Человек — это микрокосмос, мир в миниатюре. Это сфера, семеричная по своему строению: она состоит из семи сфер, вращающихся друг в друге, с Атомом-искрой в центре. В этом микрокосмическом поле мы можем выделить два существа: так называемое «высшее «Я» и «низшее «Я».
Наше низшее «я», наша личность, состоит из следующих тел, или проводников:
• плотного материального, или физического, тела;
• эфирного тела, которое из-за меньшей плотности невидимо большинству людей. Оно пронизывает плотное физическое тело и выступает на несколько сантиметров за его пределы. Эфирное тело ещё называют жизненным, потому что оно делает возможными все движения и функции физического тела;
• тела желаний, или астрального тела, которое делает возможными эмоции, чувства и желания. Это тело имеет форму яйца, оно окружает и пронизывает физическое и эфирное тела;
• ментального тела (вернее, его зачатка), обеспечивающего мышление.
Четверичная личность функционирует в так называемом «поле проявления», или «дыхательном поле» микрокосмоса. Дыхательное поле называется так потому, что личность живёт и дышит внутри этого поля и за счёт его сил.
Дыхательное поле окружено микрокосмическим «небесным сводом», под которым личность помещена как «микрокосмическая земля». Микрокосмический небосвод, представляющий собой систему магнитных точек, силовых принципов и излучений, известен ещё под названием «липика», означающим «писец, регистратор». Эта магнитная система является частью высшего «Я», или существа ауры. В ней записаны результаты жизненных опытов, напряжения и неудовлетворённые желания предыдущих личностей, занимавших микрокосмос. Прошлое, запечатлённое в липике, образует карму (предопределённость) нынешней личности, обуславливая её судьбу, характер, наклонности.
Это «прошлое» состоит из многих опытов и результатов предыдущих жизней и проявляется в настоящем как система активных магнитных сил, которые все вместе формируют пылающий астральный огонь определённой природы. Этот огонь определяет магнитный характер микрокосмоса. Он притягивает то, что в гармонии с этим астральным огнём, и отталкивает то, что несовместимо с ним. Астральный огонь существа ауры также определяет природу низшего «Я», и, прежде всего, состояние сознания личности. Таким образом, низшее «Я» находится под сильнейшим влиянием высшего «Я», и поэтому в некотором смысле можно сказать, что оно является его творением.
Но аурический огонь не всегда один и тот же: он каждый миг отражает жизненную позицию низшего «Я». Высшее «Я» (или «Я» ауры) в любой момент злое настолько же, насколько зла личность, и доброе настолько, насколько личность добра. На микрокосмическом небосводе постоянно происходят изменения: гасятся старые «звёзды» и зажигаются новые. Поэтому всё, посеянное личностью, она же будет и пожинать: существо ауры и личность зависимы друг от друга. Как результат микрокосмос остаётся связанным с диалектикой, и личность может обладать только тем, что диалектическое жизненное поле способно ей предложить. Таким образом, земная личность находится в плену и у существа ауры, и у космоса, и у макрокосмоса. Помимо этого, она — пленница своего природного состояния, обусловленного рождением в материи. Наследие родителей, семьи, нации и расы активно действует в её крови, оказывая давящее влияние.

Мы приводим отрывок из книги Яна ван Рэйкенборга «Грядущий Новый Человек»:
«Представьте личность человека, вокруг неё — поле проявления, и оно охвачено семеричным существом ауры. В этом существе находится магнитная система, так называемый магнитный небосвод. Когда вечером вы посмотрите на ясное небо, то обнаружите многочисленные звёзды; небо усыпано точками света. Так вот, если бы вы могли видеть свою индивидуальность, свой собственный микрокосмический небосвод изнутри, вы тоже смогли бы наблюдать бесчисленные сияющие магнитные точки — ваш собственный легион звёзд. Понятно, что этот магнитный небосвод образует магнитное поле и вне существа ауры. Всеми этими излучающими магнитными точками существа ауры притягиваются силы, которые всецело и полностью находятся в соответствии с характером небесного свода. Это внешний аспект, а внутренний состоит в том, что магнитный небосвод, который таким образом наполняется силами, передаёт эти силы личности и, прежде всего, святилищу головы».
Каждый человек находится под влиянием существа ауры, от которого он по большей части бессознательно пытается освободиться. По сути, он всегда ощущает, что его свободу ограничивают. Многие терапевтические методы возникли как попытки создать определённый баланс между высшим и низшим «Я». Вспомните, например, о лечении ауры, о терапии возвращения в ранее пережитое болезненное состояние. Но ожидания, что освобождение придёт от высшего «Я», тщетны. Личность не может ни знать, ни контролировать высшее «Я». И в этой несвободе — наша трагедия. Не мы живём, а, если можно так выразиться, нас проживают. Мы всегда — рабы, служащие собственному существу ауры. Необходимо ещё раз подчеркнуть, что в природе высшего «Я» нет ничего божественного.
У нынешнего человека высшее «Я» — это центр, который накапливает и трансформирует диалектические силы, обеспечивает роковую связь между человеком и диалектической вселенной, а также несёт в себе и излучает его карму. Поэтому ученик Духовной Школы рассматривает высшее «Я» как врага, Сатану. И в какой-то момент он тоже должен будет сказать, как сказал Иисус: «Отойди от меня, Сатана!»
Лишь после того, как человек начинает осознавать своё положение пленника, взаимодействие сил между высшим и низшим «Я» может быть ослаблено и постепенно сведено на нет. Очевидно, что «Я», которое хочет утвердиться, не способно аннулировать это взаимодействие, так как самоутверждение низшего «Я» ведёт к укреплению высшего «Я». Такая взаимозависимость будет уменьшаться, только когда личность начнёт отказываться от самоутверждения. Для человека, начинающего осознавать, что высшее «Я» обусловлено низшим «Я» и наоборот, становится абсолютно бессмысленной культивация низшего — и, соответственно, высшего — «Я» с целью восхождения на более высокий уровень. Культивируя «Я», на самом деле мы укрепляем связь между высшим и низшим «Я». Это лишь усиливает желание «Я» быть центром внимания, а в результате происходит более интенсивное самоутверждение.

Первоначально существовал микрокосмос, в котором себя выражал Дух. Дух, душа и тело были едины. Микрокосмос находился в гармонии с планом творения и направлялся им. Но вместо микрокосмоса, ведомого Духом, сейчас существует микрокосмос, отделившийся от Духа. В течение процесса, длящегося зоны, развивалось высшее «Я» микрокосмоса, а также с каждым воплощением формировались всё новые низшие «Я». И высшее, и низшее «Я» вместе с микрокосмосом привязаны к диалектической сфере существования и подчиняются её законам.
Человек, каким мы теперь его знаем, — это временное проявление внутри сильно выродившегося микрокосмоса. Несмотря на своё падение и всё ухудшающееся состояние, микрокосмос остаётся бессмертным, тогда как форма его выражения — земная личность — вновь и вновь погибает. То, что было создано из тленной материи, подчиняется закону рождения, расцвета и увядания. Что создаётся из праха, должно возвратиться в прах.
Из-за действия этого закона микрокосмос раз за разом теряет свою форму выражения — личность. Чтобы быть способным проявлять себя, он вынужден связываться с новой временной личностью и, следовательно, оставаться привязанным к диалектической жизненной сфере. Таким образом, одна инкарнация следует за другой. Поэтому реинкарнация является вынужденной мерой, но важно осознавать, что эта мера — продиктованная любовью Гнозиса забота о павших микрокосмосах.
Благодаря такому участию с самого момента падения постепенно были созданы условия, которые дают возможность микрокосмосу восстановить прерванную связь с божественной природой. Личность способна усвоить бесчисленные опыты, полученные в диалектическом жизненном поле, понять, что цель жизни не может лежать в этой плоскости, и, ведомая предвоспоминанием и гностическим участием, войти в процесс духовного возрождения микрокосмоса.

Мы хотели бы теперь вернуться к разговору о нашем существовании после смерти. Известно, что относительно этого есть разные взгляды. По мнению некоторых, после смерти человек отправляется в свой вечный дом. Другие полагают, будто он реинкарнирует столько раз, сколько необходимо, чтобы стать идеальным и божественным в ходе эволюции, тогда как третьи убеждены, что мёртвый — абсолютно мёртв. Духовная Школа Золотого Розенкрейца считает эти представления далекими от действительности.
Когда человек умирает, связь между его четырьмя телами прерывается. Плотное материальное тело и часть эфирного тела распадаются здесь, в нашем мире; оставшаяся часть эфирного тела, астральное тело и мыслительная способность переносятся в так называемый «потусторонний мир». После короткого пребывания в переходной области — сфере очищения — они отправляются в область, которая соответствует сознанию умершего. Обычно эти области называют раем или адом. Но и там остатки личности пребывают временно.
В конечном счёте она постепенно исчезает полностью. Все её тела-оболочки умирают. В книге жизни микрокосмоса — липике — остаётся запись опыта всех минувших жизней. Опустошённый таким образом микрокосмос, в соответствии с Законом кармы (Законом причин и следствий), в определённый момент должен будет соединиться с новой личностью, чтобы быть способным проявиться снова. Существо ауры тогда устанавливает связь с парой будущих родителей. Личность, рождённая этими родителями, окажется связанной с наследием микрокосмоса, то есть с кармой: она должна будет нести наследие крови не только своих родителей, но их предков и своих предшественников в микрокосмосе.
Так начинается жизнь новой земной личности, подчинённой прошлому. Так начинается оборот колеса рождения и смерти, новый путь от колыбели к могиле. Эта в высшей степени ясная картина показывает нам, что не личность перевоплощается, как предполагают разнообразные эзотерические группы и восточные религии, перевоплощается микрокосмос. Также очевидно, что из потустороннего мира нет пути к божественной жизни, и что там не существует вечной жизни личности или её души, как обещают некоторые западные религии. Пребывание на том свете может быть коротким или долгим, но неизбежно временным.
Ян ван Рэйкенборг пишет в книге «Элементы философии современного Розенкрейца»:
«Итак, начинается новая фаза существования там, где закончилась предыдущая. Никто не получает слишком тяжелого задания, и каждая жизнь приносит не только тяготы, но также потенциал и возможности. Зависимость от прошлого действительно существует, но в то же самое время указывается путь к освобождению. И хотя прошлое невозможно отменить, Закон кармы оставляет открытой возможность правильного использования настоящего».
В результате опыта, накопленного в бесчисленных инкарнациях микрокосмосом, истина всё более очевидно проявляется в человеке. Он видит относительность своей жизни и начинает поиск того настоящего, о котором говорит что-то внутри него. Одни люди становятся чувствительными к Истине и ищут её, а другие подчиняются привычному ходу вещей и даже считают своей задачей поддерживать его.
Что же на самом деле заставляет нас выбирать такие разные позиции? Гностическая философия в связи с этим говорит о двух группах влияний на человека:
1. Влияния, которые укрепляют иллюзию и эгоизм в нас. Они исходят из контрприроды, возникшей в результате развития вне божественной природы. В течение эонов в этой контрприроде были созданы энергетические силовые формации, которые гностики назвали архонтами. Архонты — это мощные концентрации энергии, которые воздействуют на мир и человечество. В гностическом Евангелии от Филиппа (найденном в Наг-Хаммади вместе с другими древними рукописями) мы читаем:
«Силы хотели обмануть человека, потому что они увидели, что он имеет родство с теми, кто воистину благ. Они взяли имя тех, кто воистину благ, и дали его тем, кто не благ, чтобы через имена они могли обмануть их и связать их с теми, кто не благ».
2. Влияния, исходящие из Света, из Цепи Универсального Братства, Братства Христа, которое стремится спасти павшие микрокосмосы.
Силы иллюзий — это результат человеческих попыток утверждаться вне Царства Бога. Они стараются разными путями подавить предвоспоминание, перенаправить острую тоску людей по совершенной жизни, заставив её служить целям самоутверждающейся природы. Из-за влияния этих архонтов человеческие желания, мысли, чувства и действия направлены на диалектическую жизнь. Архонты, сотворённые человеком в процессе его падения, могут сохранять свою энергию исключительно за счёт человека. Для этих сил жизненно важно быть способными продолжать влиять на людей.
Сила Света, которую Гнозис излучает во всей полноте, никогда не направляется к «Я», но обращается к духовному Атому-искре, пытаясь пробудить и активировать его. Сила, выполняющая божественный План спасения, не борется против сил иллюзии и тьмы, но непрерывно направляет свою совершенную любовь павшему человечеству, и в конечном счёте оно отреагирует на эту Любовь.
Каждый человек получает это излучение Света и реагирует на него или положительно, или отрицательно. Отрицательная реакция означает, что Зов ещё не услышан или не понят, и что человек применяет всю свою энергию для самоутверждения в этом мире. При положительной реакции он начинает понимать и ощущать своё разобщение с Божественным миром. Он начинает поворачиваться к Свету, и его духовный Атом-искра постепенно снова становится активным. Розовый бутон раскрывается. Затем наступает момент, когда человек устанавливает сознательную связь с гностической Духовной Школой и её работой.
Духовная Школа — это инструмент Света, фокус Света. Благодаря действию Света, человек видит себя таким, каков он есть, достигает самопознания; он видит и понимает диалектическую природу во всех её аспектах. В силе, которую высвобождает Духовная Школа, начинается процесс возрождения. В результате в нас постепенно умирает человек тьмы, освобождая путь для Человека Света.
И.В. Гёте говорит об этом процессе:
Долго я сопротивлялся,
Но в конце концов я сдался:
Новый человек взойдёт
Там, где старый в прах падёт.
И доколь ты не умрёшь
Ради жизни новой,
Гостем грустным ты живёшь
На земле суровой.

Мы хотели бы закончить эту часть нашего информационного курса словами из Евангелия от Иоанна:
«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную».
(Окончание следует)

Материал предоставлен Международной Школой Золотого Розенкрейца Lectorium Rosicrusianum
г. Симферополь
тел. +7-978-75-68-339

Добавить комментарий