Расскажи, Гамаюн, птица вещая…

1-1

«Таинственная беседка»

Недолю — в костер!

— Хочу сообщить, как наши предки наполняли свою жизнь Светом и Добром путем сжигания накопившегося негатива.
У славянской богини Макоши две дочери.
Доля — светлая, красивая, всегда молодая. Сидит она за изумрудной прялкой и в своих руках, нежных и ласковых, надежно держит прочную нить человеческой жизни, завязывая на ней узелочки встреч и удач. Дружит она с теми, кто живет и трудится по совести.
Другая дочь, Недоля — темная старуха, прядущая жизнь кривую и непрочную, лишь неудачами покрытую. Иногда Недоля сама же ее обрывает — и человек уходит в мир предков.
До нашего времени Макошь и ее дочери дошли в образе кукол. Долю шьют из тканей желтых и красных, с торчащей вверх косой, за которую ее и подвешивают. Это называют «поймать судьбу за хвост». Доля «отвечает» за удачи. Куклу Недолю делают из ненужной одежды, внутрь вкладывают бумажный лист с перечислением мучающих человека болезней, бед, несчастий и неприятностей. Затем обвязывают чёрной ниткой против часовой стрелки нечётное количество раз и пеленают в серый лоскут. Никаких красочных нарядов — вид должен быть убогий! Теперь положите ее в картонную коробку и — в костер! Недоля должна сгореть дотла! Горит она обычно долго, от часа до полутора, поэтому лучше захватить с собой керосин. После обряда на душе станет легко и радостно. И жизнь потихонечку наладится. Удачи!
— Подробнее про Макошь… Откуда такое слово?
— «Ма» — сокращенное «мать», кошь — «судьба». Макошь — женщина с большой головой и длинными руками, покровительница плодородия, урожайности, рукоделия, достатка в доме…
— А еще — колдовства, перехода в Мир Иной… И, главное, судьбы.
— Как Мойры у древних греков?
— Да. Ткать Пряжу Судеб Макоши помогают Доля и Недоля — каждая по-своему, как мы знаем…

Религия природы

— Отчего-то мы гораздо лучше знаем чужих богов, чем сказания собственных давних предков.
— Точно! Помню, как в школьные годы зачитывался книгой «Легенды и мифы Древней Греции» Николая Куна… А до славянской мифологии никак руки не доходят. Может, кто знает о ней что-нибудь?
— Древние люди неизбежно поклонялись силе и могуществу природы, представляя ее наполненной множеством духов.
— Духов постепенно сменили божества, затем почитание их изображений — кумиров и идолов.
Да, древние верили в существование множества богов, наделяя предметы и явления душой и характером. Что деревья, камни, воду и воздух населяют таинственные сверхъестественные силы, добрые и злые. Сторонники иных религий называли их «язычниками».
— Откуда такое слово?
— Его придумали христиане — от «языци», то есть на другом языке говорящие, «иноземцы», не признающие Христа.
— Иногда тех духов просили вылечить, послать дождь, Обеспечить урожай… А для того пытались привлечь к себе каким-то подношением.
— Взяткой, значит? Вот когда еще коррупция началась!
— Тогда же, в I—II тысячелетиях до нашей эры, стали применять магические обряды —враждебные силы отгонять.
— Жизнь проявляла себя в богинях Жизни и Смерти — Живы и Моры. На долю Живы досталось полугодие плодотворной весенней и летней природы, Моры — время зимнего отдыха под снежным покрывалом. С представлением Живы слилось понятие всего юного, светлого, мощного, теплого и плодотворного, Моры — мрачного, холодного, хилого и бесплодного.

Даждьбог, сын Сварога

— Когда славяне научились выращивать хлеб и разводить плоды, главной их богиней стала Мать Сыра-Земля как символ плодородия. Но затем…
— Да, вперед вышли боги Неба. И главным из них оказался Перун-громовержец — немолодой мужчина с седой головой и золотыми усами, скачущий по небесам на коне или едущий на колеснице, грохот которой люди принимают за раскаты грома. Оружие его — огненные стрелы— молнии и громовые камни.
— Естественно: у всех народов гром и молния, небо, солнце, звезды — первейшие предметы суеверного страха и обожания.
— Подозрительно быстрая перемена народных верований явно происходила под влиянием мифов Северной Европы. В славянских языках ничего похожего на имя «Перун» не встречается, зато до сих пор живет во многих литовско-прусских наречиях как имя их древнего громовержца даже в географических названиях. Сами славяне называли его Громовником или Молником. Вместе с Перуном стали владычествовать умами праславян Сварог — бог Неба, огня, кузнечного дела, семейного очага.
— А что само слово означает?
— Оно от древнеславянского «вар» — жар, горение. Сын Сварога — Даждьбог, Солнце, своими лучами передающий Земле волю Неба. Живет Солнце в богатом тереме, откуда утром на золотой колеснице выезжает освещать Землю…
— Для славян Солнце — носитель огромной силы, от которой зависело их благосостояние. Отсюда имя Даждьбога — «дающий благополучие». Помощник его, Соловей, приносил ключи запирать зиму и отпирать лето.
— Добавлю кстати: Даждьбог — покровитель всего русского народа.
— Ночью наступало время звезд. Планету Венеру славяне называли Утренницей или Светлоноссой, вечерний Марс — Смртонос, Меркурий — Добропан, Сатурн — Гладолед, Юпитер — Кроломоц. Год состоял из Яра — яркой половины весны и лета, и Света — светлых, но не греющих осени и зимы.
— На Земле все начало жить с тех пор, как загорелся Огонь — живительный и очистительный. Особенно важен Царь-огонь, добываемый трением. К древнему культу огня относится доныне сохранившееся гадание по пламени, на лучинах и углях.
— Живой огонь был предметом обоготворения, его почитали как символ Неба.
— Непривычное для славянского божества имя — Радегост. Трудно понять, означает оно «рад гостям» или воинский дух — «ратный гость».
— Кто он?
— Древнеславянский бог гостеприимства, плодородия, урожая и торговли. Пришел в мир покарать демонов и грешников. Юноша с радостным лицом и курчавыми волосами, на груди — щит с изображением чёрной голова быка, в руке секира, на голове — птица с расправленными крыльями. При его храме был священный конь-оракул — по тому, как он переступал через копья, жрецы гадали о будущем. Верили, что в день, когда будет грозить опасность, из озера выйдет огромный вепрь со сверкающими клыками…
— То бог западнославянский с явным немецким влиянием.
— Но объясните, откуда взялось такое название — «славяне». Кто-то, слышал, даже с английским «раб» связать пытался…
— Поначалу, вероятно, произносили «словяне», со звуком «о» — от «слово». В значении «говорящие «по-нашему», в отличие от немцев — «немых», «чужих». Форма с «а» появилась позже, в Средневековье.

Чур не меня!

— То все теория… А до самих богов и прочих чертей когда очередь дойдет?
— Ну, про некоторых мы уже говорили. Остался Велес — бог домашнего скота, перед большим идолом его в Киеве когда-то совершали бурные обряды.
— Велес… Внешне — худой старик с черными глазами и тонкой длинной седой бородой, в руке — деревянный посох. К людям чаще в облике медведя является, раза в полтора крупнее натурального. И в посвященных божеству капищах для участия в обрядах волхвы обычно держали медведя.
— Атакует и защищается Велес обычно с помощью магии — в ней он сильнее других богов, мог менять окружающий его мир по своему желанию…
— Богом мудрости и своим покровителем считали Велеса поэты и ученые…
— А что такое капище?
— Пространство за алтарём языческого храма для установки изображающих богов статуй, или капей. Войти туда мог только жрец и его помощник.
— Вспомним бога удачи и счастья, чье имя Белобог. В сознании древнего человека мир делился на две части — дружественную и враждебную. Все хорошее творил Белый бог, плохое — Черный.
— Мне среди языческих персонажей интересен Банник — обитающий в бане дух в виде старичка, покрытого листьями от веников. И Водяной — таинственный речной дух, один из главных в славянской демонологии. Безобразный плешивый опутанный тиной, с длинной зеленой бородой. Живет он, считалось, в речных омутах, водоворотах, запрудах…
— В сказках часто Кикимору вспоминают…
— Ее специально «напускали», чтобы навредить хозяину. Недовольный оплатой плотник или печник, например, мог подложить под балку дома деревянную фигурку…
— Одно спасение — Чур, что изгоняет из дома нечистых. Потому при входе в доме они «чурются», чтоб узнать, нет ли здесь Чура. При появлении беса или домового стоит только позвать Чура, и призрак исчезнет.
— Вот уж не думал, не гадал, отчего «Чур, не меня!» в играх говорят.
— В древнейших мифах я читал о борьбе героя с вышедшими из-под земли великанами…
— Великан часто встречается в славянских сказках, преданиях и легендах. Он «выше лесу стоячего, ниже облака ходячего», такой силой обладает, что может перевернуть гору, выдернуть дерево, поднять пахаря вместе с упряжкой. Именно великаны в славянских легендах были первыми жителями на Земле и обустраивали ее: насыпали горы, копали русла рек, леса засаживали…
— А куда они потом подевались?
— По одной из версий, все погибли во время Всемирного Потопа — не смогли себя прокормить.
— А про Верлиоку слышали?
— Это кто?
— Обитающее в глухом лесу чудовище, разрушитель и истребитель всего живого. Ростом высокий, об одном глазе, в плечах пол-аршина, на голове щетина, на клюку опирается, сам страшно ухмыляется… После гибели Верлиоки действие волшебства прекращается, и все, кого он убил, воскресают.
— Пол-аршина — это много?
— Примерно 35 сантиметров — у меня и то шире!
— В 1980-х Верлиока стал героем сказочной повести известного русского писателя Вениамина Каверина.
— Знакомое название. Кажется, читал в детстве… Что-то про мальчика Васю с волшебными способностями и девочку Иву, за которой ухаживает злой волшебник. Помню, он ее похитил и превратил в дерево иву, но Вася освободил и расколдовал девочку, а Верлиоку уничтожил.
— В ведьму славяне верили?
— Куда без нее, вездесущей… Ведьмой, считали, могла стать любая женщина, в которую вселялся злой дух — дьявол, черт или бес. Способности ее переходили по наследству к дочери или к внучке. У ведьмы неприветливый взгляд, глаза едва видны из-под опухших покрасневших век. Наводила порчу, ворожила, вредила посевам, отбирала молоко у коров, сало у свиней… Могла превратить человека в коня и заездить до смерти.
— Разве мужиков среди ведьм не было?
— То ведьмак, в него только восточные славяне верили. Будто обладал он двумя душами — человеческой и демонической, мог быть то врагом, то другом.
— Чаще все же заодно с ведьмами — во вред людям…
Леонид Терентьев
e-mail: terentiev45@mail.ru
www.proza.ru/avtor/terentiev45
(Окончание следует)

Добавить комментарий