Корни дуба

Легендарный Говоровский дуб можно возродить!

Несчастный, кто не понимает красоты деревьев! Несчастный, кого не охватывает сладкое волнение при виде такого удивительного исторического предмета, как старый дуб — часовой века!
М.Ю. Лермонтов

С древнейших времен люди восхищались деревьями-великанами и почитали их.
Многовековые деревья становились объектами творчества художников, писателей, поэтов. Однако наиболее сильно вековые деревья влияют на духовно-эстетическую составляющую человеческой жизни
У отдельных народов в зависимости от условий их местообитания определенные виды деревьев выделяются наибольшим почтением. Так, практически у всех европейских (и некоторых азиатских) народов наиболее почитаемым деревом считался дуб. Он символизировал мощь, силу, природную энергию. С давних времен дуб — признак силы, святости, высочайшего почёта. Из народных пересказов и легенд также можно узнать, что дуб считается священным деревом славян, которое даёт силу, мудрость, является опорой всего света.
Именно вековые деревья у разных народов чаще всего становились почитаемыми и священными. Все древние цивилизации мира прошли через веру в так называемое «Космическое древо», «Мировое древо», «Древо жизни», «Древо познания». Считалось, что Космическое древо связывает в единое целое три главных мира — Царство Богов (крона), Царство людей (ствол) и Подземный мир — царство духов (корни). Космическое древо являлось центром Вселенной, осью Мира, связующей дорогой между царством Богов и царством людей.
Дерево могло получить статус святого благодаря следующим факторам: дерево находится у другого святого объекта природы — у святого источника, реки, горы, скалы, камня. Такие деревья могли произрастать до проявления святой силы родника или камня, но зачастую специально высаживались у него. 

Поклонение дубам — одна из сокровенных сторон древних верований крымских караимов. Караи убеждены, что их судьба зависит от отношения к этой святыне. Верят, что проявивших неуважение к дубам постигнет кара, а ревнители культа будут вознаграждены. Отношение к культовым деревьям благоговейное. Осквернителей святынь ожидала национальная кровная месть. Культ никогда не афишировали, а периодами, к примеру, в годы Советской власти, отправляли тайно. Эта тема запретна и поныне. Верующие болезненно реагируют на внимание к священным дубам и на пребывание в святилище посторонних.
Из легенд и письменных текстов мы знаем, что в пойме реки Бельбек, недалеко от места Семь Святых Источников произрастал дуб-великан. (Само название реки Бельбек переводится как «священная река». Река с таким же названием протекает в Северной Африке.)
Этим дубом интересовались многие известные люди, чьи имена напрямую связаны с Крымом, — А.С. Пушкин, А. Мицкевич, Л. Толстой.
История хранит сведения об уникальном дубе. В 1922 году у села Биюк-Сюрень (совр. Танковое), которое в начале XIX века основал в долине речки Бельбек Иван Петрович Говоров, было срублено уникальное дерево дуба черешчатого, возраст которого считался около 1700 лет. Это было самое старое дерево полуострова. А по мнению знаменитого садовода Л.П. Симиренко, «наш крымский великан — старейшее дерево в Европе». Дуб рос во фруктовом саду в имении И.П. Говорова, поэтому дерево часто называли «Говоровский дуб».

Впервые этот потрясающий памятник природы открыл для науки и измерил в конце XVIII века Петр Симон Паллас. В своем дневнике он записал, что по берегам крымских рек «иногда находятся весьма толстые дубы, из которых отменнее всех растущий близ деревни Суреене: ибо пень его имеет в окружности даже до 30 футов» (т.е. около 9,15 м). Согласно Палласу, «окружность площади тени, даваемой в полдень его кроной, равнялась 100 шагам».
В 40-х годах XIX века великая княжна Елена Павловна, проезжая мимо дуба, также соблаговолила его измерить и послала гонцов в Бахчисарай за мерной лентой; но «в лавках Бахчисарая не оказалось ленты такой длины».
Затем в 1852 году дерево измерил Х.Х. Стевен, основатель Никитского сада. Тогда окружность ствола составляла уже 11,1 м, высота дерева — 26,7 м, а диаметр кроны — 31 метр.
Участник Крымской войны (1853—1856), неизвестный кавалерийский офицер, описал это дерево во время стоянки в Биюк-Сюрени:
«Здесь на поляне искусственного луга, около полутора версты влево от большой дороги, растет великолепный дуб, которого пень я сам обмерял: он имеет в окружности 15 аршин, следовательно, в поперечнике, с лишком 5 аршин».
В 1885 г. в имении Говорова неоднократно бывал подпоручик артиллерии граф Л.Н. Толстой. Во время пребывания на Бельбекской позиции окрестные виды дали ему темы для многих произведений. Здесь Лев Николаевич написал рассказы «Рубка леса», «Севастополь в мае»; работал над повестью «Юность».
В 1888 году Говоровский дуб, который в то время еще называли «крымским зонтиком», посетили во время своей экскурсии в Бахчисарай ученики Симферопольской мужской гимназии. Они также произвели замеры дуба: по их данным ствол имел «15,5 аршин в окружности, площадь, покрываемая ветвями его, равна 6300 квадратных фута, высота равняется 12,75 сажени». Гимназисты высчитали, что под сенью его ветвей сможет уместиться более 3000 человек.
По последним измерениям, проводившимся по заданию Л.П. Симиренко в 1910 году, окружность его ствола достигала 11,4 м (!), а окружность кроны — 46 м. Этот дуб-гигант по справедливости называли «крымским баобабом».
По поводу происхождения дуба-великана существует следующая легенда: «Жили два брата, старший был ученый и любитель редкостей, младший — добрый малый, не больше; он жил трудом и никогда не обращался к старшему брату за помощью. Достигнув совершеннолетия, младший брат обручился, и был назначен день свадьбы, как вдруг невеста его сильно захворала, и врачи заявили, что медицина бессильна. Осталась единственная надежда на талисман брата, силою которого совершались чудеса. Старший брат наотрез отказал в талисмане, так как он не был согласен на этот брак. Нужно было во что бы то ни стало похитить этот замечательный кусочек дерева, в котором заключалась и жизнь невесты, и будущность младшего брата. Случай скоро представился, и жених уже был на пол пути от невесты с талисманом в руках, как посланные старшим братом слуги догнали его при сильной грозе и проливном дожде. На этом самом месте, где стоит дуб-великан, младший брат с досады, в сильном гневе бросил талисман в землю и затоптал ногами. Из этого кусочка дерева и вырос громадный дуб». (Это было первое «клонирование» дуба.)
Не удивительно, что местные жители — татары искренне почитали это величественное дерево, рассказывали о нем многочисленные предания и легенды, а листья дуба и его кору использовали в качестве лекарства от многих болезней. Кстати, кора дуба была не похожа на обычную кору дерева, а как бы превратилась в окаменелую массу, и с большим трудом местные жители скоблили её топором для лекарства, которым они лечились от многих недугов.
На бережное отношение к дубу-великану указывает и тот факт, что нижние, самые мощные (до 1,5 аршина в диаметре) и тяжелые, сучья дерева поддерживались сложенными из бута каменными колоннами.
Дуб из Биюк-Сюреня был широко известен и почитаем в Крыму — его изображения печатались на открытках, в журналах «Нива» и «Пчела», есть его фото в книге Л.П. Симиренко «Крымское промышленное плодоводство» (фото помещено на этой стр. — ред.), Говоровский дуб показывали путешественникам как экскурсионный объект.
Возможно, и сейчас бы рос этот великан растительного мира, старейший из всех крымских деревьев, не приди в чью-то голову чудовищная мысль уничтожить эту святыню. Скорее всего — как раз из-за его почитания местными жителями. Ведь 1922 год — время, когда в самом разгаре шло уничтожение святынь — как рукотворных, так и природных. Но так ли все было — нам узнать будет вряд ли возможно.
Вероятно, дуб в период борьбы с религией и культами срубили специально. Ведь дерево действительно было очень почитаемо у местного населения — ему, можно сказать, поклонялись. Такой симбиоз язычества, ислама и христианства. Вот чтобы не было этого «мрака», его и срубили…

Эта статья является частью моего проекта «Возрождение Говоровского дуба». Идея состоит в том, чтобы перенести генетический код Говоровского дуба на семена черешчатого дуба, вырастить саженцы и посадить их на месте произрастания Говоровского дуба, а также в городах Севастополе и Симферополе с целью создания символа, объединяющего народы Крыма.
До недавнего времени было невозможно возродить утраченное растение. Однако после возникновения новой науки — волновой генетики русским ученым академиком Петром Петровичем Гаряевым разработаны технологии, которые дают возможность воссоздать дерево, идентичное Говоровскому дубу.
Волновая генетика — наука, включающая в себя ряд других: квантовую физику, биологию, химию и лингвистику. Она дает возможность тонкого количественного сравнения знаковой структуры любых текстов, в том числе и генетических, дает возможность более точному составлению алгоритмов обращения к геному человека с целью потенциально любого программирования его жизнедеятельности — лечения, продления жизни и т.д.
Технология клонирования дуба: берется фото дуба, с которого при помощи электромагнитных приборов снимается генетическая память, которая в свою очередь переносится на проклюнувшийся желудь дуба.
Реализация идеи должна будет способствовать пробуждению духовного самосознания и бережного отношения к природе. Перенос ауры священных деревьев на саженцы и выращивание таких деревьев, уход за ними и охрана станут мощным средством возрождения духовности.
Остается клонировать желудь по технологии академика П.П. Гаряева. Вырастить саженец и высадить его на территории гимназии, в Севастополе и Симферополе.
На сегодняшний день проблема моей работы сместилась: оказалось, что найти желудь черешчатого дуба, из которого необходимо вырастить саженец по известной технологии, сложнее, нежели связаться с академиком Гаряевым и получить от него согласие на сотрудничество, потому что родить дуб может только с 30-летнего возраста и дает плоды один раз в 4-5 лет.
Я посетила Симферополь, где в Детском парке растет представитель этого вида — «Дуб Таврический», иначе его называют «Пушкинский дуб», «Дуб «У Лукоморья», а в начале сквера, ведущего к железнодорожному вокзалу, — еще один черешчатый дуб. Этим деревьям около 300 лет, но желудей не нашли. Также я посетила Никитский ботанический сад, где тоже произрастают плодоносящие экземпляры этого дуба, но желудей тоже не нашли. Сотрудники Сада сказали, что их дубы будут плодоносить через 3 года.
Таким образом, для завершения практической части работы необходимо найти живой желудь черешчатого дуба. Предлагаю тем, кто заинтересовался этой идеей, принять участие в ее осуществлении.

Анастасия Огнивова
Крымская гимназия для одаренных детей, 9 кл.,
пос. Танковое

Тел. для связи:
+7(978)032-61-45

Добавить комментарий