Что такое Гнозис?

Продолжение. Начало в №№18—22/2014

Трансфигурация.
Алхимический  процесс

В предыдущей теме мы говорили о процессе эндуры. Теперь вам известно, что он представляет собой развитие, при котором активность человека, целиком направленная на «я», нейтрализуется пробудившейся силой нового понимания. Доминирующим в этом процессе является то, что благодаря принятию силы Гнозиса, его присутствию всё смертное и небожественное в микрокосмосе постепенно делается недееспособным. Подводя итог, можно сказать, что эндура — это ключ к вратам возрождения изначального, божественного человека, к трансфигурации…
Трансфигурация не может быть осуществлена в виде эксперимента, но только действиями, основанными на глубочайшем понимании. Тот, кто начал нейтрализовывать природные силы в своём микрокосмосе, кто совершает эндуру, фактически входит в первую фазу процесса трансфигурации, так как каждое умаление земной природы одновременно означает прибавление в Духе.
Для каждого странника на Пути это становится реальным внутренним опытом. И хотя свойства личности, подталкиваемые силами диалектической природы, всё ещё оказывают на него своё влияние, он, опирающийся на духовный Атом-искру, теперь уже в состоянии довести Путь до успешного завершения.
В гностической философии возрождение первоначальной Души занимает центральное место. Апостол Павел, например, свидетельствует об этом в Первом послании к Коринфянам: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие… тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою».
Эти слова Павла формулируют квинтэссенцию гностического христианства — процесса возрождения истинного человека. Они относятся к каждому, но природнорожденный человек не понимает их. Он стремится к возрастанию собственной силы и осуществлению своих собственных замыслов в материи.
Что же имеет в виду Павел, когда говорит о будущем бессмертии? Речь идёт о космических законах, которые имеют отношение, в частности, к микрокосмосу и процессу возрождения. В основе нашей чудесной планеты — а нам известна только её очень маленькая часть, причём полностью дезорганизованная нашим образом жизни, — лежит божественная алхимическая формула. Эту формулу приводит в действие божественный Дух и проявляет её в обширном океане первоначальной субстанции (в Первоматерии). Первоматерия, заполняющая собой гигантское, безграничное межкосмическое пространство, это вечное море божественной полноты жизни, Маneria Маgiса, с помощью которой осуществляется любое божественное откровение. В ней на протяжении невообразимо долгих для нас периодов времени проявляется изначальная божественная идея относительно мира и человечества.
Все элементы, субстанции и силы, известные и ещё не известные нам, потенциально содержатся в Первоматерии. В этом море Живой Воды выражается то, что посвященные называют «Великим Дыханием», — непостижимый Дух, божественное Дыхание, которое движет Воды Жизни и побуждает их к откровению. Этим Дыханием в Первоматерии оживляется и побуждается к жизни первоначальная Душа — принцип проявления микрокосмического человека. Первоначальная Душа является формой, через которую универсальный Дух выражает себя. Она — носитель Света.
В этом откровении первоначальный человек являлся носителем божественного образа. Сам он был формой, через которую выражала себя первоначальная Душа. Как уже говорилось, он был Манасом, то есть мыслителем. Будучи духовным существом, он «воспроизводил» мысли Бога и таким образом высвобождал их, одушевлял, двигал и придавал форму силам Первоматерии внутри микрокосмоса. Однако часть первоначального человечества отступила от божественного плана развития и тем самым вступила в процесс погружения в диалектику. Человек отождествил себя с собственными творениями.
Оторвавшись от божественного Дыхания, человек стал рабом своих собственных созданий и остаётся им по сей день. Погрузившись в материю, он потерял даже воспоминание о первоначальной жизни и в итоге, со временем полностью попал под власть сил материи. Эдемский Сад превратился в пустыню, а радиусу действия павшего человечества был установлен предел.
Сейчас каждый из нас оказался внутри очень ограниченной части первоначальной диалектической природы. Микрокосмос, бывшая алхимическая лаборатория божественного созидания, перестал быть обителью Жизни, поскольку оказался разъединён с силой Великого Дыхания. Тем не менее первоначальная божественная идея остаётся связанной со своим творением, ибо Бог не оставляет дело рук cвоих.

Несмотря на то, что человек потерял божественную сферу обитания, его изначальная природа, огонь Духа, скрыто находится в нём в виде непроявленного принципа, сосредоточенного в первоначальном Атоме-искре. На этом факте и основывается описание будущего, данное апостолом Павлом, которое мы приводили в начале. Опираясь на эту скрытую возможность, он и призывает нас к восстановлению истинного человека. Слова Павла очень точно указывают на цель нашей жизни. Если человек вновь установит связь с первоначальной алхимической формулой и сделает её основой всего своего существования, то микрокосмос освободится от оков.
Даже самая малая попытка личности хоть в чем-нибудь отказаться от сохранения своего «я» сразу же находит ответ у духовного Атома-искры. В этом заключается глубокое значение слов: «Когда готов ученик, приходит Учитель».
Однако тот, кто хочет постичь и осуществить эту божественную формулу, должен понимать и таящуюся тут опасность. Ведь эго-человек всегда старается достичь первоначального жизненного состояния своими собственными силами. Но самое большее, чего способно достичь в этом мире наше «я», — это лишь определённый уровень морали и идеалов, которые остаются замкнутыми в рамках диалектических противоположностей.
«Когда люди пренебрегли Дао, возникли гуманизм и справедливость. Когда появились проницательность ума и точность суждений, распространилось великое лицемерие», — говорит китайский мудрец Лао-Цзы. Так лаконично, в нескольких словах он описал характерные черты диалектической жизни.
Возрождение павшего носителя света, называемое «Королевским Искусством Строительства», — это не земной, а духовный процесс. Поэтому он начинается на основе духовного Атома-искры. В этом ядре микрокосмоса заложена единственная возможность заменить состояние жизни, привязанное к смерти, на жизнь в Духе.
Из духовного Атома-искры исходит излучение, которое восстанавливает буквально всё. Когда это излучение становится активным, то высвобождается сила, трансмутирующая и изменяющая всё тело, клетку за клеткой. Именно этот процесс всегда был главной целью истинных алхимиков. Будучи древней священной наукой, настоящая алхимия никогда не была направлена на изготовление материального золота или на продление земной жизни. Напротив, она создавала духовную почву для возрождения от воды и Духа, о котором Христос говорил Никодиму.
Раз новое рождение не есть философская абстракция или религиозное переживание, но представляет собой органический процесс, обновляющий всю структуру личности и микрокосмоса, то встаёт вопрос: что же конкретно будет происходить с телом человека?
Помимо силового поля диалектики существует также и силовое поле Духа. Из этого духовного жизненного поля исходит излучение, которое формирует, питает и поддерживает всё, сотворённое Духом. Оно же создаёт, питает и сохраняет первоначальную жизненную субстанцию, в которой божественная Идея выражает себя. Само собой разумеется, что эта же субстанция необходима и для возрождения истинного человека. Из божественного жизненного поля излучаются четыре исцеляющие силы. Иногда их называют четырьмя видами Священной пищи, а также манной или праной.
Ищущий человек, иногда подсознательно, чисто интуитивно, в определённый момент открывается активности духовного Атома-искры и вступает в контакт с его силой. Так он открывается излучающему полю Гнозиса, которое в материи сегодня представлено, например, Школой современного Розенкрейца. Подобное притягивает подобное. Ищущий находит духовную школу, внутренне узнаёт её и приходит к постепенному постижению гностического Пути.
Какой бы незначительной ни была эта первая реакция, фундаментальный поворот в человеческом существе фактически начался. Пробуждающийся духовный Атом-искра вызывает реакцию в эндокринной системе.
Первым приводится в действие тимус — вилочковая железа, находящаяся за грудной костью. Он начинает выделять в кровь новый гормон, наполненный гностической световой силой, существенно обновляющей мышление, желания и действия человека.
Однако это первое воздействие не дает устойчивых результатов, так как система печени-селезёнки, которая контролирует и поддерживает диалектическую эфирную и астральную систему, сначала противится этому процессу. Она старается нейтрализовать и вывести из жизненной системы новый гормон тимуса.

Из этого описания видно, что процесс возрождения осуществляется на всех уровнях, вплоть до материи. Поначалу, однако, часто кажется, что человек остаётся прежним. Но крошечная искорка, зажжённая Гнозисом, не затухает и будет разгораться ярче при следующем прикосновении, которое, без сомнения, наступит. Так одно прикосновение Гнозиса следует за другим до тех пор, пока в эндокринной системе, а следовательно, в крови и, в конечном счёте, во всей системе человека действие нового гормона не закрепится прочно. Голова, сердце и кровь теперь оживлены этой гностической праной, этим высшим лекарством.
Мы называем его также «силой Святого Духа», которая питает и освящает каждую восстановленную Душу, делая её целостной и очищенной во всех аспектах.
Всё описанное нами не является философией, абстракцией или мистикой. Это происходит совершенно конкретно, затрагивая все жизненные процессы и структуру тела человека.
В этом действие Духовной Школы! Если бы мы ограничивались только философским рассмотрением первоначальной божественной сферы существования, но не двигались по пути, тогда в чём была бы польза гностической Духовной Школы? Человек, который не только серьёзно размышляет о Пути, но решает следовать ему, с самого начала духовно, душевно и физиологически изменяется.
Важным условием для процесса трансфигурации является то, что все изменения осуществляются в теле человека. Благодаря последовательно осуществляемому новому образу жизни, проявляющемуся в желаниях, мышлении, чувствах и действиях, необходимые изменения постепенно обретают реальные очертания. Исходящее из сердца воздействие Гнозиса в дальнейшем может охватить всю систему человека. Поэтому Духовная Школа особо подчеркивает, что путь трансфигурации может быть начат только по эту сторону завесы, другими словами, в материальном жизненном поле, так как в потустороннем мире мы теряем физическое тело. В процессе возрождения вся четверичная личность становится необходимым инструментом. При этом плотное (физическое) тело выполняет важнейшие функции, но само не может осуществить процесс, ибо смертное не может прикоснуться к Бессмертному. Лишь тот, кто целиком и полностью доверяется гностическому Пути и ради него жертвует собой, обретает обновлённую Душу, а вместе с ней и новую личность. Тогда ограничения времени и пространства, к которым было привязано старое сознание, больше для него не существуют.
Различные фазы процесса трансфигурации, конечно, включают гораздо больше, чем можно было бы обсудить в рамках этой темы. Необходимо лишь сказать, что в результате будет вновь обретено изначальное Единство, нарушенное при «падении». И в первую очередь, единство головы и сердца.
В первоначальном божественном природном порядке задачей Люцифера, то есть головы, было отражение исходящего из сердца гностического света духовного Атома-искры. Само слово «Люцифер» и означает «светоносец». Но когда светоносец сам захотел стать светом, между головой и сердцем произошёл разрыв, и человек больше не смог принимать божественный свет. Когда зеркало хочет стать самим светом, фундаментальный разрыв неминуем.
Понятно, что и первым шагом на пути возвращения должно быть восстановление изначального единства головы и сердца, в результате которого через всю нервную систему человека начинает струиться новая созидающая и вдохновляющая сила. Рано или поздно она достигает крестцового сплетения (plexus sacralis) — местонахождения кармического «я». В кармическом «я» хранится весь опыт микрокосмического и личностного сознания. Втекающая гностическая сила атакует карму и ослабляет её власть. Это изменяет крестцовое сплетение, и оно снова начинает выполнять своё первоначальное назначение, отраженное в самом его латинском названии. Теперь этот центр вновь становится воротами обновления всего микрокосмоса. В свете этого обновляющего процесса человек всё яснее видит своё предназначение. И однажды гностическая сила исполнит начатую трансформацию: она заструится вверх, к святилищу головы, чтобы завершить там алхимический процесс.
Теперь, когда мы вкратце описали циркуляцию гностической световой силы, можно понять, почему крестцовое сплетение называют «святыми вратами». Если эти врата открыты, в гностическом смысле, это означает преодоление — прорыв к совершенно новой личности. Личности, живущей в мире, но не от мира.
Каждый, кто начал строительство новой личности и уже заложил первый камень нового храма, является вольным каменщиком в истинном смысле слова. Этот процесс описан апостолом Павлом в Первом послании к Коринфянам: «Сеется в тлении, восстаёт в нетлении; Сеется в уничижении, восстаёт в славе; Сеется в немощи, восстаёт в силе; Сеется тело душевное, восстаёт тело духовное».
В четвёртом томе своей книги «Египетский первоначальный Гнозис и его зов в вечном настоящем» Ян ван Рэйкенборг пишет:
«Таким образом Бог может побудить сущность нашей смертной природы совершить процесс возрождения, и таким образом время и пространство будут поглощены вечностью. Ибо природный облик является плодом времени и ему подчиняется, новый же облик Души связан с небесными силами и поэтому принадлежит вечности. Так смерть будет преодолена проявлением тела Души».
Материал предоставлен
Международной Школой
Золотого Розенкрейца
Lectorium Rosicrusianum
г. Симферополь
тел. +7-978-75-68-339

Добавить комментарий