Жреческая наука Древнего Египта

В 1912 г. французский археолог Детрие исследовал в дельте Нила руины древнего храма древнеегипетского бога Солнца Ра. И каково же было удивление Детрие, когда на стене одного их храмовых помещений он обнаружил надпись, которая гласила об «условиях конкурса» для тех, кто стремился получить жреческий сан бога Ра.
Удостоиться подобной чести оказалось делом непростым — соискатели должны были сдать, ох, какой непростой экзамен! Будущего жреца замуровывали в небольшой камере с крохотным оконцем, где ему предстояло решить сложную математическую задачу. Ее решение надлежало записать на глиняной табличке, табличку выбросить наружу и ждать вердикта экзаменаторов…
Время, отведенное на решение задачи, не лимитировалось. Но возможности «перерешать» задачу у соискателей не было. Если было найдено верное решение, счастливчика освобождали из заточения и принимали в ряды жрецов. Тех же, кто не сумел решить задачу, оставляли замурованными, обрекая на долгую и мучительную смерть в тесной камере…
Благодаря открытию Детрие ученые выяснили, что упомянутая задача была основана на решении уравнения четвертой — наивысшей степени. Кстати, попытки Детрие решить задачу оказались тщетными…
Находка оказалась сенсационной, поскольку ранее удавалось находить лишь папирусы, содержащие несложные математические задания: уравнения первой степени, арифметические прогрессии, вычисление площади простейших геометрических фигур и т.п. И у египтологов долгое время бытовало убеждение, что древние египтяне были весьма посредственными математиками. И вдруг такой неожиданный сюрприз!
Логично предположить, что мудрым и опытным жрецам были под силу и более сложные задачи. С другой стороны, сомнительна значительная разница в знаниях между тогдашними соискателями и экзаменаторами. Ведь этот жестокий экзамен в храме Ра наверняка не мог быть исключением, и подобным испытаниям подвергались будущие жрецы и в других храмах.
Но всегда ли их интеллект испытывался только математическими задачами? Вряд ли. Хотя об этом можно только гадать…
Тем не менее этот эпизод дает основания полагать, что жреческая каста, по крайней мере в Древнем Египте, представляла собой интеллектуальную элиту нации. Кроме того, деятельность жрецов не ограничивалась ритуальными действами. В то время храмы служили главными и, пожалуй, единственными центрами образования. Египетская письменность (иероглифы), без сомнения, была создана жрецами. И прежде всего для себя, т.к. подавляющее большинство древнеегипетских текстов-папирусов ритуального, магического содержания. Это позже при храмах возникли светские школы, в которых готовили в основном писарей, обучая их не только письму, но и основам элементарной практической математики. Ведь им вменялось не только ведение государственной документации, но и умение вычислить объемы земляных работ при строительстве гребли, пирамид; необходимого количества работников (рабов), запасов еды для них и счетоводство в целом. Доказательством тому служат древнеегипетские математические папирусы.
Следовательно, древнеегипетские жрецы были не только носителями «опиума для народа», но и благодаря своим знаниям и просветительской деятельности весьма полезными членами общества.

Именно жрецы на то время были единственными врачами (лекарями) в области тогдашней «официальной медицины». Именно жрецам доверял свое здоровье привилегированный класс, в то время как простолюдины обращались за врачебной помощью к знахарям. И как врачи жрецы прославились на весь мир, сохранив свою славу даже в античную эпоху, когда традиционная египетская культура уже пребывала в глубоком упадке.
Древнегреческие врачи — как Гиппократ, так и Гален — откровенно признавали, что многое ими было позаимствовано в плане медицины именно у древних египтян. А Геродот и вовсе считал египтян одним из наиздоровейших народов в мире — и не в последнюю очередь благодаря мастерству лекарей-жрецов и их знаменитым гигиеническим предписаниям.
Жреческая медицина Древнего Египта действительно находилась для своей эпохи на очень высоком уровне. И, к сожалению, до нас дошел мизер древнеегипетских медицинских трактатов. Но и этого оказалось достаточным, чтобы признать: древнеегипетские лекари-жрецы знали и умели намного больше, нежели, например, лекари средневековой Европы.
Мы не будем останавливаться на этом детально, заметим лишь, что именно египетские лекари одними из первых пришли к заключению, что вместилищем разума и всех духовных (паранормальных, сенситивных) способностей человека является мозг, а вовсе не сердце, как когда-то полагали европейцы и большинство народов мира.
Помимо религиозно-мистических и обрядовых практик, древнеегипетские жрецы не менее плодотворно занимались и, скажем так, «чистой» наукой. К сожалению, то, что известно нам, современным исследователям и любопытствующим, об их научных достижениях, сравнимо с верхушкой айсберга. И не удивительно — ведь наукой в древнеегипетских храмах занимались лишь особы посвященные. И посторонним они своих тайн не раскрывали. Посему нам остается лишь гадать об истинном уровне жреческой науки тех времен на основе дошедших до нас мозаичных сведений и сторонних размышлизмов да теорий.

Однако еще больших успехов египетские жрецы достигли в астрономии. В древнеегипетских храмах наблюдали за звездным небом с незапамятных времен. Доказательство тому — на удивление простой и удобный древнеегипетский календарь, который, по мнению многих египтологов, был создан задолго до того, как египетские земли объединились под властью первых фараонов. Для египтян точное исчисление времени было весьма важным!
Страна представляла собой цветущий зеленый оазис посреди пустыни лишь благодаря ежегодному разливу Нила, который не только орошал истощенную под палящим солнцем землю, но и питал ее плодородным илом. И о приближении сезона половодья важно было знать загодя.
Логично, что создать точную календарную систему без незаурядных астрономических познаний невозможно. Как минимум, древним египтянам необходимо было вычислить реальную продолжительность года. И самый объективный и адекватный способ — это наблюдение на протяжении года за изменениями в расположении небесных светил вследствие годового вращения Земли. И с этой задачей египетские жрецы-астрономы справились «на ура», установив, что год имеет не целое число дней, а 365 с четвертью.
На основе этих наблюдений и был создан самый совершенный во всем древнем мире календарь. Для удобства египетские жрецы-астрономы разделили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом, а пять лишних дней отвели на ритуальные праздники — дни поминовения мертвых. (Любопытно, что все современные проекты реформы календаря, рассматриваемые в ООН, исходили из принципа египетских жрецов — 12 месяцев по 30 дней и «дополнительные» дни в конце года.)
Объективности ради заметим, что в древнеегипетском календаре не было високосного года, но жрецы считали, что их календарь каждых четыре года… отстает на день. А через 1460 лет, когда разница уже составляла целый год и таким образом даты официального календаря совпадали с календарем истинным, в Египте отмечали самый главный праздник — Праздник Вечности.
В I в. до н.э., когда Египет уже находился под римской властью, жрец-астроном Созиген на основе традиционных египетского и римского календарей создал хорошо знакомый нам Юлианский календарь. Европейцы пользовались им более полутора тысяч лет, а Православная церковь живет им до сих пор. Парадоксально, но труд Созигена был назван в честь Юлия Цезаря…
Египетским жрецам-астрономам приписывают и изобретение т.н. «посоха Иакова» — незамысловатого «угломера» для определения координат небесных светил.
А для ночных наблюдений жрецами была изобретена клепсидра (гидрологиум) — водяные часы, которыми люди пользовались на протяжении многих столетий.
Кстати, привычное для нас деление суток на 24 часа — 12 дневных и 12 ночных — также ввели египетские жрецы-астрономы. Ими же были созданы чуть ли не первые звездные карты, с пометками наиярчайших светил и созвездий…

Наверняка каждый из вас слышал миф о том, что Земля покоится на трех китах, семи слонах или черепахе, что на ките «основана вся сыра-земля» и т.п.
В подобных мифах содержится намек на то, что наша Земля — плоская. А вот что написано в древнеегипетском манускрипте, хранящемся в Лейденском музее древностей: «Смотри, земля бога передо мной, словно круглый мяч».
Но через два тысячелетия византийский купец и мореплаватель (а по некоторым данным — ученый-монах) Косма Индикоплевст был все еще уверен, что Земля похожа на расстеленный плащ. Да и Августин Блаженный доказывал, что Земля плоская, поясняя, что с круглой Земли вся вода стекла бы прочь, а люди на другой стороне шара ходили бы вверх ногами…
Египетские жрецы даже знали, что метеориты — это «небесные камни», которые «летают где-то там, в космическом пространстве, и время от времени падают на Землю» (Платон, диалог «Тимей»). И, заметьте, их представления вполне современны! Однако ни сам Платон, ни прочие античные и средневековые мыслители подобную теорию не разделяли. Более того, в 1751 г. Парижская академия наук во главе с Антуаном Лавуазье безапелляционно заявила, что отказывается рассматривать сообщения о «камнях с неба», потому как это абсолютно невозможно…
Помимо медицины и астрономии, египетские жрецы слыли отменными химиками.
Логично предположить, что химию они освоили благодаря ритуальным практикам. Особенно — искусству бальзамирования. Возможно, экспериментируя с различными бальзамами, они достигли высшего мастерства не только в алхимии, но и в химии. Кстати, термины «химия» и «алхимия» имеют египетский корень — именно через арабов европейцы познакомились с алхимией. А ее основоположником по праву считается древнеегипетский жрец Имхотеп, живший 48 столетий назад.
Существуют даже предположения, что древнеегипетские жрецы обладали секретными знаниями в области электричества и использовали «электрические эффекты» в ритуальных целях. По версии небезызвестного Эриксона, именно электротехнические приборы изображены на некоторых рисунках в египетских храмах.
Сторонники подобных гипотез в виде аргументов приводили технически несложные способы, при помощи которых жрецы могли получать весьма ощутимые электрические разряды…
Итак, не мудрствуя лукаво, приходится признать, что древняя жреческая (храмовая) наука была самой настоящей наукой, а сами жрецы — не только магами или мистиками, но и первыми учеными…
Виктория (Любопытная)
Павлюченко,
парапсихолог, арт-терапевт
«Berzerk: эзотерическое
порубежье»
https://vk.com/oberzininfo

Добавить комментарий