Что такое Гнозис?

Окончание.
Начало в №№18—20/2014

Фундаментальный поворот и задача земной личности
В предыдущий раз мы представили вам человека как микрокосмос. Это целый мир с микрокосмическим небосводом, существом ауры и временным созданием — земной личностью. Данное нами описание микрокосмоса очень схематично. В действительности эта система намного сложнее. Личность привязана не только к микрокосмосу и к существу ауры, но через кровь — и ко множеству наследственных факторов.
Мы показали, что:
— наше заточение в материи означает также заточение микрокосмоса;
— причина этой несвободы кроется в нашей полной самоутверждения жизни в диалектической природе.
Стремлению самоутверждаться Школа Золотого Розенкрейца противопоставляет процесс трансфигурации. Он начинается с фундаментального поворота, с изменения взаимодействия сил в микрокосмосе и перехода к их взаимодействию на иной основе — на основе духовного Атома-искры. При этом силы самоутверждения личности должны быть постепенно нейтрализованы. Тогда связь микрокосмоса с космосом и макрокосмосом больше не укрепляется, но прерывается.
Если человек познаёт различные процессы, происходящие в микрокосмосе, то начинает понимать и свою жизненную задачу. И тогда он готов приступить к работе по восстановлению истинного микрокосмоса. Такой человек больше не будет реагировать на импульсы существа ауры, он станет игнорировать их, нейтрализуя свои желания и стремление к самоутверждению.
Однако следует предупредить: невозможно нейтрализовать эгоцентричные устремления посредством противодействия или борьбы. Таким способом эти силы будут только подавляться и усиливаться и обязательно проявятся где-нибудь ещё. При нейтрализации природных стремлений речь не идёт и об аскетизме или каком-либо принуждении, поскольку это тоже будет исходить из нашего «я». Нейтрализация не означает и пренебрежения, например, по отношению к своей одежде, питанию или гигиене тела. Пренебрежение — это всегда проявление «я».
Нейтрализация природных стремлений не может быть начата в виде эксперимента или ради удовлетворения любопытства; те, кто начинает нейтрализацию по этим причинам, всегда терпят неудачу. Она не означает и попыток спрятать своё «я» под какой-нибудь «шапкой-невидимкой», скажем, под искусственно изменённым образом мышления и чувствования.
Нет, нейтрализация нашего «я» прежде всего должна стать внутренней потребностью. Для этого нужно быть влекомым внутренним знанием, чувствовать себя призванным через предвоспоминание и иметь поддержку какой-либо гностической духовной школы. Тогда место диалектических стремлений занимают силы божественной жизненной сферы.
Итак, нейтрализовать — это значит не отталкивать диалектику, а отпустить её. Ученик Духовной Школы стремится к жизни без пристрастий (симпатий и антипатий): только в таком состоянии он способен быть объективным. Тогда он больше не ставит себе целью узнавать всё новые стороны нашего мира. Он не занимает позицию «за» или «против» чего-либо, его существо становится неподвижным и спокойным. Так постепенно все стремления нейтрализуются. Покой окутывает и защищает его.
В своей книге «Dei Gloria Intacta» («Слава Господа неприкосновенна») Ян ван Рэйкенборг описывает результаты такого образа жизни:
«Если только ученик сможет в течение достаточно длительного времени сохранять состояние нейтрализации желаний, тем самым отвергая все метафизические и философские спекуляции, то свобода мыслительной способности постепенно восстановится, хотя всё ещё в рамках структурного плена. Мыслительная способность будет освобождена от хаоса человеческих склонностей, воспитания и крови. Теперь ученику необходимо мужественно бороться со своими склонностями и инстинктами крови, постоянно пытающимися вернуть его к старой жизни.
…На духовном пути нет ничего более целебного, важного и решающего, чем полный отказ от собственного «я»… Природное «я» в процессе фундаментального изменения должно быть стёрто. Если ученику удаётся это совершить, то в его микрокосмической системе засияет частица истинной свободы. Тогда он проходит через врата фундаментального изменения».
Как видите, в «Dei Gloria Intacta», по сути, описывается то же, что апостол Павел определяет как «каждодневное умирание». Каждодневное умирание — это процесс, в котором осознанно оставляются мнимая мудрость «я», желания и побуждения к самоутверждению. Когда мы знаем из опыта, что наше эго привязывает нас к земле, тогда ощущаем это «каждодневное умирание» как необходимость и помощь на пути своего освобождения. Это и есть фундаментальный поворот.
Мы приводим ещё одну цитату из «Dei Gloria Intacta»:
«Каждодневная смерть — это прорыв через биологическое сознание, уничтожение самоутверждения и низменных бесплодных стремлений, исчезновение всех животных инстинктов. Если ученик будет соблюдать необходимые жизненные законы, то ему гарантируется функционально полноценная жизнь так долго, как это будет необходимо. Эту каждодневную смерть, о которой апостол Павел пишет в 15-й главе Первого послания к Коринфянам, ученик должен уметь осуществить.
Люди всегда стремились к воскресению своего природного тела в преображённом состоянии, однако приговор, вынесенный этому телу человека, остаётся неизменным. Наше земное тело будет уничтожено и никогда более не возродится. Должен быть пробуждён другой «мертвый», который спит уже в течение эонов — небесное тело истинного человека, обитателя Небесного Царства. Только этот мёртвый может воскреснуть, если живущая земная личность умрёт».
Всё зависит от того, принимает ли человек процесс нейтрализации и приходит ли к внутренней тишине. Если да, то в этой тишине он живёт подобно апостолу Иоанну на острове Патмос. Силовые центры небосвода его ауры затухают, и в его микрокосмосе появляются новое небо и новая земля. Существо ауры и истинная небесная личность возрождаются. «И увидел я новое небо и новую землю…»

В ходе «каждодневного умирания» становится понятно, что система человеческих тел-проводников имеет не только биологическую цель, ей предназначено играть значительную роль в духовном возрождении. Ни один из органов физического тела — печень, селезенка, почки, грудина (стернум), тимус, гипофиз, шишковидная и щитовидная железы, эндокринная и нервная системы в целом и, наконец, кровь — также не ограничивает свою работу лишь биологическими функциями. На это указывает и Библия. В Псалмах, например, мы читаем об «испытании почек, печени».
Говоря о крови, необходимо подчеркнуть ее сложную функцию. В повседневной речи мы часто используем выражения, свидетельствующие о многогранном значении крови. Например, «голос крови», «это в крови», «сохранять кровь чистой», «чужая кровь» и т.д. Все они указывают на особую роль крови в человеческой жизни. В Духовной Школе кровь рассматривают как носителя смертной души, как сочетание ряда аспектов души.
Алхимик Ван Хельмонт, живший в XVI веке, пишет о том, что он видит красную кровь как зеркало микрокосмоса, как хранилище всего, присутствующего в микрокосмосе. Если бессмертная природа касается нас, и мы ощущаем это прикосновение и реагируем на него позитивно, этим самым мы делаем нашу кровь пригодной для обновления, и она становится выражением процессов изменения, в которые мы вовлечены.
Духовная Школа Золотого Розенкрейца говорит о святилище сердца, святилище головы и крестцовом святилище, чтобы показать скрытое значение сердца, головы и крестца. Это соответствует тому, что Святое Писание называет «Святая Святых», «Святилище» и «Преддверие». И когда вы читаете в Новом Завете об очищении храма или о храме, который будет построен в три дня, то следует понимать, что это процессы, относящиеся к возникновению и развитию истинного троичного человека — человека Духа, Души и тела.
Чтобы вы могли лучше понять назначение своей личности, мы рассмотрим её взаимосвязь с микрокосмосом подробнее. Хотя микрокосмос выродился и более не имеет отношения к божественному полю творения, его ядро, духовный Атом-искра, остаётся всё ещё связанным с божественным мирозданием. Гностический план развития микрокосмоса всё ещё заложен в этом ядре, подобно тому, как план развития растения содержится в его семени. И как только личность начнёт осознавать своё призвание и соответственно реагировать, микрокосмос посвятит себя полностью развитию этого божественного ядра.
Если же личность не может или не хочет реагировать на своё призвание, тогда она останется привязанной к законам диалектики, подвластной существу ауры и карме — закону причин и следствий. Все наши трудности и проблемы могут быть объяснены этим. Жизнь часто столь тяжела и болезненна ещё и потому, что все личности, которые предшествовали человеку в его микрокосмосе, не создали необходимых условий для развития духовного Атома-искры.
Однако болезненные и трудные опыты имеют и свою положительную сторону, потому что осознание своего заточения заставляет человека сомневаться в своём подходе к жизни. Предыдущие обитатели микрокосмоса также сталкивались с этим. В конце концов из суммы опыта многих жизней рождается определённое понимание. Это понимание — интуитивное знание в человеке. Такова положительная роль наследия, которое бесчисленные инкарнации микрокосмоса оставили после себя. Если человек выполняет своё истинное предназначение, он может пользоваться этим наследием.
Процесс возрождения истинного человека может быть начат только в нашем мире, основа для этого заложена в материальной жизни, во всей четверичной личности. Для осуществления того, к чему побуждают импульсы, исходящие из духовного Атома-искры, нужна физическая личность с разумно-нравственным сознанием. Если она была повреждена в результате своей кармы или неправильного образа жизни, то её восстановление — это первое, что должно быть сделано. Вот почему фундаментальное изменение, которое мы обсуждали, — это первейшее требование.
Однако важно не смешивать понятия и не забывать, что нынешней четверичной личности с её земной душой не предстоит одухотворение, обновление или воскресение в божественном мире. Это невозможно, так как плоть и кровь не могут унаследовать духовный мир. Если в течение веков Евангелие требует, чтобы человек возродился «от воды и Духа», оно имеет в виду возрождение не эго-человека, а первоначального человеческого существа — микрокосмоса с новым огнём ауры и небесной личностью.
Задачей же личности, живущей сейчас, является начало фундаментального изменения и прокладывание пути для нового становления микрокосмоса. Хотя на земную личность и оказывает огромное влияние высшее «я», она, сотворённая в соответствии с божественным планом спасения человечества, всё же подготовлена к выполнению своей задачи.

Теперь мы хотели бы остановиться на некоторых элементарных практических аспектах. Ведь Розенкрейц предполагает не только познание, но, прежде всего, его реализацию. В диалектической жизни теория и практика, познание и осуществление часто идут врозь. Это один из её признаков. На Пути же, ведущем в Изначальное, этого различия не должно и не может быть. Одно познание не освобождает, оно может стать только самым началом Пути. Наше познание и выводы из него должны быть превращены в действие. Необходимо принять жизненную позицию, полностью совпадающую с познанным и понятым. Это и есть Путь.
Как вы можете начать этот Путь? Для этого необходимо переместить свои мысли и чувства с объектов земного мира на жизнь Атома-искры в вас. К этой цели должна быть устремлена ваша жизнь. Каждое мгновение нужно рассматривать все свои действия и поступки с этой точки зрения и при необходимости вносить в них поправки. Чтобы это было легче осуществить, нужно с самого начала Пути в корне изменить некоторые стороны своей жизни.
Во-первых, это касается питания. Качество «материальной» крови определяется питанием и содержащимися в нём силами. Питание оказывает очень широкое воздействие — оно влияет на мысли и чувства. Этим воздействием определяется ваша направленность на цель спасения. Всё, что влияет на кровь, влияет и на человека. Это элементарный жизненный закон: кровь — это душа.
Как сказал Гёте, «природа не освободит от природы»; не за счёт правильного питания вы войдёте в Царство Божие. Но, тем не менее, нужно рассматривать своё тело как необходимый инструмент на Пути. Влияние крови постепенно должно стать поддержкой вашему продвижению, поэтому из всех продуктов земной природы следует выбирать наименее ему препятствующие.
(Окончание на стр. 12)
Начало на стр. 2

режде всего то означает полное воздержание от мяса: употребление его в пищу создаёт карму. И тело, и кровь животных содержат не только эфирные силы, но и астральные, то есть желания. С духовной точки зрения, последние и есть те силы, которые разрушительно действуют на человеческое тело и привязывают его к земле. Вам, наверное, известно, что животными управляет групповая душа, коллективное «я» каждого отдельного вида, стоящее за всяким жизненным процессом отдельного животного? Когда животное ведут на бойню, оно испытывает ужас существа, над которым совершается насилие. Страх, жажда мести и сопротивление коллективного духа наполняют его, пропитывая этими вибрациями всё его тело, вплоть до последней клетки и капли крови. Этими силами питается человек, укрепляя ткани и клетки своего тела, бывшего когда-то храмом Духа.
Для тех, кто хочет идти по Пути, отказ от употребления в пищу любого вида мяса и крови убитых живых существ является чем-то само собой разумеющимся. Однако Духовная Школа не дает подробных правил питания и не призывает учеников соблюдать диету. Наоборот, каждый человек индивидуально определяет для себя режим питания. Некоторым требуется больше белков или сахара, жиров или минеральных солей, чем другим. Мы просто информируем вас, что успешное продвижение по Пути возможно лишь при условии, что ваше питание будет состоять из растительной пищи и продуктов, произведённых живыми травоядными животными. Необходимо добавить, что длительное строгое вегетарианство (то есть отказ от молочных продуктов и яиц) опасно для ученика Духовной Школы, поскольку оно вызывает состояние обострённой чувствительности низшей природы человека.
Во-вторых, для ученика Духовной Школы является естественным воздержание от алкоголя, никотина, всех видов наркотиков и дурманящих веществ.
Алкоголь затуманивает мышление. Даже минимальная доза оказывает сильное воздействие на шишковидную (пинеальную) железу и гипофиз, разрушая мыслительную способность и затормаживая сознание.
Алкоголь делает человека открытым для всевозможных отрицательных влияний и сил.
Никотин вызывает ускоренную дегенерацию эфирного тела, вредит дыхательной системе, сердцу и нервам; он делает человека раздражительным, несдержанным и агрессивным.
Наркотики и дурманящие вещества имеют, помимо некоторых специфических свойств, то же действие, что и алкоголь, и никотин.
Из-за своего негативного влияния заслуживают упоминания синтетические вещества в продуктах питания и лекарствах. Они вызывают денатурализацию эфирного тела, теряющего из-за этого свою индивидуальную, настроенную на личность вибрацию и становящегося всё более подобным планетарному эфиру Земли. В результате такого процесса материализация человека может достичь самого крайнего уровня.
Ученики также не носят меховых изделий. Волосы животных, как и человека, образуют магнитное поле с притягивающим и отталкивающим действием. Волосяной покров сохраняет свои свойства и тогда, когда животное уже мертво. Следовательно, если кто-то надевает меховую одежду, он неизбежно попадает под влияние этого магнитного поля животного.
Остановимся на перечисленных последствиях, поскольку это слишком многоплановая область, чтобы её полностью осветить.
Однако выполнение всех перечисленных условий, если его рассматривать как самоцель, абсолютно бесполезно. Потому что их соблюдение приобретает смысл только в сочетании с реализацией духовного Пути. Они одни недостаточны для освобождения из материи, даже если к этим ограничениям добавляются все нравственные, моральные и этические обоснования для воздержания от мяса и рыбы. Вегетарианство само по себе не освобождает. Даже если под его воздействием и произойдёт определённое исцеление тела, с точки зрения божественной природы, мы до тех пор серьёзно больны, пока не свершится пробуждение первоначального сознания и не возродится истинный человек.
Это необходимо чётко осознавать, чтобы понять бесполезность определённых идеалов нашего мира. Конечно, необходимость разумного, нравственного поведения и соблюдения основ гуманизма очевидна. Но, став главной целью, всё это постоянно будет превращаться в иллюзию, подчиняясь господствующему в диалектическом мире закону противоположностей. И причиной этого является отсутствие в диалектике абсолютной, совершенной базы, а именно стремления к великому процессу нейтрализации «я», к отдаче всего себя божественной природе.
Только на такой основе вы сможете сделать соответствующие выводы. Появившаяся из предвоспоминания, из тоски по «отчему Дому» жажда спасения поможет принять в микрокосмическую систему столько гностического Света, что все перечисленные ограничения будут для вас естественными, не требующими ни малейшего самопринуждения, поскольку этому будет способствовать измененное состояние вашей крови.
Конечно, на это требуется время. Поэтому исполнение названных нами условий ожидается от ученика не с самого начала ученичества, а по прошествии определённого подготовительного срока.
Мы постарались с разных сторон осветить гностическую задачу личности, подчеркнув, что нынешний человек органически подготовлен к процессу возрождения. Повторим вкратце сказанное ранее:
• Личность, которая сейчас обитает в нашем микрокосмосе, — очередной, последний по счёту, обитатель этого «маленького мира».
• Все предшественники оставили в существе ауры следы своей жизненной позиции «за» или «против» божественного плана творения. Из-за этого нынешний обитатель микрокосмоса страдает или выигрывает.
• Так же и мы создаём для наследника нашего микрокосмоса условия, которые станут для него облегчением или страданием в жизни. Это продлится до тех пор, пока мы не осознаем свою задачу и не проложим путь для Другого в нас.
• Микрокосмос должен продолжать инкарнировать до тех пор, пока душевное страдание не станет таким сильным, а тьма настолько плотной, что под тяжестью накопленного опыта в микрокосмосе созревает личность, чувствительная к Зову, исходящему из духовного Атома-искры. Такая личность совершенно сознательно понимает земной мир как вынужденный порядок, оторванный от божественного мира, и не поддаётся влияниям, пытающимся выдать наш мир за родину истинного Человека; не ищет цель существования в том, что временно. Она принимает решение совершить фундаментальный поворот, полностью измениться и осознанно подчиниться процессу освобождения…
Материал предоставлен
Международной Школой Золотого Розенкрейца
Lectorium Rosicrusianum
г. Симферополь
тел. +7-978-75-68-339

Добавить комментарий