Закон единства формы и содержания. В чем суть?

20-4

Эту статью, хотя она и давно созрела в голове, я не решался послать в печать, боясь, что ее не поймут, возможно, потому, что не любят философию. Но я уже устал отвечать на вопросы: «Почему мы так плохо живем?», «Почему несчастливы?», «Почему болеем?» и т.п.
Ответ стандартный: «От нашего невежества», а конкретно — от незнания законов жизни. И в первую очередь от нарушения закона равновесия между отдачей и потреблением.
А когда я задавал вопрос, вынесенный в заголовок, и подвопрос: «Приведите пример, как он применяется в жизни?» людям с высшим образованием (эти законы только в вузах изучаются), никто ничего вразумительного не мог сказать. «Забылось, давно это было» или отшучивались: «Ну, вот бутылка — это форма, а вино — содержание»…
А у меня тут же приходит ассоциация из детства. Отчим на праздник откуда-то достал редкий по тем временам импортный ром. Все сели за стол, и он начал его разливать. Мой десятилетний младший брат тоже протягивает кружку. Отчим говорит: «Ну, ты чё позоришься, такой царский напиток, который даже не глотают, а через соломинку тянут (а он раньше за границу плавал), из кружки собираешься, как квас, хлебать? Беги быстрей на кухню за рюмкой». Пока он бегал, ему в другую рюмку налили чай, который по цвету не отличался от рома. Он выпил со смаком, а потом разочарованно изрек: «Как наш чай…» Мы не могли сдержаться и прыснули от смеха. Он очень сильно обиделся, затаив обиду до конца жизни. Когда он сам начал ходить за границу, то привозил дешевое спиртное, но с красивыми этикетками. И когда я шутил после дегустации, приводя его детское выражение «как наш чай», он хмурился, явно недооценивая мою шутку.
Закон этот касается не только вещей, но и людей. Я вспоминаю слова героя Михаила Жарова в фильме «Медведь»: «С виду посмотришь — королева, а заглянешь в душу — сущий крокодил».
В жизни этот закон часто нарушается, в частности, торгашами, использующими магию красоты. И все-таки, зная это, многие покупаются, приобретая ненужные вещи ради привлекательной упаковки.
А еще нас приучили верить телевидению, чем также пользуются торговцы, давая там свою рекламу. Вот и я поверил ведущей программы «Здоровье» Малышевой, рекламирующей «Монастырский чай», «творящий чудеса», и заказал для пробы одну упаковку стоимостью 999 рублей. Упаковка, конечно, фирменная, но состав не представляет ничего экзотического. Как мне сказал знакомый травник, все травы произрастают у нас в Крыму. А что касается экологичности, то вот здесь большой вопрос. Вряд ли москвичи куда-то далеко ездят за сырьем. А наши травники заготавливают его в горных районах и продают в разы дешевле, хотя и в простых бумажных пакетиках. Вот я и подумал: «Стоит ли их красивая упаковка, чтобы покупать кота в мешке, да еще и за такие деньги?»
Кстати, все законы даны нам в пословицах. Этот закон народная мудрость отразила в пословицах: «Не место красит человека, а человек место», «По одежке встречают, по уму провожают». Именно так и работает этот закон: по форме встречаем, по содержанию провожаем.
Это так должно быть, но, к сожалению, только дети, и то не все, определяют главное в человеке — его содержание. Но быстро теряют эту способность, зацикливаясь на форме.
Помню, когда я еще служил, на работу шел в форме, и 10-летняя девочка-соседка, встречаясь, всегда вежливо здоровалась. Но когда шел на дачу в робе, делала вид, что не замечает. Это было бы смешно, если не было так грустно — как взрослые заражают детей лицемерием.

Все это более или менее большинству понятно. А вот то, что форма может быть не только материальной, а, скажем, словом или даже мыслью (идеей), могут осознать только обладающие причинным мышлением. Жаль, что в школе не используется этот закон, хотя само слово «образование» происходит от слова «образ». Само слово (форма), без единства с содержанием (смыслом), не имеет никакого значения. Оно необходимо для быстроты ассоциации с образом и чувствами правого полушария. А школа нагружает только левое полушарие мозга, обедняя детскую природную чувствительность.
Ученые бьются в загадке: почему дети цыган и в слаборазвитых странах, живя впроголодь, выглядят счастливее цивилизованных. А разгадка кроется в гармонии их полушарий мозга, в их невысушенности абстрактной учебой, оторванной от Природы.
Говорят: «слово лечит», не ведая связи с более важным — содержанием. А вот Иисус говорил: «Не я, а твоя вера тебя исцелила» и еще «Любите и все приложится». Но любовь это чувство, а за ним стоит энергия. Вот почему я постоянно утверждаю, что «все есть энергия».
Я в своей автобиографичной повести «Ближний космос» рассказываю о своем друге, с которым четыре года просидел за одной партой в училище, который еще «на гражданке» поставил цель: стать адмиралом. И стал не только адмиралом, но и командующим флотом. А я в детстве говорил, что буду моряком. И хотя с военного флота уволился, но всю свою жизнь все же связал с морем. Так работает словесное утверждение, подкрепляемое энергией любви и веры.
Но бывают и ложные цели, навязанные социумом. И привыкая к каким-то убеждениям, люди выдают их за свои и всю жизнь за них борются, даже убивая других людей. Только приняв мозг за биокомпьютер, можно осознать, как с детства в нем появляются чужие программы (идеи), а вместе с ними и вирусные (негативные). Но даже и осознавая свои плохие привычки, очень трудно от них избавиться. И тут опять приходит на помощь народная мудрость: «Клин клином выбивают», т.е. противоположными, позитивными установками (антивирусными программами).
К месту поясню, что добро и зло я часто обозначаю как позитив и негатив, а иногда как любовь и страх. То и другое — чувства, а с точки зрения эзотерики, за ними стоит энергия. Но чувств много, а энергия одна, и все зависит от ее количества, т.е. от общего энергопотенциала (ОЭП). И я на себе убедился, как меняются чувства (настроение) от его уровня. Так что невыгодно тратить ее по пустякам.
А на что она тратится, я уже писал, но могу повторить еще раз. Мы теряем энергию, когда злоупотребляем телевизором, компьютером и телефоном, много говорим о политике и ценах, завидуем, ревнуем, беспокоимся, обижаемся, сплетничаем, работаем на нелюбимой работе, недостаточно отдыхаем и т.п.
А набираем, когда: получаем новые знания, занимаемся творчеством, физкультурой, бываем на природе, знакомимся с новыми людьми, поем, танцуем, смеемся, избавляемся от вредных привычек, преодолеваем страхи, прощаем, говорим правду и любим.
Но вернемся к теме. Обратимся к словарному определению, а точнее, к примеру доказательства этого закона, после чего станет ясно, почему люди его не помнят:
«Форма всякого предмета, процесса, явления обусловлена его содержанием и, в свою очередь, оказывает на него обратное влияние, например, соответствие производственных отношений (форма) и его производительных сил (содержание)…»
Почему производительные силы, в которых главным звеном является человек, названы содержанием, а производственные отношения между людьми — формой, не понятно. А то, что не понято, то и не принято.
Хотя вот отношения между мужчиной и женщиной зачастую становятся формой, которая скрывает главную их суть — любовь. Вот что по этому поводу говорит индийский философ Раджниш Ошо:
«Чувство собственности убивает любовь. Все пытаются владеть своей возлюбленной, своим возлюбленным. Но это уже больше не любовь. Любовь — это свобода. Любовь дает человеку крылья. Она не может жить в тюрьме. Но такой любви вы не знаете. Она приходит только, когда есть осознанность».
А вот словарное определение формализма я принимаю:
«Это отрыв формы от содержания, мелочное соблюдение установленных правил в ущерб существу дела, предпочтение буквы закона его сути».
Это явление больше известно как бюрократизм: без бумажки ты букашка… В основе бюрократизма лежит чрезмерный эгоизм. Поэтому бюрократом может быть не только чиновник, как мы привыкли считать, а любой человек, который ставит свое личное дело выше общественного.
Приведу недавний жизненный пример. Со 2 сентября в Севастополе, на пляже «Солнечный», началась массовая сдача норм ГТО по плаванию. То, что приходится делать это на пляже, это результат работы высших бюрократов, которые после развала Союза поспешили развалить и физическую культуру: позакрывали все бассейны и тиры. Хотя некоторые тиры позакрывали чуть раньше и по другой причине — из-за несчастного случая. Тоже интересное явление, достойное осмысления, которое подходит под афоризм: «Одна смерть — это трагедия, а тысяча — уже статистика». К примеру, машины каждый год убивают людей больше, чем вся война в Афганистане. И ни у кого даже мысли не возникает их запретить. А вот дельтапланы не производят, и люди бьются на самодельных.
Но вернемся к нашему примеру. Когда я подошел к преподавателям с предложением: «Потребуйте от правительства, чтобы восстановили бассейны», мне невежливо отрезали: «Вам нечего делать, вы и требуйте». Я-то буду, но «голос единицы тоньше писка». Но когда я увидел, как проходит зачет, стало ясно, почему я вызвал такую реакцию. Они на водной глади «на глазок» отмечают якобы 100 м, а на самом деле почти вдвое меньше, и все успешно сдают. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы. В бассейне ведь не похимичишь. А так, нет бассейна — нет проблем.
Но ГТО — это не только сдача норм. Это созидание здорового общества. А для этого нужны регулярные тренировки в зимних бассейнах, которых тоже не хватает. Кроме того, физическая культура не только здоровье укрепляет, но и повышает успеваемость. По этой теме защищены тысячи диссертаций. Но когда я учился, было три урока физкультуры, а сейчас только два.
На улице Репина, рядом с зимним бассейном (который уже три года закрыт на ремонт), находится школа №24, в которой существовали спецклассы, занимавшиеся ежедневно, в том числе и вместо уроков физкультуры, плаванием. И ее выпускники были впереди всех школ города по поступаемости в вузы. Но директор школы, видимо, даже не догадывалась об истинной причине, вменяя этот факт в свои заслуги.
А вот такое «кампанейское» ГТО, которое сейчас начали культивировать, не только не повышает здоровье, но и гробит его. Но учителя физкультуры, зная это, даже разминку не проводят перед стартом. Вот это и есть формализм.
А сейчас я перейду к рассмотрению единства теории и практики. Его считают отдельным законом. А я думаю, это частный случай, хотя и более важный для жизни.
Очень часто люди не видят различия между формой и содержанием и смешивают их. Например, религию (форму) и веру (содержание). Казалось бы, что тут страшного. Но происходит это потому, что не знают приоритетов: что чего важнее, и, тем более, связывая их с другой формой — церковью, о чем наставлял еще Иисус: «Молиться надо не в храме, а в духе». Что значит — искренне, не на показуху.

Единство теории и практики

Начну с бытового примера, к чему приводит нарушение этого закона. Вот скажите, положа руку на сердце, многие ли из вас, купив какой-либо прибор, перед тем как включить, читаете инструкцию? Большинство, как дети, сразу втыкает шнур в розетку и начинает крутить ручки. А про инструкцию вспоминают лишь тогда, когда он выйдет из строя. И вот тогда выясняется, что гарантийному ремонту он не подлежит по причине неправильной эксплуатации.
Так что практика без теории не только слепа, но еще и бьет рублем. А некоторые и документы вместе с коробкой куда-то забрасывают, что потом не могут найти. А торгаши, пользуясь этим, экономят себе уйму денег, указывая в инструкции, что без упаковочной коробки и даже без кассового чека на гарантийный ремонт не принимают. Меня самого «нагрели» на десяток тысяч гривен, когда и при правильной эксплуатации холодильник через год вышел из строя. Но даже при наличии гарантийного талона и упаковки, но при отсутствии маленькой бумажки — кассового чека, мой холодильник в ремонт не взяли. Чек, конечно, можно было восстановить, но и магазин этот закрылся. И Комитет по защите прав потребителей не помог. Говорят: «Обращайтесь в суд, а ставку юриста у нас сократили».
По мне, так всех их, формалистов, пора сократить, вместе с комитетом по ценам, который и при Советской власти был не нужен при фиксированных ценах. А теперь когда во всех магазинах цены разные, только народный контроль сможет решить эту проблему. В суд, конечно, я не подавал, здоровье дороже денег.
Ну а сейчас, поскольку я педагог, на некоторое время «сяду на своего любимого конька».

Важность практики в воспитании и образовании

Простите, но я не устану повторять, что процесс воспитания и образования в школах не сдвинется с мертвой точки, пока до учителей не будут доходить хотя бы открытия традиционных ученых.
К примеру, то, что на слух усваивается только 10% информации, на глаз — 50%, а на практике — 90%. От себя добавлю: а применяемое в жизни — все 100%. Причем учебный материал склонен к забыванию, а жизненный — остается с нами навсегда. И хотя в образовании как нигде справедливо высказывание «практика без теории слепа», иногда благодаря ее наглядности, разумнее начинать с практики, особенно с показа опытов по химии и физике и их применения в жизни, а потом уже знакомить с формулами. Но затем снова закрепить на практике, давая самим ученикам провести эти опыты.
На деле в воспитании и образовании больше используется слово, которое является формой и пустым звуком без смысла (содержания), особенно для маленьких детей. Для них более понятным является тон, которым произносятся слова, т.е. вибрация голоса. И от этого зачастую меняется значение слова, что вносит опасную сумятицу в сознание ребенка. Но еще больше вводят его в заблуждение различные оценки одного и того же его поступка разными людьми и даже одним родителем при резких сменах его настроения.
Так что единство и гармония очень важны во всех аспектах жизни. И не так важна первичность формы или содержания, важно их единство.
Евгений Солнечный
г. Севастополь
тел. +7-978-014-77-07

Добавить комментарий